2 октября 2023 года студенты I курса Псково-Печерской духовной семинарии встретились с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном. Владыка принимал гостей в доме наместника за чаепитием в тёплой обстановке. Студенты задали множество вопросов о священстве, монашестве, браке, пастырском служении, учёбе и студенческой жизни. А Владыка обстоятельно и терпеливо ответил на все вопросы.
ЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ МИТРОПОЛИТУ ТИХОНУ
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Пожелание самому себе
— Владыка, что бы вы посоветовали себе двадцатилетнему?
— Научиться системно усваивать информацию. Погрузиться в учебу — системно, а не легкомысленно или беспечно. Второе — посоветовал бы себе заняться физкультурой и привыкнуть к тому, чтобы это стало ежедневной потребностью. Это для работоспособности на будущее. Третье — начать учиться молиться с помощью священников и чтения святых отцов. Четвёртое — начать подбирать себе молитвенное правило, в том числе (что очень важно!), с Иисусовой молитвой, которая со временем станет постоянным состоянием твоей души. Помните: «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн., 5:2)? И «непрестанно молитесь» (Фес., 5:17), чтобы нащупать первую ступень к непрестанной молитве. Ещё бы посоветовал сам себе и вам научиться жить по расписанию.
Тайм-менеджмент
— Как вы планируете время? Имея такие обязанности, успеваете даже книги писать!
Если становится совсем тяжело и слишком много дел, я навалю на себя ещё несколько
— Я абсолютно не планирую время. У меня откладывание на следующий день — мое, к сожалению, нажитое за многие годы качество. У нас вообще мобилизационное сознание. Приходит время — всё бросаешь и накидываешься на дело. Но у меня есть один секрет: если становится совсем тяжело и слишком много дел, я навалю на себя ещё несколько. Тогда все движется удивительным образом.
Самое сложное в архиерейском служении
— Владыка, что было самым сложным в вашем архиерейском служении?
— Суд над священниками. Я — руководитель епархиального Церковного суда. Время от времени мне приходится решать каноническую судьбу человека. Это самое тяжёлое.
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Финансовая поддержка молодых клириков
— Существует ли финансовая поддержка молодых священников за счёт государства или РПЦ?
— За счёт государства, конечно, существует. Это ипотека и вообще всё, что даётся молодой семье, даётся и молодым священникам. От Церкви — здесь приоритет епархии. Когда у нас молодой священник попадает на приход, мы ему приплачиваем. За каждого ребёнка мы в месяц платим пять тысяч рублей. А иногда у батюшки девять детей!
О семейных клириках
— В чём должно быть сходство и различие белых и чёрных священников во внутреннем состоянии, во внешней форме совершения обязанностей священнослужителя?
Самые придурочные из православных студентов начинают утверждать в молодой семье домострой
— Внутреннее состояние белого священника определяется в идеале (кроме главного — служения Богу) еще и заботой о семье. Вы должны заботиться о детях, о жене, о сохранении семьи, быть бесконечно бережным по отношению к супруге, не устраивать, избави Бог, никаких домостроев. Скажу по секрету: самые придурочные из православных студентов начинают утверждать в молодой семье домострой: «Ты должна подчиняться», «Через меня тебе воля Божия открывается!» Категорически нельзя так поступать! Наоборот — бережно, с любовью, снисходительно, без попустительства капризам, конечно, формировать из подруги свою настоящую жену: заботливую о вас и детях, доброго друга, хорошо готовящую, кстати. «Восторги чувств-с» быстро уйдут, а кушать хочется всегда. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт., 2:18), — говорится в Священном Писании. Жена должна быть помощником, таким дружком, чтобы и поговорить, и посидеть вместе не скучно было. Если вам не о чем поговорить два месяца, пока вы общаетесь, представьте: у вас впереди ещё лет семьдесят. О чём говорить-то будете?
Очень хорошо, когда есть любовь. Безусловно, должны быть очень добрые отношения. Обязательно, обязательно и непреклонно — верность! Во всяком состоянии вы должны жену любить. Если утром просыпаетесь, а рядом она, растрепанная, храпит, — всё равно должны любить. Я, хоть и со стороны, конечно, говорю, но как духовник немного исповедовал семейных людей. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Монашеская жизнь — для слабых христиан, а жизнь семейная — для христиан сильных». Вот так-то.
