« Декабрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
16:47 Кризисы развития. 1 часть | |
Кризисы развитияКризис часто определяется как переходный этап, который может одновременно вдохновлять и пугать. С одной стороны, за ним стоит много новых возможностей, а с другой — проходить кризис непросто. В этом материале мы с психологом Наталией Ининой решили рассказать о возрастных кризисах, с которыми сталкивается человек, и об их значении, познакомить вас с основными теориями кризисов развития и дать поддержку и рекомендации тем, кто сейчас проходит кризис сам или переживает его со своим ребенком.
Христианский психолог и психотерапевт. Преподаватель факультета психологии, руководитель центра практической христианской психологии и душепопечения Кризисы развития личностиВ психологии встречается два понятия: «кризис развития личности» и «кризис психического развития». На первый взгляд может показаться, что они обозначают одно и то же. Но на самом деле они описывают различные процессы психического и личностного становления человека. Основная статья посвящена кризисам психического развития, или, как их еще называют, возрастным кризисам. Но понимание различий между двумя видами кризисов поможет лучше ориентироваться как в собственных переживаниях, так и в личностных кризисах в целом. Кризисами развития личности обозначают те событие и периоды, в которых люди сталкиваются с нравственным выбором. Например, нужно решить: поддержать человека, который находится в трудной жизненной ситуации, или заняться своими проблемами в надежде, что поможет кто-то другой. Личностные кризисы ненормативны, то есть не связаны с возрастными этапами развития человека. Они порождаются определенной жизненной ситуацией, в которой человеку приходится делать выбор. Тем не менее нравственный выбор все же неразрывно связан с психическим развитием. Маленький ребенок не может совершить такой поступок, который по силам взрослому в 35 или 55 лет. Причина проста: детская психика еще не сформировалась настолько, чтобы различать правильное и неправильное. Но предпосылки для кризисов личностного развития появляются в раннем детстве. Когда маленький ребенок, который еще не способен понять чувств другого человека в полной мере, вдруг отдает свою игрушку плачущему другу, это большой личностный шаг, за которым зачастую стоит родитель, направляющий малыша в нужную сторону. Такой опыт формирует предпосылки к тому, что уже взрослый человек в более сложных обстоятельствах сможет делать нравственный выбор преимущественно в пользу добра и света. «Что будем делать?» Рецепты осмысленной жизни от журнала «Фома». Материалы о психологии, воспитании детей, межличностных отношениях и отношениях с самим собой — каждый день в нашем уютном Telegram-канале. Подпишитесь, чтобы быть в своей компании: Кризисы психического развитияГоворя о возрастных кризисах, корректно использовать формулировку «кризисы психического развития». Это как раз те кризисы, о которых вы, скорее всего, все знаете на собственном опыте. В этой главе разберемся, как они возникают и для чего нужны в жизни каждого. В отличие от кризисов личностного развития они нормативны, то есть возникают в определенные периоды жизни человека. Начиная от рождения, первого жизненного кризиса, заканчивая пожилым возрастом. Поначалу в центре мира малыша — он сам. Мир является естественным продолжением его самого, потому что ребенок воспринимает все вокруг через призму собственного «я». По мере взросления психика формируется, выстраиваются более сложные связи. Ребенок постепенно осознает, что мир и люди вокруг не существуют для него — они живут сами по себе, а малышу необходимо научиться строить отношения с этим внешним миром. Ребенок начинает понимать, что ровесники — такие же дети, как он, у них есть свои желания, свои привычки, свои потребности. Значит, они не могут делать то, что хочется ему, а порой и вовсе приходится в чем-то уступать своим товарищам. Такой психологический скачок происходит в период 3‒5 лет и называется первым нормативным кризисом психического развития. До этого периода малыш просто не мог осознать, к примеру, что мама устала и не может играть с ним постоянно. К пяти годам он уже способен принять чувства мамы и дать ей отдохнуть. Стоит заметить, что нормативные психические кризисы не заканчиваются в момент взросления ребенка. Они сопровождают человека всю жизнь. Каждый этап человеческой жизни когда-то заканчивается, уступая место следующему. Детство сменяется юностью, далее приходит зрелость, а за нею и старость. И каждый этап характеризуется определенными особенностями, специфическими переживаниями. К примеру, переход из зрелости в