О современной дружбе словами веры
«Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище» (Сир. 6:14).
Вероятно, если спросить каждого из нас: «Кто для Вас настоящий друг?» – ответ будет незамедлительным: «Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде». Независимо от нашего возраста и мировоззрения мы словно бы озвучиваем те ценности, которые представлены в известном советском мультфильме:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Этой нежной песенке вторит и житейская мудрость, заключенная в пословицах: «друг познается в беде», «без беды друга не узнаешь», и даже хрипловатый голос Высоцкого в «Песне о друге» поёт всё о том же. Истина о связи двух этих понятий – беды и друга – не оспорима, она априорна. Но вот другая черта психологического портрета настоящего друга сегодня нуждается в переосмыслении. «Лишнего не спросит…». «Лишнего не спросит» – это, если брать шире, – «лишнего не скажет», то есть, не будет копаться в душе, примет нас такими, какие мы есть. Многие именно такое место и отводят истинному другу – место бюро добрых услуг, где тебя выслушают, поймут, где тебе помогут и никогда и ни в чем не обличат. И не обличат даже тогда, когда обличает собственная совесть. Это, как видится нам, и есть функция друга, с ним всегда чувствуешь себя если ни хорошим, то по крайней мере, неплохим. В то же время святые отцы смотрели на подлинную дружбу несколько иначе. «Враг, хоть и целует меня, противен; друг, хоть уязвляет меня, любезен: поцелуй того подозрителен, рана от этого есть признак заботливости» – писал святитель Иоанн Златоуст. Как часто сегодня такая заботливость совершенно вымещена из дружеских отношений. Мы стараемся не обижать другого, а вместо этого покоим его самость и поощряем движение вниз. Если бы все друзья мира всегда и везде поступали таким способом, то смертей как духовных, так и физических было бы в сотни раз больше.
Пока мы говорили о нашем восприятии друга, а что же значит быть другом для нас самих? Редкие из нас обходятся совсем без друзей, в одних только соц.сетях этот контингент исчисляется сотнями и даже тысячами. Мы лайкаем чьи-то фото, пишем нежные комментарии под чьими-то постами, и на душе у нас комфортно. Ещё бы! Ведь мы поддерживаем дружеские отношения! Постепенно Интернет-пространство словно плесень распространяет своё влияние и на дружбу в реале, мы привыкаем к лайтовым отношениям: смеху, шуткам, безобидной болтовне, не любим лезть кому-то в душу и не впускаем в свою. Но главное: мы не молимся о своих друзьях и не желаем им спасения, точнее, может быть, и желаем, но как-то вяло, апатично, без огонька. Нам трудно даже представить, что значит – стоять на молитве ради того, чтобы твой друг или подруга отстали от какой-то греховной привычки и наследовали рай. Дружба живет в наших ощущениях, но не живет в наших сердцах. Между тем, святитель Тихон Задонский предупреждал из глубины своего духовного опыта: «Дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места».
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», – говорит в Евангелии Христос, потому что ничего не скрывал от апостолов. Вместе с молитвой подлинные дружеские отношения требуют от нас и искренности. Конечно, не следует ввергать друзей в бездну всех своих духовных переживаний, но однозначно то, что первые должны знать, чем вы живете. «Друг – человек, который знает о нас все и тем не менее любит нас», – повторял известный американский писатель и философ Элберт Хаббард. Как часто мы жаждем любви и как редко хотим при этом открываться другому.
Однако, что значит молитва и искренность без жертвенной любви? Именно в дружбе человек скорее познает смысл слов о том, что блаженнее давать, нежели брать. Если кому-то захочется понять, насколько истинна дружба с тем или иным человеком, дружба ли это в принципе или что-то другое, нужно просто задать себе вопрос: что тебе приятнее – отдавать ему или брать у него? И если приятнее брать – увы, дружбой такие отношения не являются. Это в худшем случае – пользование, а в лучшем – неравная взаимовыручка.
Чтобы быть хорошим другом, как дыхание необходимо чувство эмпатии и сострадания. В этой связи всегда вспоминается классика отечественной мультипликации – «Ёжик в тумане». В затуманенном лесу ежик пережил ужас, страх перед неизведанным, апатию… Он уже не может просто, как раньше попивать чай с малиновым вареньем и смотреть на звезды, а его толстокожий друг словно и не замечает этого, для него ничего не изменилось. Последние кадры мультфильма порождают мысль о разобщении друзей: первый уже не тот, что был прежде, второму до этого дела нет. Не так ли бывает и в нашей жизни, когда сначала мы не хотим понять близкого нам человека, а потом Господь убирает его от нас как от недостойных?
Наконец, дружба требует от нас единомыслия – друзья не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Это контрапункт, лакмусовая бумажка по отношению ко всей нашей духовной жизни. Если среди наших друзей есть люди, которые придерживаются откровенно греховного образа жизни, не стоит обманываться, нам интересно с ними, потому что грех царствует внутри нас. Не может изливать один источник соленую и сладкую воду (Иак. 3:12). Потому если утром мы молимся о спасении собственной души, а вечером травим с сомнительными друзьями скабрёзные анекдоты, следует пересмотреть взгляд на свое окружение. Истинная дружба освещается благодатью веры. Будем искать сокровище дружбы и найдем, просить о нем Бога и получим. И тогда вместе с Ахматовой мы, быть может, скажем близкому и дорогому человеку:
Сослужу тебе верную службу, —
Ты не бойся, что горько люблю!
Я за нашу веселую дружбу
Всех святителей нынче молю.
Автор: Юлия Ростовцева
https://ekzeget.ru/novosti-i-obnovleniya/novosti/osovremennoydruzbe/ |