Христианская семейная жизнь — прекрасна! С родителями жены тоже надо сразу настроиться на почтение и терпение… Почти везде проблемы тёщ, которые настраивают жену против мужа. Готовьтесь к этому своей снисходительностью и долго-долго-долготерпением. А обойдется — благодарите Бога.
У монашествующего священника есть, конечно, больше возможностей уделять время Богоугождению, Церкви, пастве. Это так. Но есть такие замечательные белые священники! Вот и вы будьте такими.
О призвании к монашеству
— Как увидеть призвание к монашеству или браку и решиться на данный шаг?
Монах призван любить Бога таким вот образом: быть юродивым Христа ради от любви
— Для этого надо всем сердцем влюбиться в Бога. Когда я здесь был послушником, мне показалось, что я сочинил стихотворение, обращённое к Богу: «Душа моя светла, душа моя полна Тобою, Тобой, одним Тобой…» Когда человек поймёт, что ему в жизни ничто и никто не нужен, кроме Господа Бога, он уже на пути к монашеству. Полностью себя отдать ради настоящей любви к Нему! Монах призван любить Бога таким вот образом: быть юродивым Христа ради от любви. Монашеская жизнь наиболее удобна для этого. Ты всё делаешь ради Бога — не ради любимой девушки, жены, не ради детей.
Здесь в монастыре только такие — «тронутые». Вы, когда время от времени влюбляетесь в вашем возрасте, сами чувствуете, что вы немножко «с приветом» в этот момент. А тут — навсегда!
— Как распознать призыв к монашескому служению?
— Когда захочется быть только в монастыре, полностью отдать себя на служение Богу, как бы Господь Сам ни распорядился. Он решит мою жизнь — в этом ли монастыре, который я люблю, или куда-то меня переведут. Я встал на службу Богу! Главное — это моя любовь к Богу и желание быть с Ним. А обстоятельства жизни меня уже мало касаются.
Прошение о постриге
— На каком курсе можно подавать прошение на иноческий монашеский постриг? Можно это сделать, не будучи послушником?
— Конечно. В Сретенской семинарии на III–IV курсах подавали прошения. Продолжали учиться, но жили при монастыре. Очень важно подружиться в монастыре, собрать свою монашескую компанию — чтобы была среда единомышленников, в которой ты пребудешь до самой смерти. Есть отдельные люди, которые ни с кем не общаются: у них послушание, келья и храм. Но это редкие люди. Обычно же всем нам нужны единомышленники, собеседники, друзья. «Благотворения и общения не забывайте, ибо такими жертвами благоугождается Бог» (Евр., 13:16), — говорит Апостол Павел. Общение очень важно. И вы собирайтесь, обсуждайте разные темы — богословские, жизненно важные светские. Ум человека и дар, способность рассуждения — диалогичны.
Главное — что для белого священника, что для монаха — исполнение заповедей Евангельских
Архиерейство или отшельничество
— Как может человек повлиять на своё положение? Или, если от Бога тебе суждено стать архиереем, то будешь именно им, а не затворником, как бы ты этого ни хотел?
— «Даст ти Господь по сердцу твоему» (Пс., 19:5). Хочешь быть затворником — будь им. Но лишь тогда, когда тебя благословят законным путём! И только так! Надо пожить послушником, посмотреть, подходишь ты для монастыря или нет; пожить в послушании, сколько благословят. Формируется душа… А там уж, как Господь благословит. Главное — что для белого священника, что для монаха — исполнение заповедей Евангельских. В этом — всё.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Учёба, чтение и молитва
— В какой пропорции в семинарии должно соотноситься время на учёбу, чтение святых отцов и молитву?
— Всё индивидуально. На первом курсе на всё не хватает времени. Поверьте, на сессии к вам будут относиться достаточно снисходительно. Не паникуйте. Всё успеете. Старайтесь учиться — и найдется время на всё.
Настоящий мужчина
— Каким должен быть настоящий мужчина?
Мужчина должен быть верен своим мировоззренческим принципам
— Человеком слова: обещал — сделал. Мужчина должен быть верен своим мировоззренческим принципам. Принципы внутренние очень важны. Запишите, какие принципы для вас основополагающие: не предать, не покривить совестью, не лгать, быть надёжным другом, человеком, будущим супругом, принимать на себя ответственность. Надо быть добрым и снисходительным. Сильным — когда надо пресечь зло. Но себя никогда не ставить на первое место. Утверждать своё мировоззрение, свою идею.