старость требует от человека смирения, принятия и благодарности за все, что подарила жизнь. Но человек может уйти не в благодарность, а в отчаяние из-за нереализованных, упущенных возможностей. И если так происходит, то этот крайне важный кризисный переход от зрелости к мудрой старости не осуществлен. Кризис есть, а его разрешения нет. Переход из предыдущей в последующую стадию психического развития также связан с усилием личности, то есть с тем, как человек поведет себя в кризисный период. Если взрослый человек, входящий в зрелость, осознает задачи, которые стоят на новом этапе жизни и берет на себя ответственность за их реализацию, то кризис осуществляется плавно и гармонично. Смело можно сказать, что он проходит созидательно как для самого человека, так и для его окружения. И в этом процессе как раз встречаются личность и психика человека. Личность определяет работу психики, влияет на нее и управляет ею. Именно такое соотношение позволяет человеку развиваться на всех уровнях: психическом, личностном и духовном. Признаки кризиса развитияОт родителей зачастую можно услышать, что у их малыша начался кризис трех лет. Или подросший ребенок вступил в кризис подросткового возраста. Кажется, что признаки кризисов развития у детей очевидны: изменение в поведении, отказ слушаться взрослых, стремление к большей самостоятельности. Но говорить о личностных кризисах взрослого с той же определенностью не получится. В этой части статьи вы узнаете больше о том, какие переживания сопровождают человека на разных этапах и что за ними стоит. Вернемся к детству, к самому первому кризису в жизни человека. Еще недавно спокойный малыш, подходя к возрасту 2,5‒3 лет, вдруг начинает капризничать и постоянно повторять «я сам». Это ключевая фраза первого нормативного кризиса психического развития. Психика ребенка созрела для того, чтобы он выделил себя из пространства, в котором еще недавно он и его мама были одним целым. Он хочет самостоятельности, он как бы ощупывает пространство действием, эмоцией, мыслью, пытаясь освоить его. И этот главный принцип — «я сам» — проявляется в активности ребенка. Очень важно, чтобы у ребенка сформировались навыки, которые впоследствии помогут ему чувствовать себя в мире безопасно, уверенно и творчески. Схожий по фразе, но иной по смыслу кризис настигнет ребенка, когда он подойдет к подростковому возрасту. Если детский кризис знаменуется фразой «я сам делаю», то подростковый — «я сам решаю». Иными словами: «Я хочу сам определять себя и свою жизнь. Я пытаюсь действовать как взрослый человек». Конечно, подростку и его родителям придется пройти настоящий кризис становления, в котором будут задействованы и психические процессы, и личностные усилия. Но стоит напомнить, что качество прохождения этого кризиса чрезвычайно важно для всей будущей жизни человека. У подростка формируется идентичность. Это время поиска и нахождения себя, обретения ответственности за последствия своих действий. У взрослого человека возрастной критерий кризисов не будет столь точным. Например, кризис среднего возраста у одних наступает в 34 года, а у других — к 40 годам. При этом внешняя картина также не будет столь явной. Хотя кризис среднего возраста столь же неизбежен, как и кризис подростковый. И тот, и другой являются нормативными точками перехода из одной системы координат в другую. Кризис среднего возраста знаменует переход от так называемого «разбрасывания камней», когда молодой человек завоевывает место в социуме, создает семью, активно действует, добивается поставленных целей, к периоду первого осмысления того, что уже есть. Это первый по-настоящему экзистенциальный кризис, когда встает вопрос: «Вот я уже чего-то достиг, что-то получил, но не стал счастливее. В чем же тогда смысл моей жизни?» Такие кризисные периоды могут сопровождаться тяжелыми эмоциональными переживаниями с грустью, тоской, подавленной агрессией. Но эти эмоции могут быть и не связаны с кризисом — их также вызывают тяжелые жизненные испытания другого рода. В таких случаях порой требуется помощь психолога или психиатра. Многие взрослые люди, у которых развивается депрессивное состояние, считают, что у них затянувшийся кризис среднего возраста. Они ждут, когда он сам пройдет. В результате оказываются в глубокой депрессии, справиться с которой все труднее. Но кризисы не всегда проходят тяжело. Если ребенок получает адекватную помощь со стороны родителей при прохождении своих детских кризисов, то и взрослые кризисы пройдут легко и созидательно, с обретением новых навыков и способностей. И преодоление каждого последующего кризиса будет связано с качеством прохождения предыдущего. Поэтому не стоит ждать кризиса с опасением. Важно творчески и со знанием дела проживать тот кризисный этап, в котором человек находится, и помнить, что кризис — это всегда шанс и возможность стать лучше, сильнее, мудрее и взрослее. Теория кризисов развитияСуществуют разные подходы к кризисам психического развития, и мы рассмотрим четыре из них. На трех теориях остановимся подробно. Это поможет вам сформировать полное представление о том, зачем нужны кризисы. Поищем ответы на вопросы: как помочь детям или подросткам преодолеть кризис? Какие кризисы проживает взрослый? Когда их ждать и как помочь себе? Теория Зигмунда Фрейда
