Исааку было тридцать семь лет, когда умерла его мать. Авраам посылает своего старшего раба Елиезера на родину в Месопотамию взять сыну Исааку жену. Было недопустимо, чтобы произошло смешение продолжателя избранного рода с потомками Хама — хананеями, которые населяли Палестину.
Женой Исаака стала его родственница Ревекка — внучка брата Авраама Нахора, сестра Лавана. Исаак и Ревекка жили в любви. Их брак упоминается в молитвах чинопоследования Таинства брака. Святитель Филарет Московский пишет: «Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккой может быть образом обручения Христа с Церковью» (Записки. Ч. 2. С. 195).
У них двадцать лет не было детей. Когда Исааку исполнилось шестьдесят лет, Ревекка родила ему двух сыновей-близнецов. Еще во чреве матери братья стали биться, и Ревекка вопросила Господа, Который ей сказал: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт 25, 23).
Первый вышедший младенец был красный и весь в волосах. Последнее определило имя его —Исав, что по-еврейски означает волосатый. Красный цвет кожи дал родившемуся и происшедшему от него народу другое имя — Едом.
Затем родился брат его, который рукою держался за пятку брата. Поэтому он был назван Иаков (от евр. акев — пятка). Он был человеком кротким. Любил жизнь сосредоточенную. Исав стал искусным звероловом. Отец любил Исава, а Ревекка — Иакова. Весьма точная психологическая подробность Библии. Сам кроткий и тихий, отец любил деятельного сына, который своей активностью как бы восполнял характер отца. Деятельная по своему характеру Ревекка любила своего нежного младшего сына.
Однажды Исав пришел с поля очень усталый и голодный. Он попросил у брата поесть красного, как сказано в тексте (Быт 25, 30). Воспользовавшись состоянием брата, Иаков просил продать ему первородство. Исав, видимо, был в крайней степени немощи, потому что сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт 25, 32). Иаков дал ему хлеба и кушанья из чечевицы.
Хотя право первородства было формально закреплено позже в законе Моисея, с глубокой древности существовала привилегия перворожденного. Первенцы были носителями и наследниками Божественных благословений и обетований. Но для восприятия их нужна была сильная вера. Ее-то у Исава не было, поэтому Бог попустил ему потерять первородство. Тем более что сам Исав им не дорожил. Когда Исаак состарился, у него сильно ослабло зрение. Он послал Исава за дичью, чтобы тот приготовил его любимое кушанье. После этого патриарх собирался благословить перед смертью своего старшего сына. Ревекка, слышавшая их беседу, сказала любимому сыну: принеси из стада двух козлят, и я приготовлю отцу твоему кушанье. Он поест и благословит тебя. На это Иаков ответил, что Исав косматый, а он гладкий, поэтому отец узнает его. Ревекка взяла богатые одежды Исава, надела на Иакова, а руки и шею обложила кожею козлят. Исаак ощутил запах от одежд Исава и благословил Иакова. Святитель Иоанн Златоуст оправдывает Ревекку и Иакова, видя здесь действие Божественного Промысла: «Не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что Сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение предречение» (Беседы на книгу Бытия. LIII).
Потомки Исава составили воинственный горный народ на юге Палестины, на горе Сеир. Из него произошел царь Ирод Старший, пытавшийся убить Богомладенца Иисуса.
***
ПАТРИАРХ ИАКОВ (ИЗРАИЛЬ)
Борьба Иакова с Ангелом. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия
Исав возненавидел Иакова и после смерти отца хотел его убить. Опасаясь за сына, Ревекка советует Исааку послать Иакова в Месопотамию, чтобы взять жену. Исаак благословляет выбрать в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки. Получив благословение, Иаков отправляется в Месопотамию. Он вышел из Вирсавии. Ему предстояло пройти долгий и трудный путь. Сначала нужно было пройти на север по Ханаану, потом через Иордан, Галаад, Васан; идти по направлению к Дамаску и далее — до Харрана, где жил Лаван. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает добродетели Иакова: «Посмотри же теперь на этого юношу, воспитанного дома, никогда не испытавшего ни трудностей путешествия, ни жития на чужой стороне, ни других каких-либо беспокойств, — поучись как совершает он путешествие, и поучись высокому любомудрию» (Беседы на книгу Бытия. 54. 3).
Ночь застала его близ города Луз. Иаков положил под голову камень и лег ночевать. Ему было замечательное видение, имевшее высокий пророческий смысл. Он увидел во сне лестницу от земли до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Иаков увидел на лестнице Господа, Который сказал: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28, 13–15).
Лестница от земли до неба была выражением тесной связи небесного и земного. Восхождение по ней Ангелов и нисхождение их означает, что они возносят за людей молитвы к Богу, ходатайствуют за них и низводят на людей милости Божии.
Лестница Иакова. Монастырь Дионисиат, Афон
Это место из книги Бытия читается в качестве паремии на Богородичных праздниках. Лествица Иакова — это связь Неба с землею, человека с Богом. Совершеннейший образец такого соединения явила Пречистая Дева Мария. Она Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. Большинство ветхозаветных пророческих откровений имеет как общечеловеческий, мессианский смысл, так и ближайший (в пределах ветхозаветной истории). Видение Иакова имело и конкретную цель: укрепить праведника в многотрудном деле соучастия в планах Божественного домостроительства. Патриарх Иаков еще не знал, какие испытания его ждут. Господь заранее укрепляет его веру Своими обетованиями и обещает защиту. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль — дом Божий).
Иаков был с радостью встречен своим дядей Лаваном. Он поселился в его доме и стал работать. Полюбив его младшую дочь Рахиль, которая была красива станом и красива лицем (Быт 29, 17), он не мог сразу просить ее руки, так как на Востоке именно жених (а не родители невесты) должен давать выкуп родителям невесты. Иаков же был странник и ничего не имел. Он предложил за Рахиль семь лет своих трудов. Когда они прошли, то показались Иакову как несколько дней. Так он полюбил Рахиль. Лаван устроил брачный пир, а вечером ввел в его покои Лию. По-видимому, была полная тьма, потому что только утром Иаков узнал, что это была Лия. Чтобы загладить вину, Лаван предложил окончить брачную седмицу дней, а потом взять в жены еще Рахиль, но для этого нужно было отработать еще семь лет.
У каждой из них были свои причины для страданий. Рахиль была любимой, но неплодной. Лия могла рожать, но ее не любил супруг. Господь призрел на Лию и дал ей детей. Первым родился Рувим. Он стал одним из двенадцати патриархов израильских, от которых образовалось двенадцать колен. Первенец, несомненно, имел доброе устроение души. Он помешал братьям убить Иосифа. Позже, когда Иаков отказался отпустить с братьями в Египет своего любимого сына Вениамина, Рувим предложил вместо него четырех своих сыновей.
Вторым Лия родила Симеона. Третьим сыном Иакова от Лии стал Левий. Колено, которое произошло от этого патриарха, занимает в Священной истории особое место: оно не получило в земле обетованной своего удела, но было поставлено на служение Богу. Из него поставлялись первосвященники, священники и левиты. Четвертым Лия родила Иуду. Он тоже проявил сострадание к Иосифу, предложив не убивать, а продать его. Во время второго путешествия в Египет он предложил себя в рабы к Иосифу за Вениамина, которого тот хотел оставить при себе (Быт 44, 16–34). Промыслом Божиим именно это колено было избрано в особых целях Божественного домостроительства: из него произошел Мессия, Христос — Спаситель мира. Пятым родился Дан. Потомки его были судьями и воинами.
У патриарха Иакова было уже десять сыновей, когда Бог призрел и на Рахиль: услышал ее Бог, и отверз утробу ее (Быт 30, 22). Она родила сына, которого назвала Иосиф(«прибавляющий, дающий еще»). Этому патриарху Божественный Промысл назначил особое место в судьбах Израиля. Проданный в рабство в Египет и прошедший через страдания, он спас избранный народ от гибели во время страшного голода. Многие обстоятельства жизни патриарха Иосифа прообразуют события земной жизни Иисуса Христа.
