Приветствую Вас Гость!
Четверг, 12.12.2024, 03:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2024 » Декабрь » 9 » Кризисы развития. 2 часть
16:47
Кризисы развития. 2 часть

Продолжение

Основные кризисы развития

Наиболее полно основные кризисы развития можно рассмотреть, исходя из подхода психолога Эрика Эриксона. 

Читайте также:

Детские возрастные кризисы: что надо о них знать и как на них реагировать

Младенчество до года

Время, которое взрослые люди не помнят, но оно живет в глубинах памяти, недоступных сознанию. В этот период формируется базовое доверие или недоверие к миру. Ребенок должен получить опыт безусловной любви, который обычно дают родители. Если это случится, то ребенок пойдет путем доверия и следующие кризисы проживет гораздо легче. Если же мама и папа не смогут дать ребенку необходимой ему любви, у него сформируется базовое недоверие к миру, которое повлияет на все аспекты жизни человека в будущем. Недоверие станет преградой к успеху и счастью. Причем как в профессиональной сфере, так и в личной жизни: человеку будет сложно строить отношения с партнером, находить друзей и даже общаться с коллегами. 

Первые три года жизни

В этот период формируется автономия или стыд. Как правило, ребенок уже хочет что-то делать сам. Например, завязывать шнурки. А мама перехватывает у него инициативу, ведь малыш поначалу будет делать это неловко и долго. А лучше и быстрее сделает, конечно, взрослый... В результате мама лишает ребенка инициативы, приучая делегировать другому, более взрослому какие-то действия или решения. При этом у малыша формируется ощущение, что он что-то делает не так, возникает внутренний стыд. Правильная родительская стратегия состоит в том, чтобы дать ребенку возможность пробовать себя в новом. Не подавлять его инициативы, а помогать и поддерживать. Пусть он сам завяжет шнурки, как умеет. Главное не торопить его, а, напротив, терпеливо и внимательно помогать и подсказывать. Тогда на следующем этапе психологического развития опыт автономности ребенка постепенно перейдет в его инициативность.

Кризис трех лет

Третий этап жизни длится с трех до шести лет. Формируется инициатива или вина. Ребенок хочет все делать сам. И зачастую поступает наперекор словам родителей. Мама говорит ему сесть, а он встает. Папа просит поднять игрушку, а ребенок ее бросает. Он хочет проявлять инициативу. В том числе в бытовых вещах: помыть посуду или что-нибудь приготовить. Родители либо помогают ему прожить инициативу и освоить навык, либо винят ребенка в том, что он что-то делает не так. Разбил тарелку, пока делал бутерброд, — мама ругается. Ребенок, как следствие, чувствует себя виноватым и уже не хочет помогать или пробовать новое.

Кризис семи лет

Четвертый этап  6‒12 лет. Кризис шести или семи лет. Ребенок начинает учиться в школе, и его следующее распутье  трудолюбие или неполноценность. Школьник либо учится с интересом и мотивацией, либо боится, например, поднять руку на уроке. Даже если выучил материал. За спиной такого ребенка, как правило, стоят вина и стыд, пережитые ранее. Чтобы успешно преодолеть кризис шести-семи лет и привить ребенку трудолюбие, надо быть всегда на его стороне. Не ругать за плохую оценку, а подпитывать интерес к предмету. Не заставлять делать уроки, а придумывать то, что сможет по-настоящему увлечь его. Это задача и родителей, и учителей.

Кризис подросткового возраста

Пятый этап  12‒19 лет. В 12 лет ребенок переживает период подросткового кризиса. Подростку хочется принимать решения и определять свою жизнь. И кризис состоит в том, что подросток еще недостаточно опытный и взрослый для полной самостоятельности. На пятом этапе формируется идентичность или происходит смешение ролей. Родителям и близким взрослым нужно уважать ребенка, который порой вызывает неприятие и даже отвращение своим протестом. Помочь может мысль о том, что подросток переживает мучительный поиск себя. Нужно быть внимательным к нему: не навязывать свое мнение, а слышать его предпочтения. И если, например, подросток — прекрасный спортсмен и отлично играет в футбол, не нужно отдавать его в шахматы и тем самым убивать инициативу и интерес. Нужно создавать условия для его реализации.

