История Знаменского храма г. Верхнего Тагила
В Знаменском храме Верхнего Тагила находится весьма почитаемая на Среднем Урале Чудотворная икона Божией Матери «Знамение». По преданию, эта Чудотворная икона находится в Верхнетагильском храме с момента его открытия в 1753 году. До этого же находилась во владении Саввы Медведева.
Верхнетагильский завод был основан в 1718 году Никитой Демидовым. Первое поселение возникло при заводе. Деревянный храм в Верхнем Тагиле был заложен в 1752 году, а освящен в 1753 году. Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, тогда выгорела большая часть Верхнего Тагила. Каменный храм был заложен в 1859 году, а освящен 22 ноября 1876 года. После пожара и до освящения храма богослужения совершались во временном храме во имя Пророка Илии, устроенном в заводской конторе. Каменный Знаменский храм, освященный в 1776 году, существует и доныне. В годы советской власти храм не закрывался. По усердным молитвам к Божией Матери пред ее иконой «Знамение» христоненавистники не смогли закрыть церковь даже в годину самых страшных гонений на нее. Со всей округи приезжали сюда люди, чтобы помолиться и приложиться к великой святыне.
Чудотворный Образ Божией Матери «Знамение» находится у правого клироса под стеклом. К Образу привешены множество украшений от благодарных почитателей, получивших исцеления.
Образ писан на доске размером 70,0 х 53,8 х 2,5. Шпонки врезные и торцевые. Торцевая часть иконы опалена огнем в пожаре 1861 года. Сам Образ огнем не поврежден.
На иконе изображение Богоматери Оранты (Молящейся), по пояс, с воздетыми в молитве руками. На груди Божией Матери, в медальоне изображение Богомладенца, который правой рукой благословляет, а левой держит свернутый свиток. С правой стороны от лика Божией Матери изображение Херувима, а с левой - Серафима.
О почитании верхнетагильской иконы Божией Матери свидетельствуют сделанные с нее списки. Чтимый список Образа находится в храме во имя Святого Чудотворца Николая в селе Быньги Невьянского района, с левой стороны главного алтаря. Особо чтимая копия иконы находилась в невьянском Преображенском соборе, помещалась в киоте за левым клиросом. После закрытия собора икона была спасена и в настоящее время находится в Вознесенском храме города Невьянска, также за левым клиросом.
В алтаре верхнетагильской Знаменской церкви хранится рукопись, содержащая запись устного предания о явлениях и чудесах Чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Это рукопись начала ХХ века. Рукопись содержит 16 листов (две тетради по 8 листов в каждой и два форзацных листа, элементы конструкции тетради).
Здесь публикуется полный текст рукописи, копия которого хранится в верхнетагильском краеведческом музее.
Сказание о явлении и чудесах верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»
Кем и где написана эта святая икона – неизвестно, а известны лишь следующие сведения:
Во время основания горных заводов на Урале, по большой надобности в людях, дозволялось правительством водворяться на горных заводах всякому желающему без исследования прежней жизни и преступлений. Шли из России несколько человек бурлаков для водворения на горных заводах и на дороге, ведущей к невьянскому заводу, обрели скит монашествующих и изъявили желание последовать примеру проживающих в скиту монахов, где и остались для всегдашнего проживания. Но необузданное своеволие бурлаков видело в мирной жизни схимников один только тяжелый труд в работах и молитвах, что им скоро наскучило и они решили продолжать свой путь далее к невьянскому заводу. Скит, в котором проживали, разорили и разграбили, оставив на том месте только одну святую икону Знамения Пресвятой Богородицы. Но образ Богоматери не благоволил оставаться в неизвестности, ибо от сей святой иконы был глас, повелевающий бурлакам непременно взять ее с собой, угрожая в противном случае обнаружить их грабительство и разорение скита. Три раза они покушались спрятать святую икону в лесу, но глас повелевал немедленно взять ее с собой. Бурлаки, вследствие трехкратной неудачи, решились нести святую икону с собой.
Не доходя до невьянского завода, послали в оный несколько человек из своих товарищей, чтобы объявить кому-либо о несенной ими Святой иконе, столь чудно на них подействовавшей. По приходе в невьянский завод они нашли квартиру и, когда хозяину оной рассказали о своих обстоятельствах, то он ужаснулся принять их со святой иконой в дом свой. Тогда посланные возвратились к оставшимся при Святой иконе товарищам и по всеобщем совещании решили никому в заводе о Святой иконе не объявлять, а поставить таковую на заводскую Тульскую башню, что по приходе в Невьянск и исполнили.
Явление иконы тотчас же сделалось известным жителям завода, и икона была перенесена в церковь. Явление Чудотворной иконы произвело на жителей Невьянска большое впечатление.