Закончился второй семилетний срок договора Лавана и Иакова. Но Лаван, видя, что Божие благословение, пребывавшее на Иакове, пришло и на его дом, не захотел его отпустить. Прошло еще шесть лет. Иакову было тяжело. Лаван проявлял сильное недовольство, что его работник стал богаче его. Господь повелел Иакову возвратиться на родину и обещал: Я буду с тобою (Быт 31, 3).
Когда Лаван удалился из дома, чтобы стричь скот, Иаков, получив согласие Лии и Рахили, вместе со всем многочисленным семейством, скотом и богатством ушел из Харрана. Лишь на третий день Лаван узнал об уходе зятя и начал погоню. Через семь дней он нагнал караван в Галааде, в Заиорданье. Ограждая неприкосновенность Своего избранника, Бог явился Лавану и предостерег его от насилия над Иаковом. Лаван и Иаков заключили союз, воздвигли во свидетельство соглашения памятник из камней. Когда Иаков отправился в дальнейший путь к дому отца своего, Господь укрепил его. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим (Быт 32, 1–2), что в переводе с еврейского значит двойной стан. Легко понять цель этого Божьего откровения. Иаков, уйдя от преследования Лавана, опасался того, чей гнев заставил его покинуть отчий дом двадцать лет назад.
Когда Иаков узнал, что Исав, имея четыреста человек, идет ему навстречу, разделил стан надвое, чтобы мог спастись хотя бы один из них. Он обратился со смиренной молитвой к Богу. Он говорил, что недостоин всех милостей и благодеяний, но просил защитить его и всю его семью. Молитва успокоила его. Он отменил прежнее решение о бегстве и пошел навстречу Исаву, послав впереди богатые дары — скот. Когда подошли к речке Иавок, которая с востока впадает в Иордан, Иаков вброд перевел семью, а сам остался один. Как объясняют экзегеты — для молитвы. И явился ему, как сказано в Священном Писании, Некто и боролся с ним до зари. Это — одно из самых таинственных мест в библейских книгах. Ночное событие было предметом толкований и исследований многих экзегетов. «Из всего рассказа, — пишет блаженный Феодорит, — познаем — здесь явился Иакову Единородный Божий Сын Бог».
Хотя эта борьба была испытанием также и физических сил Иакова, она имеет несомненно духовный смысл. «Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил: взыде заря. И Иаков просил у Него благословения, научая тем, что боролись они друг с другом по любви; и Ангел благословил Иакова, показывая сим, что не гневается он на того, кто противостоял Ему, будучи человеком перстным» (Преподобный Ефрем Сирин). Боровшийся с Иаковом коснулся бедра патриарха и повредил его: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт 32, 28). Новое имя Иакова — Израиль перешло на весь богоизбранный народ и стало этнонимом. Один из возможных переводов: «Бог борется».
По дороге в Ханаанскую землю, близ Вифлеема, умерла во время родов Рахиль. Сына она назвала Бенони («сын моей скорби»). Однако Иаков, не желая, чтобы имя постоянно напоминало об этом печальном событии, назвал сына Вениамин («сын правой руки, сын счастья»).
До Иакова в каждом поколении только один представитель рода был наследником обетования. Остальные (братья и их потомки) отделялись от центральной наследственной ветви. Начиная с Иакова все потомки патриархов входят в состав богоизбранного народа: двенадцать сыновей Иакова, их дети и все их потомки.
***
ПАТРИАРХ ИОСИФ
Братья продают Иосифа
Когда дети Иакова подросли, они стали пасти скот. Иосиф был любимым сыном у Иакова. Поэтому братья относились к нему недружелюбно. Эта неприязнь перешла в ненависть после двух снов, которые увидел Иосиф. В первом сне он увидел, как братья вязали снопы. Сноп Иосифа стал прямо. Снопы братьев стали кругом и поклонились снопу Иосифа. Братья сказали: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? (Быт 37, 8). Во втором сне Иосиф увидел, как ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звезд. Отец спросил: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37, 10).
Вскоре братьям представилась возможность проявить свою ненависть к Иосифу. Они пасли скот. Отец послал Иосифа к ним. Когда они увидели брата, то замыслили убить его. Но Рувим проявил сострадание и сказал: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него (Быт 37, 22). Тогда они сняли с него одежду и, бросив в ров, сели есть хлеб. Увидев проходивший мимо караван измаилитян, направлявшийся с товарами в Египет, братья продали его за двадцать сребреников купцам. Измазав его одежды кровью козла, показали отцу и сказали, что сына его растерзал хищный зверь. Иаков разодрал свои одежды, оделся во вретище (власяницу) и многие дни оплакивал сына (см.: Быт 37, 34).
Иосиф в Египте
В Египте купцы перепродали Иосифа царедворцу фараона и начальнику телохранителей Потифару. Вначале жизнь Иосифа на чужбине сложилась благополучно. Господь был с Иосифом. Все, что он делал, имело успех. Потифар, видя это, поставил его над своим домом. Господь благословил дом египтянина ради Иосифа.
Но вскоре Иосифа постигло испытание. Он был красив. Жена Потифара, безуспешно домогавшаяся греховной связи, оклеветала целомудренного юношу. Он был заключен в темницу. Но и там Господь помогал ему. Иосиф снискал благоволение в глазах начальника темницы.
Спустя некоторое время в темницу были брошены два царедворца (главный виночерпий и главный хлебодар). Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской.
Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция
Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского.
Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий(возможность) забыть, Ефрем — плодородный. Патриарх Иаков перед смертью усыновил их (см.: Быт 48, 5). Поэтому колен Израилевых вместо двенадцати стало тринадцать. Однако при разделе земли Ханаанской в жребии участвовали только двенадцать, так как колено Левиино, предназначенное для священнического служения, удела не получило.
С верою и упованием на Бога совершал Иосиф дело, на которое его поставил Господь. Вскоре началось семилетнее изобилие. За эти годы Иосиф смог скопить в житницах огромные запасы продовольствия. Когда наступили голодные семь лет, Иосиф продавал египтянам хлеб. Голод продолжал усиливаться в земле Египетской. Бедствие постигло и другие страны, в том числе Ханаанскую землю. Иаков узнал, что в Египте имеется хлеб, и послал своих сыновей купить его. Только любимого и юного Вениамина патриарх оставил дома, опасаясь за него.
Сон Иосифа, рассказанный им братьям, стал сбываться. Сноп Иосифа символизировал те хлебные запасы, которые он создал в Египте, а поклонение снопов братьев означало их просьбу к Иосифу продать им хлеб, чтобы не умереть с голода.
Братья, пришедшие в Египет, не узнали Иосифа. Они не могли признать в столь высоком правителе, каким тот стал, своего брата. Но Иосиф их узнал. Он продал хлеб и отпустил их, потребовав привести своего любимого брата Вениамина. Чтобы братья исполнили это требование, он удержал при себе Симеона.
Братья Иосифа перед отцом с мешками зерна и серебра. Собор Святого Марка, Венеция
Продолжавшийся голод побудил Иакова уступить просьбам братьев и отпустить Вениамина, предав себя покорно воле Бога. Описание второй встречи Иосифа с братьями изумляет силой и жизненной достоверностью библейского повествования. Когда Иосиф увидел своего младшего брата после многих лет разлуки, он не смог сдержать чувств. Он готов был заплакать, и чтобы это не произошло на глазах у братьев, удалился во внутреннюю комнату. Умывшись, он вышел. Овладев собой, он приказал подать еду.
Иосифу было мучительно тяжело расставаться с Вениамином. Он приказал начальнику своего дома тайно положить в мешок младшего брата свою серебряную чашу, чтобы, обвинив в хищении, задержать его. Разговор Иосифа с братьями представляет собой по драматизму и напряженности одну из самых волнующих страниц библейской истории. В этом эпизоде испытанию подверглись все духовно-нравственные силы участников. Иуда проявил себя человеком, исполненным возвышенной и жертвенной любви. С глубоким пониманием и тонкостью чувств он описал будущие страдания престарелого отца в случае, если любимый его сын Вениамин будет оставлен в Египте. Он просил отпустить отрока, предложив вместо него в рабство себя: как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего (Быт 44, 34). Иосиф уже не мог сдерживаться и закричал: удалите от меня всех (Быт 45, 1), имея в виду придворных. Когда братья остались одни, он громко зарыдал и открылся им; те смутились и молчали. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нужно, по-моему, удивляться здесь и твердости этого блаженного мужа, тому, что он до сих пор мог притворяться и не обнаруживать себя, а еще более удивляться тому, как братья могли устоять и открыть наконец уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их рассудок, как они не провалились сквозь землю» (Беседы на книгу Бытия. 64. 6).
После слов: Я — Иосиф, жив ли еще отец мой? (Быт 45, 3), — братьев охватило сильное волнение. Радость была тем большей, что она пришла неожиданно. Но велик был и страх их: совершенное против брата преступление не могло забыться. Иосиф понял состояние братьев и поспешил успокоить их: но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни (Быт 45, 5). Дальнейшие слова патриарха Иосифа имеют глубокое богословское содержание. Иосиф открывает братьям пути Божественного Промысла: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45, 7). Святые отцы видят в скорбях праведного Иосифа прообраз страданий Иисуса Христа, а в освобождении из темницы и возвышении — предызображение духовной победы Спасителя.
Иосиф просит скорее привезти в Египет своего отца. Фараон, узнав о братьях Иосифа, проявляет к ним расположение. Он предоставил колесницы, чтобы братья Иосифа скорее исполнили его желание.
Иаков, узнав, что жив его любимый Иосиф, пожелал увидеть его. Но как праведник, навыкший во всем полагаться на волю Божию, он не мог руководствоваться только естественными желаниями. Он отправляется в Вирсавию, на то место, где патриарх Авраам соорудил жертвенник. Здесь Иаков принес жертву Господу. В ночном видении Бог явился ему иблагословил его путешествие в Египет.
Иаков переселился в Египет всем своим родом. По греческому тексту книги Бытия всего с ним прибыло семьдесят пять человек (см.: Быт 46, 27). Это же число названо в речи святого апостола-первомученика Стефана (см.: Деян 7, 14). Бытописатель рассказывает о трогательной встрече Иакова с Иосифом, выехавшим навстречу. Пророк Моисей говорит, что Иосиф пал на шею его, и долго плакал на шее его (Быт 46, 29). О том, что плакал Иаков, не сказано. По-видимому, патриарх пребывал в молитве.
Иаков с сыновьями перед Иосифом. Монастырь Сопочаны, Сербия
Иосиф поселил отца и остальных пришельцев в земле Гесем — плодоносной области в восточной дельте Нила. Здесь были хорошие пастбища. Размножаясь, евреи не покидали эти земли. Это было промыслительно. Когда через четыре века пришло время исхода из Египта, легче было выйти из области, которая находилась близко к восточной границе страны. Во время казней египетских земля Гесем не пострадала.
Патриарх Иаков благословил детей Иосифа. Подводя их под благословение, Иосиф поставил у правой руки старшего Манассию, а Ефрема — у левой. Но Иаков, крестообразно сложив руки, правую положил на Ефрема, а на первенца Манассию левую. Увидев это, Иосиф хотел переложить руки, думая, что отец сделал это по слабости зрения. Но патриарх не согласился с желанием Иосифа. Здесь мы вновь видим, как Божественный Промысл изменяет земное, человеческое. Ответ Иакова Иосифу показывает, что патриарх сказал то, что ему открыл Господь. Иаков произнес пророчество, которое исторически исполнилось: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ (Быт 48, 19). Хотя Манассиино колено долго не уступало ни по численности, ни по могуществу, но позже Ефремово колено стало ведущим в средней части обетованной земли. Священные писатели иногда называют Ефремом все десятиколенное Израильское царство.
Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифа, возложил на них руки. В Священном Писании впервые говорится о благословении через возложение рук и подаче таким образом благодатных даров. Это благословение Иакова было в дальнейшем принято ветхозаветной Церковью. Благословение через возложение рук перешло в новозаветную Церковь. Так Спаситель благословил детей: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился (Мф 19, 13). Через возложение рук благословляли также апостолы.
Преставление Иакова. Монастырь Сопочаны, Сербия
В день смерти Иаков призвал всех сыновей и произнес пророчество, исторический горизонт которого охватывает всю последующую жизнь его потомков вплоть до явления в мир Мессии. Вот толкование святителя Иоанна Златоуста: «Благословение, данное Иуде таинственно, оно предзнаменовало все, что относится ко Христу. <...> Движимый Духом Святым, в словах, обращенных к Иуде, предвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и воскресение, словом, всё» (Беседы на книгу Бытия. 67. 2).
Патриарх Иосиф прожил сто десять лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте (Быт 50, 26).
***
ПРАВЕДНЫЙ ИОВ: ТАЙНА СТРАДАНИЯ ПРАВЕДНИКА
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до пророка Моисея. Родиной его была земля Уц, находившаяся на краю сирийско-аравийской пустыни. Уклад жизни, который запечатлелся в его книге, — патриархальный. Нет упоминаний ни о храме, ни о священстве. Иов сам совершает жертвоприношения (см.: Иов 1, 5). Таков был порядок в патриархальный период библейской истории: поскольку еще не было специально поставленных священников, жертвы приносил глава семьи. Иов был известен на всем Востоке. Древняя монета кесита, о которой говорится в последней главе книги, упоминается только в книге Бытия (см.: 33, 19). Характеру патриархального времени соответствует и описанная в книге Иова простота общественных отношений.
Иов был необыкновенно богат и знаменит более всех сынов Востока (см.: Иов 1, 3). Он был счастлив в семье, имея семь сыновей и трех дочерей. Нравственная жизнь его была безупречна. Сам Господь говорит, что он непорочен, справедлив и богобоязнен, чужд всякого порока (Иов 1, 8). Завидуя его счастью, сатана стал утверждать пред лицом Господа, что Иов богобоязнен и праведен не искренне, а только благодаря своему жизненному благополучию. Сатана этим утверждением не только клевещет на Иова, но и пытается поставить под сомнение Божественную справедливость. Чтобы открыть людям великие добродетели Иова и показать ложь сатаны, Бог позволил ему навести на праведника великие бедствия. Сначала он лишился своих многочисленных стад. Потом большой ветер пришел из пустыни и разрушил дом, в котором находились его дети. Все они погибли. Только один спасся. Праведник в знак скорби разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову, пал на землю и поклонился Господу.
После этого сатана поразил все тело Иова жестокой проказой от ступней ног его до темени. Но Иов остался верен Богу. Пришли к нему друзья. Семь дней они молчали, а потом стали утешать его. Они говорили Иову, что Бог всегда праведен и наказывает грешников. Трое друзей призывали Иова покаяться в тайном грехе, из-за которого страдает. Они руководствовались общепринятым ветхозаветным представлением, что страдания посылаются за грехи. Их речи усиливали душевную боль Иова. Четвертый собеседник, Елиуй, хранивший молчание, говорит о наказании за грех с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь поступком, но в силу общей испорченности человеческой природы (см.: Иов 36, 7–10). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость. Иов, хотя и не знал причины своих страданий, отвечая друзьям, настойчиво говорит о своей невиновности. Он вопрошает Бога о причинах постигших его бедствий и просит суда (см.: Иов 13, 22–24).
Иов и его друзья
Елиуй умолк. Поднялась буря, и раздался голос Бога. Господь являет впечатляющие свидетельства Своего величия, всемогущества и премудрости. Иов признает себя неправым, но раскаивается не в нарушении заповедей — он их не нарушал, — а в том, что заблуждался в отношении к нему Бога. Для постижения Его всеблагости и премудрости недостаточно одного лишь разума. Необходим опыт богообщения. Реальное явление Бога приносит страдальцу мир и просветление: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42, 5–6).
Сатана был посрамлен. Господь Бог не только исцелил страдальца от жестокой болезни — Он дал ему вдвое больше того, что тот имел. Иов родил семь сыновей и трех дочерей, прожил еще сто сорок лет и умер, имея многочисленное потомство.
Книга Иова — шедевр библейской поэзии. Однако ее главное величие заключается в богословском содержании. Тайна страданий праведника открыта в Новом Завете. Страдания Иова — прообраз величайшего праведника Иисуса Христа, добровольно принявшего муки и смерть, чтобы спасти человечество от вечной смерти. Поэтому книга Иова читается на богослужениях Страстной седмицы.
ПравославиеRU