18:49 Неделя о самаряныне, воскресенье, 18 мая 2025 года: что будет в храме? | |
Неделя о самаряныне, воскресенье, 18 мая 2025 года: что будет в храме?Пятая Неделя по Пасхе посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаритянкой. Встреча с Господом перевернула жизнь грешницы так, что она стала святой. Память великомученицы Ирины Македонской, преподобного Варлаама Серпуховского и преподобномученика Ефрема Нового совершается 18 мая. Также Церковь вспоминает в этот день обрéтение мощей преподобного Иакова Железноборовского и чествует икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Воскресенье, 18 мая 2025 года, о самарянынеЕвангелие от Иоанна повествует о встрече Спасителя с самаритянкой у колодца Иакова. Согласно Преданию, женщину звали Фотина. Она принадлежала к народу, презираемому чистокровными иудеями: он образовался в результате смешения евреев с язычниками. Встреча произошла недалеко от самарийского города Сихарь, когда Фотина пришла к колодцу почерпнуть воды. Рядом сидел Христос. Он был один, поскольку ученики отлучились купить пищи. Господь попросил ее пить. Женщина удивилась, что Он обратился к ней, потому что иудеи с самарянами не общались. Далее Евангелие повествует об удивительном диалоге Спасителя и грешницы. Это была первая проповедь Иисуса Христа, обращенная не к иудеям. В результате Фотина крестилась, изменила свою жизнь, проповедовала и даже, по преданию, обратила ко Христу Домну, дочь гонителя христиан императора Нерона. Подробнее о встрече Спасителя с самарянкой читайте в наших материалах:
Особенности православного богослуженияТропарь воскресный, глас 4Светлую воскpесения пpоповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смеpть,/ воскpесе Хpистос Бог,// даpуяй миpови велию милость. Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения,/ Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!» Кондак Недели о самаряныне, глас 8Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ видя Тя, премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная. Перевод: С верою пришедшая к колодцу самарянка увидела Тебя, премудрости воду. Ею напоенная обильно, она Царство Вышнее навеки унаследовала, славная. Поскольку с 14 и до 21 мая Церковь празднует еще и Преполовение Пятидесятницы, на воскресной службе прозвучат песнопения, посвященные этому празднику. О том, что такое Преполовение и почему мы его празднуем, читайте в нашем материале. Тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе. Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе! Кондак Преполовения Пятидесятницы, глас 4Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты боеси Источник жизни нашея. Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!» Стихиры Недели о самарянынеНа вечернем богослужении в субботу 17 мая вы услышите стихиры Недели о самаряныне: На источник пришел еси, Источниче чудес, в шестый час, Евин уловити плод: Ева бо в той изыде из рая, прелестию змиевою. Приближи бо ся самаряныня почерпсти воду, юже видев, рече Спас: даждь Ми воду пити, и Аз воды текущия насыщу тя. И во град текши, целомудренная народом возвести абие: придите, видите Христа Господа, Спаса душ наших. Перевод: К источнику пришел Ты, Источник чудес, в час шестой, чтобы уловить Евы плод: ибо Ева в тот час вышла из рая, обманутая змием. И вот, приблизилась самарянка, чтобы зачерпнуть воды, и, ее увидев, сказал Спаситель: «Дай Мне попить воды, и Я водою ключевой насыщу тебя!» И, побежав в город, целомудренная тотчас возвестила множеству людей: «Придите, посмотрите на Христа Господа, Спасителя душ наших!» На студенец яко прииде Господь, самаряныня моляше Благоутробнаго: подаждь ми воду веры, и прииму купельныя воды, радование и избавление. Животодавче Господи, слава тебе. Перевод: Когда к колодцу пришел Господь, самарянка просила Милосердного: «Дай мне воду веры, / и получу я купели струи, радость и избавление!» Податель жизни, Господи, слава Тебе! Собезначальный и Соприсносущный Сын и Слово Отчее, на источник прииде Источник исцелений, и жена от Самарии прииде почерпсти воду, юже видев, рече Спас: даждь ми воду пити и шедши пригласи твоего мужа. Она же яко человеку глаголющи, а не Богу, утаити тщашеся, глаголаше: не имам мужа. И Учитель к ней: истину рекла еси, не имам мужа: пять бо имела еси, и ныне егоже имаши, несть твой муж. Она же, о глаголе удивившися и во град текши, народом вопияше, глаголющи: придите, видите Христа, иже дарует мирови велию милость. Перевод: Собезначальный и Совечный Сын и Слово Отца, к источнику пришел, Источник исцелений, и женщина из Самарии появилась, чтобы начерпать воды. Ее увидев, сказал Спаситель: «Дай Мне попить воды и пойди, пригласи твоего мужа». Она же, беседуя как с человеком, а не с Богом, стараясь утаиться, говорила: «У меня нет мужа!» И Учитель к ней: «Истинно сказала ты: “У меня нет мужа! ” — ибо ты имела пятерых, / и тот, кого ты имеешь ныне, не твой муж. Она же, этому слову поразившись и побежав в город, множеству людей возглашала, говоря: «Придите, посмотрите на Христа, Того, Кто дарует миру великую милость!» При студенце Иаковли обрет Иисус самаряныню, просит воду от нея, облаками покрываяй землю. О чудесе! Иже Херувимы носимый, блуднице жене беседоваше, воды прося, Иже на водах землю повесивый, воды иский, Иже источники и езера вод изливаяй, хотя привлещи сию воистину, уловляему от сопостата врага, и напоити ю водою живою, палимую в безместиих люте, яко Един Благоутробный и Человеколюбец. Перевод: При колодце Иакова найдя самарянку, Иисус просит у нее воды, облаками Покрывающий землю. О чудо! Херувимами Носимый с женщиной-блудницей беседовал; воды просил на водах землю Повесивший; воды искал источники и озера вод Изливающий, поистине желая привлечь ее, уловляемую неприятелем-врагом, и напоить водой живою ее, делами недолжными тяжко опаляемую, как единый Милосердный и Человеколюбец. Чтение ЕвангелияЕвангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5–42Комментирует священник Стефан Домусчи Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Апостольское чтениеДеяния святых апостолов, глава 11, стихи 19–26, 29–30Комментирует священник Павел Великанов Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. День памяти святыхВеликомученица Ирина (I)![]() icons.pstgu.ru Святая была дочерью печально известного правителя Ликиния — гонителя христиан. Но по ее молитвам тысячи язычников пришли к вере. Слушайте житие великомученицы Ирины на радио «Вера». Обрéтение мощей преподобного Иакова Железноборовского (1613)![]() Иаков Железноборовский Икона с сайта Костромской митрополии Рассказ о святом, которого почитали великие князья Руси, слушайте на радио «Вера». Преподобный Варлаам Серпуховской (1377)![]() Святой был келейником святителя Алексия Московского и основателем Владычнего монастыря в Серпухове. Благословила строить обитель на ее нынешнем месте Сама Богородица, голос Которой слышали Варлаам и святитель Алексий. Подробностей жизни подвижника не сохранилось, однако чудеса у его гроба совершаются до сих пор. Преподобномученик Ефрем Новый, Неамакринский чудотворец (1426)Преподобномученик Греческий святой, явивший себя миру в 1950 году, когда были обретены его нетленные мощи. Он жил в монастыре, разграбленном пиратами-мусульманами, и за отказ отречься от веры был замучен ими до смерти. Чудеса по молитвам к подвижнику совершаются и в XXI веке. Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (1878)![]() Перед этим образом обращаются в молитве к Богородице страдающие от зависимостей, особенно от алкоголизма и наркомании. Слушайте рассказ о чудесном явлении иконы на радио «Вера». «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |