15:49 От Пасхи до Недели Всех Святых | |
От Пасхи до Недели Всех СвятыхСкачать Фомапостер28 апреляПАСХАВоскресение ХристовоФото Юлии Маковейчук В ветхозаветную эпоху Пасхой назывался день чудесного избавления израильского народа от египетского рабства. Исход в Землю Обетованную был прообразом того, что Христос Спаситель крестными страданиями, смертью и Воскресением избавит человечество от рабства греховного и восстановит разорванную в Эдеме связь человека с Богом. Это — как и Пасха для древних иудеев — самый радостный день христианского календаря, который напоминает человеку, что путь к Богу теперь открыт всем благодаря Христу, что жизнь не бессмысленна. Пасхальная радость — это предощущение той радости, которая полностью явится после второго пришествия Христова и явления Вечного Божьего Царства. Богослужебные особенности Ветхозаветные тексты (псалмы, пророческие книги, гимны) либо исключаются полностью, либо заменяются новозаветными текстами (фрагментами Евангелий, апостольских посланий). Ночью совершается полунощница, заутреня, часы и Литургия Иоанна Златоуста, которые соединены в единый чин. Большинство изменяемых элементов богослужения заменяются одним тропарем «Христос воскресе из мертвых». Вместо «Трисвятого» поется — «Елицы во Христа крестистеся». Богослужение очень радостное. Все тексты не читаются, а поются. На утрени настоятель или правящий архиерей во время совершения канона девять раз переоблачается в одеяния разных цветов. После Литургии освящаются яйца и пасхальный хлеб — артос. Вплоть до отдания Пасхи (накануне сорокового дня после Пасхи, в этом году — 12 июня) верующие приветствуются словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»
28 апреля – 4 маяСветлая седмица *Фото Юлии Маковейчук По сути, является продолжением Пасхального праздника, который, как и в Древнем Израиле, длится целую неделю. Подчеркивается идея радости, обновления, воссоздания падшего мира во Христе Иисусе. Главные мотивы — ликование, веселие, свет. Потому седмица и называется Светлой. Постовые предписания От Пасхи до Фоминой недели (воскресенья) снимаются все пищевые ограничения. Монахам разрешается вкушать любые продукты, кроме мяса. Мирянам можно есть всё. Однако венчать молодоженов не принято, чтобы не смешивать духовную радость о воскресшем Господе с радостью земной. Богослужебные особенности Практически все службы в течение седмицы совершаются по пасхальному чину с сохранением большинства пасхальных песнопений. Иногда в службу вплетаются тексты в честь святых, однако пасхальные преобладают. Также начинается пение текстов из Октоиха — одной из основных богослужебных книг (она применяется круглый год, кроме Великого поста). Вплоть до отдания Пасхи вместо гимна «Царю Небесный» поется «Христос воскресе из мертвых, а весь этот период цвет облачения — красный.
5 маяНеделя 2-я по Пасхе ФоминаДуччо ди Буонисенья. Уверение Фомы. 1308-1311. Деталь На Литургии читается отрывок Евангелия (Ин 20:19–31), в котором рассказывается о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме, желавшему своими глазами убедиться в истинности Христова Воскресения. Церковь приводит неверие Фомы в пример всем — неверие благое, основанное не на отрицании, а на желании получить прочное утверждение своей веры. Постовые предписания От Фоминой недели до праздника Пятидесятницы строгих ограничений в еде нет. По средам и пятницам разрешается рыба. В остальные дни можно есть всё (монахи мяса не едят никогда). Фомина неделя — первый день после Пасхи, когда совершается венчание. Богослужебные особенности Службы совершаются привычным порядком. Возобновляется чтение псалмов. Пасхальных песнопений мало, но они все равно присутствуют.
7 маяПоминовение усопших. РадоницаФото spbda/www.flickr.com До этого дня не принято ходить на кладбище, зато на саму Радоницу православные делятся с умершими пасхальной радостью, посещают могилы родных, совершают молитвы за них. Эти молитвы — не печальные, а радостные, наполненные ликованием и надеждой на грядущеее всеобщее воскресение. Богослужебные особенности Служба рядовая, но после Литургии совершается особенная панихида, где заупокойные молитвы соединяются с пасхальными текстами. Смерть воспринимается в них не как печальный конец, а как светлый переход в Вечность. Праздник этот присущ только русской церковной традиции (Россия, Украина, Беларусь, часть Польши) и отсутствует в практике других Православных Церквей.
12 маяНеделя 3-я по ПасхеЖен-мироносицФото Юлии Маковейчук В этот день особо вспоминаются святые женщины — ученицы Христа, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом — миром, но не нашли Его там. Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики-мужчины в страхе бросили Учителя, мироносицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении. В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе.
19 маяНеделя 4-я по ПасхеО расслабленномБартоломе Эстебан Мурильо. Христос исцеляет расслабленного у купальни На Литургии читается отрывок Евангелия об исцелении парализованного человека, который целых 38 лет лежал около иерусалимской купальни Вифезда. По слову апостола Иоанна: …Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:4). Расслабленный человек тоже мог бы исцелиться, окунувшись в чудодейственные воды Вифезды, но за 38 лет никто из окружающих так и не захотел ему помочь в этом. Иисус исцеляет его одним лишь словом (Ин 5:1–15). В этом эпизоде Церковь видит глубокую символику — по сути, каждый из нас в той или иной мере парализован грехом и страстями и не может от них избавиться сам, без помощи Божьей.
22 маяСреда 4-й седмицы по ПасхеПреполовение ПятидесятницыФото Louis du Mont/www.flickr.com Отмечается на двадцать пятый день от Пасхи, то есть на «полпути» от Пасхи до Пятидесятницы, отсюда и название — преполовение («через половину»). Богослужебные особенности В текстах этого дня начинают звучать мотивы Пятидесятницы — развивается тема освящения человека божественной благодатью. Своей кульминации эти мотивы достигнут в день праздника Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов. Служба совершается только по праздничному чину. Положено малое освящение воды.
26 маяНеделя 5-я по ПасхеО самарянынеНестеров М. В. Христос у Марфы и Марии. 1908-1911 Читаемый в этот день евангельский отрывок рассказывает о разговоре Христа и женщины-самарянки, которая встретила Его у колодца (Ин 4:5–42). Собеседница Христа, будучи реальным персонажем евангельской истории, также является и обобщенным образом всякого человека, совершившего в своей жизни много ошибок, но тем не менее стремящегося к Истине. В этом эпизоде подчеркивается мысль, что спасение даруется людям не через этническую, социальную или культурную принадлежность, а единственно через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего.
2 июняНеделя 6-я по ПасхеО слепомВасилий Иванович Суриков. «Исцеление слепорожденного», 1888. Из собрания ЦАК. Фото Юлии Маковейчук Главное евангельское чтение рассказывает об исцелении Спасителем слепого от рождения человека (Ин 9:1–38). Исцеленный слепец также является образом любого человека, приходящего к вере, которому Господь открывает духовные очи. Противопоставляется духовная слепота фарисеев и зрячесть слепца, сумевшего увидеть в Иисусе Бога и Спасителя.
5 июняСреда 6-й седмицы по ПасхеОтдание праздника ПасхиФото Юлии Маковейчук Последний день пасхального цикла. Праздник завершается или «отдается», поэтому эта среда так и называется — отдание. Богослужебные особенности Последний раз поются пасхальные гимны и тропари. До Пятидесятницы молитвенные чины начинаются не с молитвы «Царю Небесный», а сразу с «Трисвятого». Существует традиция повторения в этот день пасхальной службы, по образцу богослужения на Светлой седмице.
6 июняЧетверг 6-й седмицы по ПасхеВознесение ГосподнеФото spbda/www.flickr.com Воспоминание телесного восшествия Христа в небесную славу Отца, которое произошло, согласно Преданию, на 40-й день после Воскресения. Отныне во Христе человеческая природа, а с нею — и весь тварный мир, имеет возможность максимального соединения с Богом, которое совершится полностью после Второго пришествия и Страшного суда. Богослужебные особенности Структурных отличий богослужения этого дня от служб других дней нет. Цвет облачения — золотистый или белый.
9 июняНеделя 7-я по ПасхеПамять святых отцов Первого Вселенского собораПервый Вселенский собор. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Свод, Нартекс (притвор). Источник: www.ruicon.ru Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе.
15 июня7-я седмица по ПасхеТроицкая Вселенская родительская субботаФото spbda/www.flickr.com Поминальный день. Церковь молится обо всех христианах, отошедших в Вечность. Богослужебные особенности Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее Воскресение. 16 июняНеделя 7-я по ПасхеПятидесятница. День Святой ТроицыФото Владимира Ештокина В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на учеников Христа, которое совершилось на 50-й день после Воскресения. После этого события апостолы получили все необходимые благодатные дары для проповеди, совершения Таинств и осуществления спасительного служения Церкви. Дары эти — мудрость, знание и умение различать духов; вера, способность совершать чудеса и исцеление; пророчества, говорение на разных языках и умение их понимать. Подобно тому как с дарованием Израилю Синайского законодательства началась история Церкви ветхозаветной, так и с момента сошествия Святого Духа началась история Церкви новозаветной. Также восхваляется Святая Троица и учение о Ней как фундамент христианской веры. Богослужебные особенности Храмы, как и в древнем Израиле, украшаются обильной растительностью — символом духовной жизни, которая нам даруется в Духе Святом. Цвет облачения — зеленый (что бывает очень редко). После Литургии совершается малая вечерня. На ней впервые после Пасхи поется гимн Святому Духу «Царю Небесный» и читаются особые коленопреклоненные молитвы, обращенные ко всей Троице.
17 июняПонедельник 1-й седмицы по ПятидесятницеДень Святого ДухаФото Владимира Ештокина В этот день особо почитается Третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Постовые предписания Вся неделя — сплошная. Мирянам можно вкушать всё, монахам — всё, кроме мяса.
23 июняНеделя 1-я по ПятидесятницеВсех святыхВ этот день молитвенно прославляются все святые — люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник — именины всех православных христиан. Богослужебные особенности В неделю первую по Пятидесятнице полностью прекращается пение текстов из Триоди. Постовые предписания С понедельника после Дня всех святых начинается Апостольский (или Петров) пост. Согласно монашескому уставу (миряне обязательно должны посоветоваться с духовником перед тем, как придерживаться его), по понедельникам, средам и пятницам положено сухоядение (сырая или моченая пища без масла, соки), по вторникам и четвергам разрешается вкушение вареной растительной пищи с маслом, а в субботу и воскресенье к указанной еде прибавляется рыба. Обычно в приходской практике мирянам разрешается вкушение рыбы во все дни, кроме среды и пятницы. * Во избежание путаницы. Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей». В статье под словом «неделя» понимается воскресный день. Подробнее – Время церкви: что такое неделя и седмица — Ред. ФОМА | |
|
Всего комментариев: 0 | |