Автор одной из самых популярных теорий — Зигмунд Фрейд, австрийский психолог, психиатр и невролог XIX‒XX веков. Он рассматривал человека исключительно как материальное, биологическое существо, поэтому при создании своей теории кризисов опирался на психофизиологическое созревание ребенка. Он полагал, что негативное прохождение кризисных этапов в детстве будет влиять на все сферы жизни взрослого человека. По Фрейду, человек проходит пять стадий развития и оказывается полностью сформированной личностью примерно к 18 годам. К этому возрасту юноша или девушка имеют потребность в отношениях и создании семьи, а основная цель жизни — рождение детей. Будучи атеистом, Фрейд считал духовные потребности человека инфантильностью и следствием невротического расщепления. Поэтому психолог, возможно, и делал акцент на биологическом формировании человека. Теория Бориса Сергеевича Братуся
Есть и другие теории, в которых человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Примером является теория развития личности отечественного психолога профессора Б. С. Братуся. Борис Сергеевич Братусь — доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, декан факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Он способствовал развитию христианской психологии в России и является практикующим специалистом по сегодняшний день. Братусь выделяет четыре уровня или этапа становления личности. Переход на каждый из них сопровождается кризисом психического развития. Эгоцентрический уровень развитияЕго проживает ребенок до пяти лет. В этом возрасте бесполезно говорить ребенку: «Неужели ты не понимаешь, что мама занята?» Он действительно не понимает. Он воспринимает мир через собственное «я», а представить, что чувствует другой человек, ребенок не может. И постепенно, по мере взросления и преодоления кризисов, он выходит за пределы своего эго. Уровень группоцентризмаЗдесь ребенок начинает понимать, что есть он, а есть другой человек. Выстраивается групповая система отношений, пиковая точка которой — подростковый возраст, когда мнение группы становится главным. Если первый этап, эгоцентризм, можно описать как «я и все остальные», то второй этап, группоцентризм, — это «мы и все остальные». Есть четкое разделение «своих и чужих». В классе, секции или среди друзей ребенок учится социальным отношениям: где-то уступить, где-то пойти навстречу, где-то взять себя в руки. Психологически подросток может осваивать эти навыки только в рамках небольшой группы. Гуманистический, или личностный, этапЕго можно описать прекрасной формулой «я и ты». Человек видит любого другого такой же ценностью, как и самого себя. На этом уровне человеческое уважение, право другого быть собой является априорной ценностью. Понятие группы сменяется понятием «человечество», где каждый важен и ценен сам по себе. И если на группоцентрическом уровне мерилом нравственных отношений выступает мораль, принятая в той или иной группе, то на гуманистическом уровне можно говорить о нравственности, перед которой все равны — «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Этот уровень определяет уже в полной мере взрослого человека. Духовный уровень«Я» на этом уровне уходит на второй план, а на первом оказываются духовные задачи и служение. Это не значит, что другие люди и сам человек перестают существовать. Человек начинает осознавать себя и других в свете Божьего замысла о каждом. И такое восприятие жизни является не просто декларацией, а глубинно и полностью охватывает всего человека, его психику, душу и личность. Это высочайший уровень развития человеческого в человеке. В полной мере его достигают только святые, но этот уровень может стать светлым ориентиром для любого человека. Это осознание поможет на любом уровне держать некий внутренний вектор в этом направлении, осознавать, что дорога жизни трудна, но и и прекрасна, поскольку ее цель — это воссоединение с Творцом и обретение полноты человеческой сущности. В своей теории профессор Братусь показывает, что эти этапы определяют логичное и последовательное