О судьбе
— Насколько и как влияет человек на свою судьбу?
— Никак человек не влияет на свою судьбу, кроме как проблемы себе создаёт. У Леонида Дербенёва есть потрясающие стихи: «А мир устроен так, что всё возможно в нём, но после ничего исправить нельзя…» Прежде чем действовать самим, надо вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибаться, не должно торопиться». Не торопиться, не гнать; дать место воле Божией и познать ее. Подождать, как Господь начнёт всем тобой распоряжаться. Возникла проблема — начинаешь молиться: «Скажи мне, Господи, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс., 142:8). Взял Господь вашу душу к Себе? Вот, все говорите: взял! Просите Его — Он же Живой и Всемогущий! Вы сами увидите, как в нужное время всё свершится. Второй, третий, четвёртый раз это ощутив, в вас и вера укрепится! Спокойное отношение возникнет, опыт в том, что Господь нас не подведёт. Живите по Его благословению.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Если нет времени на чтение Святых Отцов
— Что делать, если не хватает времени на чтение святоотеческой литературы?
— Всё равно надо читать, хотя бы понемногу и с конспектированием важнейшего. Это будет формировать в вас человека будущего служения. Мы должны отвечать людям словами и мыслями из Священного Писания или святых отцов, или то и другое вместе. Не наша личная позиция или мысль должна быть определяющей. Конечно, крайне важно почувствовать, насколько для конкретного человека и именно в его случае будет понятно и уместно Слово Божие. Поэтому Святых Отцов читайте и конспектируйте. Возьмите хотя бы сорок минут в день, чтобы наедине помолиться и почитать святоотеческую литературу.
Разница между рассуждением и осуждением
— Где заканчивается рассуждение, а где начинается осуждение?
— Осуждение начинается, когда вы в душе почувствовали над человеком превозношение или злорадство.
О духовном кризисе и сохранении веры
— Как не впасть в духовный кризис? Как его перенести? Как поддерживать веру?
Не впасть в духовный кризис нельзя. Это нормальное течение вещей
— Во-первых, не впасть в духовный кризис нельзя. Это нормальное течение вещей. Всё время пылать верой — такого не будет. Будут сомнения, навеянные какими-то обстоятельствами жизни или умозаключениями, к которым вы придёте. Главное помните: сохраните веру! Не тупо верить, а добиваться, чтобы все те коллизии, которые в вас начинают усиливаться, разгораться, разрывать вас, вы разрешили через свой опыт, через опыт других, через опыт святых отцов, сами себе ответили на эти вопросы.
Бывают страшные истории: и дети умирают, и прочее… Но нам не было обещано, что всё будет полностью прекрасно и справедливо во всей нашей земной жизни. Справедливость и милосердие вообще торжествуют только в Царствии Небесном — земной мир не для этого, а для того, чтобы к этому идти. Со временем вы почувствуете это. Не бойтесь этим помыслам чётко и разумно отвечать, попросив у Господа помощи в этом. Почитайте, посоветуйтесь, погуглите — и всё снова встанет на свои места. Смирение, которого так ждёт от нас Господь («сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс., 50:19)) — это состояние, когда мы пребываем в мире с Богом, с самими собой и ближними. Тяжело быть в мире с самим собой? Бывает тяжеловато… Тяжело быть в мире с ближними? Тоже бывает нелегко… Тяжело быть в мире с Богом, когда столько несправедливости творится в мире? А ещё страшнее — наши страхи перед тем, что Бог не услышит нас, не проведёт по тому пути, который мы хотим.
Поэтому у нас и есть слова: «Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Без отдачи всего себя в руки Божии у верующего человека не получится ничего. Вера будет трещать по швам — болезненно, прямо по тебе. А Бог ждёт именно полного доверия! Вот сможем мы увидеть высоту и глубочайшие смыслы такого отношения между собой и Богом — тогда и придём в то самое состояние смирения, которого от нас ждёт Бог. Старайтесь для начала примириться с ближними; потом в спокойном, мирном состоянии — со своей совестью. Надо извиниться — пойдём извинимся. Тяжело, конечно, для нашей гордыни, но нужно это сделать.