Один из жителей Невьянска Савва Медведев, был заподозрен в краже вещей у жителя деревни Каменка, но так как подозрение на Медведева было невинное, то он и приносил Господу Богу теплые молитвы об избавлении от возводимого на него обвинения. Молитвы Медведева были услышаны защитою и покровительством явившейся Святой иконы. В одну из ночей Святая икона, находившаяся уже тогда в церкви, явилась Медведеву и рекла: «Если ты обещаешься перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасного обвинения». Обрадованный чудесным явлением Святой иконы, Медведев дал в этом обещание, и, действительно, в скором времени потребован в Алапаевскую провинцию, для ответа по возводимому на него обвинению в краже. Но лишь только явился в провинцию, претендатель пал перед ним ниц и просил прощения в напрасном обвинении, так как учинивший кражу был уже обнаружен и предан суду.
Такое проявление милости Божией тем разительнее подействовало на Медведева исполнить данное им обещание Чудотворной иконе. По возвращении в Невьянск Медведев немедля явился к протоирею, сказал ему все происшедшие с ним обстоятельства и просил уступить ему Святую икону. Протоирей затруднился вырешить единолично просьбу Медведева, посоветовался с властями невьянского завода, и по всеобщем совещании было решено передать Святую икону Медведеву за три рубля (1709 г.), а деньги приложить в церковь.
Вскоре, после того Медведев был переведен на жительство с невьянского в верхнетагильский завод, куда он перенес и Чудотворную икону. Находилась Святая икона во владении Медведева, в Невьянске и Верхнем Тагиле, 44 года. В 1753 г., когда в верхнетагильском заводе была построена церковь, Медведев с общего согласия всех жителей внес в церковь сию Чудотворную икону и вместе с ней внес еще три иконы: Пресвятыя Живоночальныя Троицы, Святого Пророка Илии и Святых мученик Флора и Лавра. Сам же, будучи человеком усердным и богобоязненным, был избран церковным старостою.
От сей Чудотворной иконы Знамения Божией Матери бывали многие исцеления от различный болезней с верою и усердием к ней притекающим. Усердные христиане и поныне не перестают приходить на поклонение Чудотворному Образу Знамения Божией Матери и переносят таковой каждогодне в течение лета по окрестным заводам.
В невьянском заводе в 1872 году был необыкновенный падеж скота. Тогда жители Невьянска вспомнили о Святой иконе, явившейся на башне, и пожелали принести таковую в Невьянск для принесения теплых молитв об избавлении от падежа, что ими и было исполнено. По принесении теплых молитв сему Чудотворному Образу падеж скота прекратился. Поэтому жители Невьянска положили обет ежегодно приносить Святую икону в Невьянск к празднику Святых Апостолов Петра и Павла и приносить обратно в Тагил, к празднику Святого Пророка Илии, что с большим радением исполняется и поныне.
В одно время при переносе Святой иконы из Верхнего Тагила в Невьянск, священники, служа молебен при речке Калата, между собой поссорились. Когда хотели продолжать ход, святую икону не могла даже поднять с места. Видя такое чудотворение Святой иконы, сопровождающие трудолюбивые богомольцы стали просить священников, чтобы они примирились. И когда священники искренне простили друг друга, тогда Чудотворная икона несена была с необыкновенною легкостью.
Верх-нейвинский завод был наказан карою свыше за небрежность к Чудотворной иконе. Раз по обыкновению Чудотворная икона была принесена в верх-нейвинскую церковь к празднику Святителя Чудотворца Николая 9 мая. Когда надо было нести Святую икону обратно в Тагил, жители Верх-Нейвинска, проводив Святую икону лишь только за селение до местности, так называемой «Лобачевка», возвратились обратно в Верх-Нейвинск, не желая по нерадению своему нести Чудотворного Образа до Тагила. Местные священно- и церковнослужители в силу необходимости вынуждены были просить помощи для переноса в Тагил Чудотворной иконы у верх-нейвинского заводского начальства. И унесена бысть таковая заводскими рабочими по принуждению от заводского начальства, а не по их желанию. На другой день, после унесения Чудотворной иконы, верх-нейвинский завод выгорел. Жители завода отнесли причину пожара якобы гневу Чудотворной иконы за их нерадение во время перенесения иконы. С тех пор жители Верх-Нейвинска дали обещание приносить Чудотворную икону в Верх-Нейвинск и уносить обратно в Верхний Тагил по своему усердному желанию, что исполняется и по днесь с большим усердием.
