22:11 «Именины». Дни памяти святых | |
Имя РоманДень памяти: 14 октября Значение имени: происходит от лат. Romanus — «римский, римлянин» Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины». Роман Сладкопевец (2-я половина V века — 556 год)Святой Роман вырос в сирийском городе Эмесе (нынешний Хомс). С юности прислуживал в храме во время богослужений: сперва в Бейруте, а затем — в Константинополе, столице Византии. Со временем смышленого и старательного мальчика взяли пономарем в главный храм Константинополя, Святую Софию. Его усердие так бросалось в глаза, что Романа приметил Константинопольский патриарх Евфимий и назначил ему такое же содержание, какое получали чтецы и певчие. Те стали завидовать юному «выскочке», который и читать-то толком еще не умел, и как-то раз сыграли над ним злую шутку — прямо на глазах присутствовавших в храме царя и Патриарха вытолкнули его на амвон и велели петь перед всем народом славословие Богу. Мальчик не знал, чтó нужно петь, да и слуха у него не было — дело кончилось позором. Ночью он стоял на коленях перед иконами и горько плакал, а когда уснул, то увидел Саму Пресвятую Богородицу. Она протянула ему какой-то свиток и тихо произнесла: «Открой уста и съешь». Роман подчинился — и тут же проснулся. Рядом никого не было, но в сердце теплилась радость, и почти сразу же юноша понял: он не только научился читать и петь, но и каким-то образом освоил всю церковную премудрость — и Священное Писание, и богословские знания, и весь строй богослужения… Благодаря Бога и Владычицу Небесную, Роман поспешил в храм и, дождавшись момента, взошел на амвон и пропел только что сочиненный им кондáк? Рождеству Христову. Часть этого кондака звучит в храме и поныне: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». Русский перевод: «Ныне Дева рождает Того, Кто выше всего сущего. Земля приносит Неприступному пещеру; Ангелы с пастухами воспевают славу Богу; волхвы же отправляются в путь за звездою, ибо нас ради родился Младенец — Предвечный Бог». Пораженный Патриарх спросил у Романа, как у того открылись такие дивные певческие способности и откуда это песнопение. Юноша рассказал ему, как все произошло, и Патриарх сразу рукоположил его в диакона. Всю оставшуюся жизнь святой Роман, прозванный с той поры Сладкопевцем, обучал церковный клир благозвучному пению и чтению, а всех прочих людей наставлял правой вере. Интересные факты-1- Церковное предание считает Романа Сладкопевца автором более тысячи молитвословий и песнопений. Многие из них используются в богослужении и сегодня. Например: кондак Рождества Христова, пасхальный кодак («Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…»), Акафист Пресвятой Богородице (поется в пятую субботу Великого Поста — так называемую Субботу Акафиста); кондаки на праздники Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Пятидесятницы (Троицы), Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы; кондак святителю Николаю Чудотворцу и многие другие. -2- Роман Сладкопевец считается родоначальником жанра кондака. Само это слово — «кондак» (от греч. Κοντάκιον — палочка, на которую наматывают свиток пергамента) — восходит, по мнению ряда исследователей, к тому эпизоду из жития святого Романа, когда Богородица повелела ему проглотить свиток. Похожие эпизоды есть в Книге ветхозаветного пророка Иезекииля (Иез 3:1-3) и в Откровении Иоанна Богослова (Откр 10:8-10): съев свитки, оба пророка получают дар премудрости и слова. -3- Годы служения Романа Сладкопевца и его покровителя Патриарха Евфимия совпали с периодом острых споров между православными и монофизитами — христианами, которые не желали разделять во Христе Божественное и человеческое. Сам Евфимий вначале проводил умеренную политику и замалчивал решение IV (Халкидонского) Вселенского Собора, согласно которому Божество и человеческая природа во Христе сосуществуют «неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно». Но когда царский трон занял агрессивный монофизит Анастасий, Патриарх созвал Собор, подтвердивший халкидонское вероопределение, был низложен и отправлен в ссылку. Другие святые и известные люди с именем РоманСвятой мученик Роман Римский (ⱡ 258)Римский легионер, который присутствовал во время казни святого диакона Лаврентия и, глядя на его непоколебимую веру, сам обратился ко Христу. Согласно преданию, в последние часы истязаний святого Лаврентия Роман подошел к нему с кувшином воды и попросил крестить его, что тот и сделал. Вскоре после этого Роман был обезглавлен. День памяти — 23 августа. Святой благоверный князь Роман Рязанский (ⱡ 1270)Оба деда святого князя Романа погибли в борьбе с татаро-монголами в годы завоевания Руси Батыем (1236–1240). Сам князь деятельно заботился о своих подданных, защищая их от наезжавших в Рязань ханских сборщиков податей — баскаков. Те в отместку оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман был вызван в Орду и поставлен перед выбором: принять татарскую веру или мученическую смерть. Христианин не может изменить истинную веру на ложную, ответил князь, претерпев за это жестокие истязания и смерть. День памяти — 1 августа. Священноисповедник Роман Медведь (ⱡ 1937)Духовный воспитанник Иоанна Кронштадтского, настоятель Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в Севастополе. Пользовался огромным авторитетом среди моряков и флотского духовенства, который использовал в 1912 году для прекращения волнений на линкоре «Святитель Иоанн Златоустый». В 1918 году чудом избежал расстрела по оговору матроса, примкнувшего к большевикам. Уехал в Москву, основал «Братство ревнителей Православия в честь святителя Алексия», которое проводило народные лекции и обличало идеологию новой власти. Пережил серию арестов, ссылку на Соловки, последний год жил инвалидом в Малоярославце. Прославлен Архиерейским Собором в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году. Дни памяти — 3 августа, 8 сентября. Роман Вреден (1867–1934)Российский хирург и ортопед, доктор медицины, по вероисповеданию лютеранин. Трудился в Военно-медицинской академии, клиниках, больницах и госпиталях Петербурга. С началом Русско-японской войны отправился на Дальний Восток, где был главным хирургом Маньчжурской армии. С 1906 г. — директор первого в России Петербургского ортопедического института, в Первую мировую войну — главный хирург Юго-Западного фронта. После революции продолжал заниматься ортопедией, читал курсы лекций по военно-полевой хирургии. Автор «Практического руководства по военно-полевой хирургии» — второго пособия для русских военно-полевых хирургов после труда Н. И. Пирогова. Роман Якобсон (1896–1982)Выдающийся российский лингвист и литературовед, автор множества трудов по общей теории языка, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и другим областям гуманитарного знания. В юности входил в круг поэтов-авангардистов, в 1920 году уехал в Чехословакию как переводчик миссии Красного Креста, занимавшейся возвращением пленных на родину. В 1937 году получил чехословацкое гражданство, в 1938 году принял православие. После захвата Европы нацистами бежал в США, где и провел остаток жизни. В 1948 году опроверг гипотезу Андре Мазона о поддельности «Слова о полку Игореве». Получил звание профессора славянских языков и литературы Гарвардского университета. https://foma.ru/imja-roman.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |