«Опусти глаза, замри и молись. Бойся взгляда Вия – древнего бога, который пребывает в вечном мраке подземелья. Его веки проросли корнями сквозь землю. Если человек взглянет ему в глаза, то тут же умрёт. Так говорят старики. Так говорили их предки. С начала времён, когда Земля была ещё молодой, а боги были юными, живёт это древнее предание в душах славян, давно уже принявших Христову веру», – такими словами начинается фильм «Вий», поставленный в 2014-м году режиссёром Олегом Степченко.
Поиски Вия в мифах и сказаниях народов мира ведутся уже не одно столетие, а подвигла к такой исследовательской работе мистическая одноимённая повесть Н.В.Гоголя, впервые опубликованная в сборнике «Миргород» в 1835-м году. Согласитесь, трудно найти в мировой классике персонаж, более впечатляющий своей жуткой мощью.
Кто он – Вий?
Если мы обратимся к мифологии и фольклору народов мира, то Вия как такового там нет, но достаточно часто встречаются мистические образы, совпадающие с гоголевским описанием. В индийских преданиях и древней мифологии иранцев есть рассказы о боге Вайю, с которым можно найти некоторое сходство в произношении имён. Но Вайю, неся людям смерть и разрушения, считался повелителем ураганов. Вполне возможно, что со временем он мог «трансформироваться» в повелителя мертвецов и даже поменять имя. Но это – предположение. В Древней Руси обитателей потустороннего мира, враждебных всему живому, называли навиями. Одна из миниатюр Радзивилловской летописи 1092 года изображает половчан, прячущихся в домах от навий. А где же Вий? В русских фантастических повестях 1820–30-x годов, где нередко встречаются герои, пришедшие к славянам из германских преданий, подземного гнома Вия тоже нет. Прототипом Вия, как предполагают исследователи, мог бы быть скифский бог Вей – владыка смерти и ураганов, которого у славян звали Велесом. С принятием христианства образ языческого бога Велеса разделился на две ипостаси: положительную (Святой Власий, покровитель скота) и отрицательную (злобный дух, хозяйничающий в преисподней). А вот что пишет о своём мистическом герое сам Гоголь:
«Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».
Персонаж с таким именем в славянском фольклоре так и не был обнаружен
Подвергнуть сомнению слова писателя до сих пор никто не решился, но персонаж с таким именем в славянском фольклоре так и не был обнаружен. Есть все основания считать, что Н.В.Гоголь нашёл Вия не в «простонародном воображении», а в своей авторской фантазии, слепив его из множества демонических образов:
« – ‟Приведите Вия! Ступайте за Вием!” – раздались слова мертвеца. И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли…».
То, что персонаж весь в чёрной земле, а его появление предваряется волчьим воем – признак, указывающий на загробное происхождение Вия. А главное – он видит то, что недоступно зрению обычной нечисти. Демонические глаза Вия закрыты длинными ресницами. Он не может поднять тяжёлые веки без посторонней помощи. В связи именно с этой его особенностью некоторые исследователи связывают имя Вий с украинским словом «вии» – «ресницы». В русском фольклоре такие демонические глаза называются «волчьими».
Почему погиб Хома Брут?
Заметим, однако, что не страшный «волчий взгляд» Вия стал смертельным для героя повести – Хомы Брута: «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». А что же?! «А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать», – пояснил причину гибели философа товарищ Хомы. Кто «побоялся» нечистой силы – семинарист духовного училища киевского Братского монастыря?! Как же так?! Ведь назначение духовной семинарии – готовить крепких духом проповедников православной веры. Но, как говорится, верить в Бога и вещать о Боге – две разные вещи. Христианское богословие немыслимо без глубинной веры и сосредоточенной молитвы. А вспомните, как относится к молитве Хома? Окружённый в храме со всех сторон нечистью, он «читал как попало молитвы». «Как попало» – значит, без твёрдой веры в спасительную силу молитвенного слова! Философ Хома не только не молитвенник, но, чуждый аскетизма и молитвенного труда, он никогда не отказывал себе в удовольствии изрядно покутить и побалагурить, абсолютно не стремясь быть образцом добродетели. Он всегда готов поживиться тем, что плохо лежит, постоянно лжёт, чревоугодничает, сквернословит. Для таких людей, как Хома Брут, молитва равна заклятью.
Верить в Бога и вещать о Боге – две разные вещи. Для таких людей, как Хома Брут, молитва равна заклятью
Вспомните ночную скачку ведьмы (дочери сотника, оседлавшей Хому). Тогда семинарист лихорадочно перебирал в памяти все заклятья и молитвы против духов. И ведь именно молитвы ослабили нечисть, поэтому бурсак и смог ведьму скинуть с себя! Можно вспомнить и другой пример, когда в церкви, во время отпевания панночки, можно сказать, на Хому половина ада напала, и обратись наш герой к Спасителю: «Господи, помилуй и защити!», то и был бы спасён. А он, вместо того чтобы призвать на помощь Господа, поправшего ад, успокаивает себя напоминанием, что он – «казак», что ему стыдно «бояться»... Поверивший в свою силу и усомнившийся в силе Бога – погибнет!
Символика круга
Магический круг, который Хома Брут вполне осмысленно очерчивает вокруг себя, чтобы защититься от ведьмы, ассоциируется у нас с силами добра. Кажется, что круг стал непреодолимой преградой для нечистой силы: демоны «глядели на него, искали и не могли увидеть его, окружённого таинственным кругом», ведьма не имела сил переступить за магическую черту, чёрный гроб панночки, летавший над головой Хомы, не мог его зацепить… Но стоит заметить, что в Православии нет обычая очерчивать вокруг себя круг – это, скорее, магический обряд. Хома же, не веруя в спасительную силу молитвы, прибегнул к услугам магии, то есть попытался бороться с бесовщиной посредством той же самой бесовщины.
Страх там, где нет Бога!
Духовный смысл этой повести часто ускользает от читателей. А ведь с первых же строк можно понять, что разговор Гоголь ведёт о духовном – о человеке и его вере в Бога. Меня всегда, например, поражало, как же нечисть смогла ворваться в Божий храм? «Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы... двери сорвались с петель... Страшный шум от крыл и царапанья когтей наполнил всю церковь...».
Разговор Гоголь ведёт о духовном – о человеке и его вере в Бога
Почему именно церковь Гоголь избрал тем самым местом, где должны случиться ключевые события: здесь сошлись основные персонажи, здесь же погиб главный герой – семинарист Хома Брут. Наверняка при чтении повести вы обратили внимание на местоположение и внешний вид сельской церкви, в которой должно было пройти отпевание панночки. Унылый образ почерневшего храма, стоящего на краю села и поросшего зелёным мхом, откровенно пугает:
«Они приблизились к церкви и вступили под её ветхие деревянные своды, показавшие, как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей».
Церковь показала общее состояние христианской веры и подлинное отношение людей к Богу. Совершенно очевидно, что образ церкви в повести глубоко символичен. Жуткий мрак в храме, который не могут разогнать даже зажжённые перед образами свечи, имеет не только физический характер, но и метафизический – он указывает на состояние душ тех людей, которые забыли дорогу к Богу: «…страх загорался… вместе с тьмою». А страх зарождается в тех душах, в которых нет крепкой веры в Бога.
Вся мистика, о которой рассказывает повесть «Вий», до жути реальна. И сегодня Вий ждёт своего часа, чтобы испытать твёрдость нашего духа и крепость веры. И страшен не сам Вий, а его «волчий» взгляд: стоит лишь посмотреть ему в глаза, как все страсти, гнездящиеся в душе человека, бросятся на несчастного...
Демон, погубивший героя повести, явился не столько из дьявольского подземелья, сколько из тёмных бездн человеческой души, поражённой тяжёлым недугом. Отход от христианских идеалов и привел человека к гибели. В статье «Религиозное сознание Гоголя» (1934) С. Франк писал, что Гоголь, «содрогаясь, как на краю пропасти, чувствовал всем своим сердцем, что век, который отвернулся от Бога, движется к катастрофе». Список катастроф не исчерпан...