Читайте также:

Особенности подросткового кризиса

Кризис 2025 лет 

В следующий период вступает уже взрослый человек. Это время построения отношений, семьи, расширения круга общения, выход в социум из студенческой группы. Человек находится на распутье изоляции и близости. Появляется либо боязнь людей и недоверие к миру, из-за которых человек делает выбор в пользу изоляции, либо он с радостью вступает в отношения с противоположным полом, друзьями и коллегами, пробует новое, ищет себя. Важный момент: не нужно всегда воспринимать изоляцию как что-то плохое. Человеку может быть комфортно, например, работать в одном кабинете много лет и выполнять похожие обязанности эффективно и результативно. Изоляция становится разрушительной, когда человек «запирается» в кабинете из-за страха выйти в мир и постоянно чувствует вину, недовольство собой и ощущение неполноценности. 

Период 2664 лет 

Дальше Эриксон охватывает довольно широкий период жизни: 2664 года. Происходит генерация, то есть накопление опыта, знаний и навыков в любимом деле, или стагнация. Либо человек развивается там, где ему нравится, либо остается в том самом кабинете до пенсии. И так же избегает мира, к которому в глубине души стремится. Это невротическая, нездоровая ситуация, когда реальность и представление о ней сильно различаются. Хочется достигать высот и пробовать новое, но страшно настолько, что лучше оставаться на одной должности и лишь мечтать о другой жизни.

Кризис среднего возраста

Дополняя Эриксона, отдельно нужно сказать о кризисе среднего возраста, или середины жизни. У многих людей это период первого столкновения с духовной жизнью. В молодости существуют определенные ожидания: если завести семью — буду абсолютно счастливым. Если куплю квартиру — буду абсолютно счастливым. И вот человек обретает семью, становится владельцем трехкомнатной квартиры, дачи и машины. Но неудовлетворенность жизнью остается, да и ожидаемое счастье так и не наступает. И это переживание разворачивает человека от «внешнего» к «внутреннему». Человек начинает познавать себя. В этот период люди приходят к психологу. Запрос при этом зачастую звучит так: «У меня внешне все хорошо. Но внутренне я абсолютно не удовлетворен своей жизнью». И здорово, когда есть это осознание, и человек начинает искать смысл. Это начало пути к обретению себя настоящего, такого, какого задумал Бог. В этот период человек может открыть для себя религию, если до этого жил в бездуховном мире. Начинает искать возможности помочь другим людям, например, занимается благотворительностью. Важно не уйти в противоположную сторону, полагая, что радикальные внешние изменения помогут исправить положение. В этот период человек может разорвать узы брака, уволиться с работы, полагая, что новые внешние условия помогут изменить его внутреннее состояние.  Но это не так. Внутренние проблемы не могут разрешиться внешними способами. Потому стоит больше внимания уделять духовным запросам и потребностям.

Кризис 65 лет

Последний этап жизни — 65+. Достижение целостности личности или погружение в отчаяние. Целостность — это принятие своего жизненного пути со всеми ошибками и достижениями. Отчаяние можно сравнить с ощущением, будто человек писал свою жизнь «на черновик», ожидая момента, когда получится все исправить и начать наконец жить «на чистовик». Но это иллюзия. В итоге человек чувствует, что все пропустил, не прожил так, как мог и хотел, а жил какую-то другую жизнь, не свою. 

Боюсь старости. Как победить страх?

И это состояние никак не связано с внешним успехом или неуспехом. В конце жизни не работают аргументы, связанные с социальными достижениями, поскольку социальный успех часто связан с желанием доказать миру, что «я чего-то стою». Однако в зрелые годы становится важным лишь то, что по-настоящему ценно: настоящая близость и любовь в семье, а не красивая картинка напоказ; дело, которому посвятил жизнь искренне и с полной отдачей, а не за формальные награды и статусы. Иными словами, в этот период человек подводит некие итоги своей жизни и начинает видеть истинные результаты своей деятельности. Он пожинает то, что сеял, во что вкладывался, чему служил. И если человеку удается принять свою жизнь, сказать жизни «да», то можно порадоваться за него. И это и будет одним из важных критериев успешно прожитого последнего кризиса и жизни в целом.

Стадии развития кризисов

Кризис — это острое, напряженное состояние. Но его точно не нужно бояться. Благодаря знакомству с основными стадиями развития кризиса вы поймете, почему испытываете то нарастающее волнение, то упадок сил, то постоянную тревогу. Это знание поможет скорректировать жизнь так, чтобы вам удалось мягче и быстрее преодолеть кризисный период.

Каждый человек проходит несколько стадий: нагнетания, стагнации, выхода из кризиса. Но есть одно отличие: дети и подростки могут преодолеть кризисы только вместе с родителями или значимыми взрослыми. Взрослый человек преодолевает кризис самостоятельно, но и ему, при определенных ситуациях, может понадобиться помощь психолога, который, опираясь на знания и опыт, поможет преодолеть каждый этап или стадию кризисного периода более мягко и и более продуктивно. 

Попробуем рассмотреть стадии кризисов развития через призму физиологического, психологического и личностного уровней человека.

Физиологический уровень

Кризисы развития

Доктор медицины и химии Ганс Селье описывает, как человек проживает ситуацию стресса на физиологическом уровне. И это очень похоже на переживание кризиса, который тоже по-своему является стрессом. Сначала человек не осознает, что находится в стрессе. Он выдерживает возрастающее напряжение, но постепенно начинает чувствовать, что что-то идет не так. Потом начинается фаза удержания себя «на плаву» — кажется, что удается справляться, однако сил все меньше. И третья фаза — это условное «падение». Чтобы падения не произошло, нельзя в период кризиса брать на себя слишком много внешних задач. Во время кризиса уровень стресса в организме поднимается, поэтому далеко не всегда получается оставаться таким же продуктивным, как обычно. Надо помнить, что в кризисе принимает участие вся психофизиология. И она требует от человека внимания и адекватного распределения сил. В этот период стоит позаботиться о себе, о своем организме, чтобы он помогал преодолеть кризисный этап и выйти к следующему уровню развития.

Психологический уровень

В период кризисов весь психический аппарат человека находится в напряжении, ведь старые способы реагирования уже не подходят, а новые еще не выработаны. Этот период всегда будет затрагивать все основные психологические сферы жизни: когнитивную, аффективную и поведенческую. Иными словами, мысли, чувства и поведение будут претерпевать существенные изменения. Но это не только проблема, но и огромная возможность обрести новые, более богатые, более сложные формы мышления, чувствования и деятельности.

Личностный уровень

Кризисы развития

Личностное переживание кризиса всегда связано с изменением ценностно-смысловой сферы человека. Каждый кризисный этап дарит новые смыслы, открывает ценность таких вещей, о которых на предыдущем уровне развития человек даже не задумывался. Конечно, ценности ребенка несравнимы с ценностями взрослого, но каждому возрасту — своя задача. Мир ценностей и смыслов расширяется, присоединяя к предыдущим все более зрелые и высокие ценности и смыслы. В этом процессе человек обретает все больше мужества и сил принять свою жизнь свободно и ответственно. В зрелом возрасте он сможет дойти до глубокого чувства благодарности и принятия всего своего жизненного пути. 

Причины развития кризисов

Переживать кризисы проще, если понимать, какой результат они принесут. Каждый кризисный период возникает с определенной задачей. Он призван вывести человека на новый уровень развития. Причем касается это как трехлетнего малыша, так и сорокалетнего взрослого. Почему возникают кризисы? Какие задачи у каждого этапа? Все ли взрослые переживают кризисы в одном и том же возрасте? И зачем они вообще нужны, если кажется, что личность уже сформирована?

Условия развития и прохождения кризисов 

Кризисы развития

О причинах кризисов развития проще говорить применительно к ребенку. Двухлетний малыш точно не понимает, что мама может быть занята. Он хочет, чтобы она с ним играла, и точка. А вот ребенок пяти лет уже способен осознать, что мама устала и лучше дать ей отдохнуть. Но перед этим он проходит кризис трех лет, который так часто пугает родителей. Но именно этот кризис и является неким «квантовым» скачком, который открывает в ребенке способность понимать, что происходит с другим человеком. То же и с подростками. Родители, уставшие от бунтующего 13‒14-летнего подростка вдруг видят перед собой сознательного юношу, который стремится поступить в хороший университет и начинает ставить перед собой четкие цели. За этим переходом кроется кризис подросткового возраста со всеми его мучительными сложностями и эмоциональными «качелями». В этом и заключаются причины детских кризисов: ребенок должен постепенно повзрослеть.

Но все эти кризисы связаны не только с развитием нервной системы у детей или изменением гормонального фона у подростков. Всегда присутствует и нравственный аспект. У детей трех лет этот аспект корректнее назвать коммуникативным. Он еще не нравственный, но уже про отношения. Ребенок учится уважать, уступать, понимать чувства другого. Задача родителей — направить ребенка и подростка по правильному пути.

Кризисы развития

Если мы говорим о причинах кризисов психического развития у взрослых, то они тоже помогают перейти на новый этап. Зачастую у человека, например, в 50 лет может все быть идеально с внешней стороны: и семья, и карьера, и благосостояние. Но вот он приходит к психологу, и постепенно выявляется несоответствие внутренних потребностей и внешней вполне успешной жизни. Вроде бы все хорошо, но не покидает ощущение неудовлетворенности или пустоты. Такой переход на новый уровень понимания себя знаменует выход из кризиса. Но может случиться и иное: человек будет упорствовать в том, к чему привык, боясь выйти к новым способам жизни. Тогда кризис не будет преодолен, а человек так и останется в «расщепленном» состоянии, в разрыве между глубинными потребностями и внешней привычкой.

Важно также помнить, что человек может застрять на каком-то этапе своего становления, и не факт, что этот этап будет соответствовать его паспортному возрасту. Так, с виду взрослые люди нередко ведут себя как незрелые подростки — эгоцентрично, безответственно, ненадежно. Если такое поведение является типичным для человека 45‒50 лет, то с уверенностью можно сказать, что этот человек застрял в подростковом возрасте, так и не пройдя последующие нормативные кризисы. Такая печальная ситуация не приговор. Если проблема начинает осознаваться человеком, то ее можно решить. Психолог в этом деле может оказаться крайне важной, а порой и необходимой формой помощи. 

Значение кризисов развития

Каждый кризис развития приводит человека к определенным итогам. Если вспомнить теорию профессора Братуся, то итогом и смыслом всех кризисов является возможность выхода на духовный уровень развития.

Кризисы развития

В полной мере его могут достигнуть лишь святые, но для всех он может стать целью и идеалом. Каждому под силу преодолевать свои эгоцентрические и группоцентрические потребности и ориентиры. Если человеку удается строить свою жизнь в логике служения другому, если другой является самоценностью, то процесс личностного становления идет в правильном направлении. Кризисы в этом плане являются неизбежными ступенями роста, требующими внутреннего напряжения и усилия. Но в то же время, они открывают невероятные возможности и ресурсы. Вдруг становится понятно, что бескорыстная деятельность приносит счастье, которое не принесла трехкомнатная квартира и собственный дом. Выдающемуся психологу Виктору Франклу принадлежат замечательные слова: человек находит себя тогда, когда себя теряет.

Можно обратиться к Евангелию от апостола Матфея: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф 25:35‒36). Господь заповедует заботиться о ближнем: давать приют, кормить нуждающихся, навещать пациентов в больницах и заключенных в тюрьмах. Так человек заботится о самом Боге. Это изумительный, но при этом ясный критерий и результат, к которому через кризисы может прийти человек.

Особенности кризисов развития

Кризисы психического развития могут быть неочевидными. У кого-то они проходят бурно, а кто-то проживает все внутри себя. Особенности прохождения кризисов зависят от темперамента и характера человека.

Кризисы развития

Ребенок и подросток переживают кризисы только с помощью взрослых. Детская нервная система еще не сформирована настолько, чтобы справиться со всеми изменениями самостоятельно. Поэтому задача родителей — всячески помогать ребенку или подростку пройти каждый новый этап. Для этого очень важно иметь доверительные отношения с детьми, хорошо понимать особенности, связанные с возрастом ребенка. Например, до пяти лет бесполезно призывать к совести или к ответственности — такие сложные категории детская психика еще не может осознать. Любые поощрения или любая критика должны быть уместными не только с точки зрения конкретной ситуации, но и с точки зрения возраста ребенка. Родитель не сможет в полной мере реализовать свои родительские задачи, опираясь лишь на собственный опыт. То есть не надо думать: «у меня было не так…» или «со мной вот так поступали и ничего плохого не случилось, значит и я так же буду поступать со своим ребенком» — такие суждения ни к чему хорошему, как правило, не приводят. Ребенок может очень сильно отличаться от родителей характером, темпераментом, иметь иной психотип. Поэтому мама и папа должны иметь хотя бы минимум знаний о том, как развивается детская психика, какие особенности свойственны тому или иному темпераменту, характеру и тем более кризисному этапу. Родителю также следует концентрироваться на том, что «хорошо», а не бесконечно воевать с тем, что «плохо». Это значит, что критика должна быть направлена не на ребенка, а на его действия. Не «ты плохой», а «так делать плохо, потому что…» Надо помнить, что  ребенок не вредничает, не пытается испортить жизнь родителям — он осваивает мир как может и в этом ему очень нужна помощь взрослых. 

Кризисы развития

Кризис подросткового возраста наполнен мучительным поиском себя. Подросток перестает быть ребенком, но взрослым он еще не стал. Это промежуточное, можно даже сказать, потерянное состояние нуждается в поиске нового «я». Кризис связан с поиском идентичности. И этот поиск происходит в среде сверстников, которые вызывают у подростков больше доверия, чем взрослые. Отношения с родителями становятся напряженными, агрессивными, полными претензий и недоверия. Родители, в свою очередь, пытаются «надавить», «дожать». С одной стороны, они ждут от подростка «взрослого» поведения, ответственности, с другой — не дают ему шагу ступить, опекая, контролируя, будто он все еще ребенок. Это очень трудная для всех ситуация, разрешить которую можно лишь в доверительном и уважительном общении, даже если порой это кажется невозможным. Стоит повнимательнее посмотреть, чего хочет подросток, какие увлечения могли бы послужить его развитию. И всячески поддерживать. Иными словами, родителям надо научиться мягко управлять и направлять своего подростка, но не доминировать и тем более не унижать его формирующееся «я».  

Главный риск подросткового возраста  экзистенциальный кризис. Подросток может сделать неутешительный вывод, глядя на мир взрослых: «Мне совершенно не нравится то, что я вижу. Этот взрослый мир полон вранья и несправедливости. Вы, взрослые, только говорите хорошие слова, а сами живете не так». Так происходит, когда поведение родителя в обществе и дома резко различаются. Например, вежливый и доброжелательный папа вдруг превращается в грубого и агрессивного отца, когда оказывается дома. Зачастую следствием таких переживаний становятся вредные привычки и зависимости у подростка. Разочаровался — пошел покурил. В фильме «Доживем до понедельника» есть замечательная фраза: «Счастье, когда тебя понимают». И ее произносит подросток. У подростков действительно должен быть хотя бы один взрослый, с которым выстроены доверительные отношения. Если же мама или папа чувствуют, что ребенок бунтует и не принимает их, можно временно встать на один уровень с подростком и сказать: «Я понимаю тебя и твое разочарование. Но жить вообще не просто. Если тебе не нравится, что мы делаем и как поступаем, давай попробуем найти выход вместе. Мы сами живем в первый раз и пока не смогли найти иного способа». Честный диалог станет ценным опытом для подростка и поможет сделать большой шаг к доверию.

Кризисы развития

Взрослый, в отличие от ребенка, проходит кризис самостоятельно и отвечает перед собой и миром за его исход. Стоит напомнить, что человек в период кризиса находится в амбивалентном состоянии: с одной стороны, он чувствует невозможность жить по-старому, с другой — он еще не умеет жить по-новому. Именно эту раздвоенность крайне трудно преодолеть. Однако в этом напряжении, в этом поиске выхода и рождается новая реальность, личность делает тот самый скачок развития, о котором говорил Выготский. Но если для ребенка этот скачок знаменует новые навыки, то для взрослого он всегда связан с новыми смыслами.

Потому каждый преодоленный кризис открывает человеку новые формы созидания и служения. Один становится благотворителем, другой — волонтером, третий приходит в храм, к вере… Конечно, любой радикальный поворот вызывает тревогу и страх, но при этом человек чувствует огромный подъем сил и открывает для себя совершенно новые смыслы своей жизни.  Нужно понимать, что кризис не только испытание, но и неотъемлемая часть развития, которое не прекращается с физическим взрослением человека. Выход из кризиса 25 лет — создание семьи, выбор профессии, которая действительно по душе. Выход из кризиса середины жизни — нахождение смысла, которого сильно не хватало. И если успешно преодолевать каждый кризис и прислушиваться к себе, то итогом кризиса 65 лет станет подлинное счастье от прожитой и продолжающейся жизни.

Изображения сгенерированы нейросетью Midjourney

https://foma.ru/krizisy-razvitiya.html

Категория: Психология | Просмотров: 15 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]