Житель верх-нейвинского завода Никита Семенович Яргин, будучи болен несколько времени глазною болезнию, не питал даже надежды на выздоровление. В день принесения Чудотворной иконы в Верх-Нейвинск (8 мая) пришел к нему в дом неизвестный старичок и попросил полотенце, коим бы по принесении чудотворного Образа в верх-нейвинскую церковь, обтереть лик от пыли. Старичок посоветовал этим полотенцем, когда он оботрет лик Образа, вытереть лицо болящему Яргину, что он, Яргин, и выполнил с большим усердием и верою на выздоровление, и на другой день почувствовал от болезни облегчение и в скором времени выздоровел совершенно.
Жена Александра Ивановича Семеновского, служившего в то время управителем нейво-рудянского завода, была одержима ножною болезнию, несколько времени не могла ходить, почему и была возима при помощи прислуги в особо устроенной коляске. Один из жителей нейво-рудянского завода предложил жене Семеновского во время переноса чудотворной иконы из Верхнего Тагила в Верх-Нейвинск принять таковую в дом свой для принесения теплых молитв, что Семеновская с верою и усердием выполнила, и вскоре после ухода с иконами почувствовала себя совершенно здоровою.
Икона очень почиталась и почитается как в самом Верхнем Тагиле, так и в округе. Крестные ходы в Верхнем Тагиле с Чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» совершались практически в течение всего лета. Кроме того, в крестных ходах всегда носили еще и чтимые иконы Святого Пророка Илии и святителя Николая Чудотворца.
После Пасхи святая икона была приносима в верх-нейвинский завод, где 9 (22) мая, в память Святителя Николая, был престольный праздник. 8 – 9 мая Святая икона находилась в Свято-Николаевском храме Верх-Нейвинского поселка.
10 (23) мая крестный ход с иконой двигался в деревню Тарасково, где икона находилась в течение двух дней, и потом снова возвращалась в Верх-Нейвинский завод и пребывала там еще около двух недель. В это время с иконой совершались крестные ходы по поселку. Святая икона приносилась в дома, где перед ней служили молебны.
В конце мая Святую икону переносили из Верх-Нейвинского завода в Нейво-Рудянский завод. Крестный ход из Нейво-Рудянского завода шел в Верх-Нейвинск встречать Святую икону и с нею возвращался в Нейво-Рудянку. Там Святая икона находилась в Успенской единоверческой церкви в течение одной недели, после чего Святую икону уносили в Верхний Тагил.
Обычай приносить Чудотворный Образ в Невьянский завод появился в 1872 году в память прекращения лихорадки и падежа скота, продолжавшихся около двух лет.
Накануне праздника Святых Апостолов Петра и Павла 28 июня (11 июля) Чудотворную икону приносили в Невьянск. Крестный ход следовал через деревню Калата (ныне город Кировград) и Шуралинский завод (село Шурала), где делались краткие остановки и служились молебны. Этот крестный ход был особенно многочисленным по причине Петровской ярмарки, которая проводилась в Невьянске ежегодно в это время.
К 8 (21) июля, дню памяти Святого преподобного Прокопия Устюжского, крестный ход с иконой шел в деревню Федькова (ныне село Федьковка), около Невьянска, где была часовня XVIII века, а с начала XX века - храм во имя Устюжского Чудотворца. В Федькове икона находилась до 11 (24) июля, после чего возвращалась в Невьянск.
19 июля (1 августа), к Ильину дню, икону уносили в Верхний Тагил, где в Ильинском единоверческом храме был престольный праздник.
К празднику Успения Божией Матери, 15 (28) августа, Святую икону приносили в Успенский храм Быньговского завода. Крестный ход выходил из Верхнего Тагила 14 (27) августа и, проследовав с краткими остановками через Калату, Шуралу, Невьянск, к началу праздничного Всенощного бдения оказывался в Быньгах, где икона находилась до 29 августа (11 сентября).
Из Бынег икону на короткое время переносили в деревню Нижние Таволги.
Накануне, к дню памяти Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, 30 августа (12 сентября) Святую икону переносили из села Быньги в село Шурала, где был престольный праздник и приуроченная к этому дню ярмарка.
Из Шуралы крестный ход следовал до Верхнего Тагила, где икона оставалась до мая следующего года.
Крестные ходы с Верхне-Тагильской Чудотворной иконой Божией Матери совершались до конца 20-х годов ХХ века и прекратились по запрещению советской власти.
Возобновились крестные ходы с иконой Божией Матери «Знамение» с июля 2004 года. Пусть первый крестный ход был не таким многочисленным и продолжительным, какие совершались православными уральцами в царское время, главное то, что благочестивые традиции, освящающие Русскую землю и ограждающие ее от всякой нечисти, ныне возрождаются. Теперь каждый год крестный ход совершается по маршруту Верхний Тагил – Кировград – Село Шурала – город Невьянск |