становления человека: ребенок, подросток, взрослый, а затем духовный человек. Однако человек может «застрять» на каждом из этих этапов и не развиваться дальше. Факт паспортного возраста не всегда связан с подлинной зрелостью человека. Например, с виду взрослый может застрять на этапе подросткового группоцентризма. Такой человек будет считать, что важна только его семья и правы только его товарищи. Или на уровне эгоцентризма, воспринимая мир через призму своего «я». И если для ребенка эгоцентрическое восприятие мира психологически естественно и обоснованно, то для взрослого человека это далеко не норма. Эгоцентризм характеризует взрослого как инфантильного эгоцентриста, воспринимающего людей как средства и функции для решения своих задач и потребностей. Теория Эрика Эриксона
Нельзя не вспомнить одну из наиболее известных и популярных теорий — теорию идентичности психолога Эрика Эриксона. Эрик Эриксон — немецкий психолог XX века. В своих трудах он опирался на теорию Фрейда, но смотрел на человека не только с позиции телесного развития. Эриксон описывает конкретные возрасты: 3 года, 7 лет, 12 лет и так далее. В основе теории Эриксона лежит идея о том, что в каждом кризисе человек оказывается на распутье. И путь, который он выберет, во многом определяет всю последующую жизнь. Подробнее с теорией Эриксона можно познакомиться в главе «Основные кризисы развития». Кризисы развития по Выготскому
Психолог Лев Семенович Выготский ― выдающийся российский психолог, глубочайший специалист и автор уникальных подходов в общей и детской отечественной психологии. В работе «Проблемы возраста», анализируя все существующие к тому времени теории кризисов развития личности, Выготский пришел к выводу, что человек развивается скачками. Сначала идет период стабильности, связанный с накоплением опыта и вызреванием противоречий. Он сменяется кризисом, скачком развития, выводящим человека на совершенно новый этап жизни. Первый год жизниВ первый год жизни, по Выготскому, идет формирование собственного «я» через общение со значимым взрослым. Именно через взрослого ребенок осваивает и присваивает способы взаимодействия с жизнью, которые потом будут сопровождать его в течение всего жизненного пути. Стоит отметить, что маму ребенок в раннем детстве воспринимает как продолжение самого себя, а первым «другим» в жизни малыша зачастую становится папа. И то, каким будет папа, как он будет вести себя по отношению к ребенку, во многом определит его восприятие мира и людей вокруг в будущем. Поэтому так важно, чтобы отец был добр и внимателен ко своим детям. Кризис трех летДо этого времени ребенок играет и осваивает мир. К трем годам он начинает проявлять упорство и самостоятельность. Ребенок вдруг осознает себя отдельно от мамы и папы. Например, если предложить ему вместе убраться, он может ответить: «Нет, ты убирай». До этого он воспринимал местоимение «мы», не разделяя себя и близкого родственника. Позиция «я сам» становится движущей, и переубедить ребенка или заставить что-то делать далеко не всегда возможно. 5 главных открытий о детях: ко дню рождения психолога и педагога Л. С. Выготского Кризис семи летС трех до семи лет у детей формируются социальные отношения в ролевой игре. Поэтому им так важно находиться в обществе сверстников, например в детском садике или на секциях, если нет братьев и сестер. Ребенок понимает, что вокруг есть множество таких же детей, учится общаться с ними, делиться, уступать, дружить. Но важно ввести ребенка в это общество постепенно — не оставлять в детском садике до вечера в первый же день. Это обернется сильным стрессом. В идеале маме поначалу стоит находится с малышом в новом месте, вместе осваивать пространство и знакомиться с людьми, помогая ребенку постепенно адаптироваться. Такой мягкий подход требует усилий и времени от родителей, но он принесет ребенку бесценные плоды во взрослой жизни. Период с 7 до 12 летС 7 до 12 лет ведущей деятельностью становится учеба и познавание мира. Важно постараться увлечь ребенка, а не испугать наказанием за плохую оценку или несделанные уроки. Человеку, заинтересованному учебой, будет легче в будущем поступать в вуз, выстраивать карьеру и в целом общаться с людьми. Кризис подросткового возрастаА с 12 до 18 лет подросток начинает двигаться в сторону взрослости. Происходит перестройка сознания, и ребенок переживает подростковый кризис, который может даваться нелегко. Лучшее, что могут сделать взрослые, — помочь ребенку справиться с ним. Не упрекать и наказывать, а понимать и любить. Изображения сгенерированы нейросетью Midjourney https://foma.ru/krizisy-razvitiya.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |