15:53 О твердой надежде | |
О твердой надежде Есть два способа удерживать человека от покаяния и веры. Первый состоит в том, чтобы внушать ему беспечность — каяться, веровать, исправлять свои пути просто не нужно, это, может быть, и неплохо, но не обязательно, в вечности с тобой итак все будет хорошо. Это, без сомнения, ужасное заблуждение — у наших поступков есть последствия, человек обладает подлинной свободной волей, он может выбрать противление Богу и закоснеть в этом противлении навсегда. Господь постоянно — и в самых резких выражениях — предостерегает нас от этой невыразимо страшной, и совершенно реальной опасности. Но есть и другой способ, не менее эффективный — внушать человеку безнадежность. Спасется чрезвычайно малое число людей, в которое ты, очевидно, не входишь. Про всех нехристиан точно известно, что они будут в аду; католики будут в аду, потому как еретики; протестанты будут еще глубже в аду, потому как еще худшие еретики; насчет православности соседнего прихода тоже есть сильные сомнения, вот у нас тут малое стадо — но даже если ты прибьешься к нему, то ты тоже скорее всего будешь в аду, потому как как Святые Отцы говорили? «Куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня», и если это верно в отношении Святых Отцов, то тебя-то куда ввергнут? Отсюда следует очевидный вывод — а зачем вообще впрягаться-то в это бессмысленное и безнадежное предприятие? Если ты веруешь во Христа, приступаешь к Таинствам, прилагаешь усилия к исправлению своей жизни — и все равно Бог тебя отвергнет, то какая разница между благочестием и нечестием, между верой и противлением, между попранием заповедей и их соблюдением? Результат-то один и тот же. Да, какие-то неимоверные подвижники, может, и проскочили, но ты-то какой подвижник? Не смешите мои тапочки… Вот как бесы на мытарстве празднословия и злословия вытащат бэкап твоего блога, и все… Расслабленный религиозный либерал со своим «да не парьтесь, итак все спасутся», и суровый фундаменталист со своим «все кроме нас точно погибнут, а из нас спасутся только очень немногие» могут смотреть друг на друга с ужасом и отвращением — но, на самом деле, вывод из их взглядов следует один и тот же — нет никакого смысла каяться, веровать, исправлять свою жизнь и присоединяться к Церкви. Как говорит святой Амвросий Медиоланский в своей книге «О покаянии», «Никто не может каяться, если не будет уверен в милости и прощении». Блудный сын, чтобы вернуться, должен сознавать, что он тяжко согрешил, вверг себя в многие бедствия, и находится в великой опасности. Но он также должен верить, что Отец его не отверг и не проклял, что он может вернуться — и его примут. Чтобы побудить людей к покаянию, надо говорить о нашей уверенности в милости и прощении — которые мы находим в Господе нашем Иисусе Христе. Апостольское свидетельство есть свидетельство о твердой надежде, которую мы находим во Христе. Святой Апостол Петр пишет: «[Богом] дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2Пет.1:4)». Нам даны обетования — Бог обещает прощение тем, кто кается, и жизнь вечную тем, кто возлагает свою надежду на Христа. Эти обетования не есть что-то сомнительное и неопределенное — тем, кто пребывает во Христе через покаяние, веру, Крещение и Причастие Святых Тайн, твердо обещано вечное спасение. Именно вера в эти обетования и помогает избежать господствующего в мире растления. Христианин живет в надежде, а не в безнадежности; как замечательно сказал святитель Феофан Затворник, «верит, что Тот, кому он служит всей душой и всем сердцем, не допустит ему погибнуть, но спасет и оправдает». Христос не бросит тех, кто надеется на Него. Мы предаем себя и друг друга в Его руки, ожидая от Него спасения, а не проклятия. Это не юридическая гарантия — это личное доверие. Приведу пример — как-то я беседовал с человеком, который в таком доверии затруднялся. «Послушай, а твоя жена уверена, что она — замужем?» Он удивился нелепости вопроса — разумеется, как она может быть замужем и сомневаться в этом? «А она уверена, что ты ее не бросишь?». С некоторым гневом и обидой он заверил меня, что он не такой человек, чтобы нарушать брачные обеты. «Что же выходит — спросил я — ты более надежный и заслуживающий доверия человек, нежели Господь и Спаситель наш Иисус Христос? В тебе она может быть уверена, а в Нем — нет?». Через Святое Крещение мы вступаем в Завет с Господом, через Причастие Святых Тайн пребываем в Нем; мы с трепетом ожидаем вечного спасения, когда мы встретимся у ног Христа. Такова наша надежда, и она стоит того, чтобы ее возвещать. 19 февраля 2013 Автор:ХУДИЕВ Сергей Журнал Фома. | |
|
Всего комментариев: 0 | |