Когда надо что-то сделать, а мы ленимся, — себя заставим и делаем. Так начнётся вырабатываться смирение — состояние не зашибленности, не того, что мы всем угождаем, а состояние мира — вначале с ближними, потом с самими собой, а потом и Господь нам даст мир с Ним. Это дорогого стоит… А «упражнения» прийти к этому — понуждать себя. Это очень и очень важно.
Как побороть лень
— Как побороть лень в учёбе и духовной жизни?
— Лень и прокрастинация (откладывание на потом того, что мы должны сейчас сделать) — это такой злой навык, к которому некоторые из вас привыкли. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Худые навыки страшнее бесов». Нам не нужен бес, который будет нас парализовать в деле Божием. Мы его уже сами в себе вырастили: лень и прокрастинацию.
Особенность вашего возраста в том, что вы закладываете сейчас либо добрые привычки, либо привычки разрушительные
Помню свою студенческую жизнь. Это казалось даже лихостью: до сессии всё оставляем, а перед сессией догоняем! Мы привыкаем к лени и откладыванию на последний момент. Человек будет испытывать множество проблем. Особенность вашего возраста в том, что вы закладываете сейчас либо добрые привычки, либо привычки разрушительные. Системно понемножечку учиться — это правильная вещь. Оправдывать себя за лихую лень — значит самого себя обкрадывать сейчас и, что во много раз страшнее, в будущем. Созидайте себя не двадцатиоднолетнего, а уже тридцати-, тридцатипяти-, сорокалетнего. Два месяца понуждения — и формируется привычка. Но эта дрессировка самого себя в данном случае бесценна. От Бога это не придёт. Есть вещи, которые приходят от Бога. А есть вещи, про которые Бог знает, что мы сами должны их сделать.
Напишите себе: какие добрые навыки я должен в себе сформировать и от каких злых навыков (от бесов, которых я в своей душе сам создаю для бесчисленных проблем в будущем) надо уйти.
О преуспеянии в духовном делании
— Можно ли проверить, успел ли я хоть сколько-нибудь в духовном делании?
— Если ты перестал ближних осуждать, то, может быть… А если это продолжается, то надо трудиться и трудиться. Когда ты не преуспел в духовном делании, это не значит, что духовная жизнь не идёт. Она должна продолжаться. Она должна постоянно жить в тебе и работать.
Научить вас смирению? Запоминайте. Берёте сегодня вечером Евангелие от Матфея, Нагорную проповедь, и прочитываете её внимательно — главы 5, 6, 7. А завтра, начиная день, сразу прикидывайте, что из прочитанного вы смогли сделать, а что нет: не осудить, не прогневаться, не посмотреть с вожделением, не заботиться о завтрашнем дне и так далее. Вечером придёте и честно в дневнике напишете: «Я всё исполнил». И так десять дней. А потом я приеду, мы соберёмся… Я не шучу. Но записывать всё надо с предельной честностью.
Что сказать в утешение человеку
— Что самое лучшее можно сказать в утешение человеку?
Самое универсальное — доверься Богу, молись, делай что должно, и Господь управит
— Для меня утешение — это когда ты даёшь человеку силы в жизни. Причём эти силы не должны быть ложными. Французский поэт Беранже написал: «Господа! Если к правде святой мир дороги найти не умеет, — честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» — то есть некий мираж. Не надо! Божье утешение абсолютно реально. Бог реально даёт нам силы. Поэтому самое универсальное (я знаю, что так и есть!) — доверься Богу, молись, делай что до́лжно, и Господь управит. Вся жизнь это подтверждает. Должна быть связь с Богом. Господь должен быть самым любимым, желанным и близким для тебя существом — ближе, чем сама душа. Надо научиться с Ним общаться; научиться не только так воспринимать Его, но и жить по Нему. Это самое важное. «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» (Пс., 124:1). Абсолютная истина состоит в том, что «Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилует и спасёт нас».
***
Спасибо за очень интересные и искренние вопросы. Сейчас учитесь в первую очередь молитве и хождению пред Богом. Это будет залогом самого главного в вашей жизни: благословения Господня. Да пребудет оно на вас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!