16:01 Православное богослужение | |
Воскресенье, 10 июля 2022 года: что будет в храме?Это последнее воскресенье Петрова поста. Мы празднуем память праведной Иоанны мироносицы, преподобного Сампсона странноприимца, а также преподобных Севира пресвитера, Георгия Иверского, Мартина Туровского и Серапиона Кожеезерского. Особым образом выделяется память Собора преподобных отцев Псково-Печерских и память Липсийских преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения. Также молимся священномученикам, пресвитерам Григорию, Александру, Владимиру и Петру, новомученикам Российским. Воскресенье, 10 июля 2022 годаВоскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В воскресное утро мы откладываем все прочее, чтобы участвовать в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Нового Завета и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 10 июля. День памяти святыхПраведная Иоанна мироносица (I)Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе. Преподобный Сампсон странноприимец (ок. 530)Преподобный был сыном богатых и знатных римлян. В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство. После смерти родителей святой Сампсон стал раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню. Для этого он вскоре уехал из Рима на Восток, но Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь. Поселившись в небольшом доме, святой Сампсон стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды святого Сампсона и даровал ему силу чудотворения. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера. Однажды тяжело больному императору Юстиниану (527–565) было откровение, что он может получить исцеление только через святого Сампсона. Помолившись, святой дотронулся до больного места рукой, и император получил облегчение, а вскоре совсем выздоровел. В благодарность он хотел наградить целителя золотом и серебром, но святой отказался и просил Юстиниана построить странноприимницу и больницу. Император охотно выполнил просьбу. Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998)Читайте материал о жизни святого на нашем сайте. Преподобный Севир пресвитер (VI)Преподобный Севир жил в шестом веке в Италии. Он был священником сельской церкви Пресвятой Богородицы. Севира все знали как человека добросердечного, честного и благочестивого. По преданию однажды Севир обрезал в саду грозди винограда. В это время его позвали причастить умирающего. Севир оглянулся на свою работу — осталось сделать совсем немного. Он пообещал плачущим родным, что догонит их, а сам поспешил к винограднику. Когда он всё-таки пришёл к больному, оказалось, тот уже умер. Севир почувствовал свою вину в том, что человек скончался без покаяния. В слезах он упал перед бездыханным телом, называл себя убийцей. Внезапно умерший ожил. Он рассказал всем, что демоны хотели было завладеть его душой. Но ангелы сказали: «Возвратите его, потому что о нем плачет священник Севир, и ради его слез Господь даровал ему этого человека». Севир возблагодарил Отца Небесного, исповедал и причастил воскресшего. Преподобный Георгий Иверский, Афонский (1065)Слушайте житие святого Георгия на радио «Вера». Преподобный Мартин Туровский (после 1146)Мартин служил поваром при Туровских епископах (на территории современной Беларуси), был уволен по старости. Старец не хотел расставаться с монастырем, принял монашество и жил неподалеку от епископских покоев. Живя один, он часто бывал болен вследствие возраста. В припадках лежал он неподвижный, не мог даже налить себе воды. Однажды, когда страдал он от болезни и лежал в келии, призывал на помощь святых князей Бориса и Глеба. На третий день беспомощного положения входят к Мартину святые мученики Борис и Глеб явно, в своем виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «Чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» — спросили они. «О, господа мои, — отвечал он, — уже давно жажду». Один взял ведро и принес для старца воды, а другой взял ковш и напоил старца. Блаженный Мартин благодарил их: «Господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни» — и перестали быть видимы. Старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил еще год, и рассказал обо всем духовному отцу своему. Преподобный Серапион Кожеезерский (1611)Слушайте житие преподобного Серапиона на радио «Вера». Собор преподобных отцев Псково-ПечерскихВ лик Псково-Печерских святых входят:
Краткое житие преподобных слушайте на радио «Вера». Преподобномученики Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения ЛипсийскиеПять Липсийских преподобномучеников приняли мученическую кончину на острове Липси: монахи Неофит с острова Аморгос, Иона с острова Лерос, Иона Гарбис с острова Нисирос и Парфений из Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) пострадали от турок, монах Неофит — от пиратов. Новомученики и исповедники РоссийскиеСвященномученик Григорий Никольский (1918)Родился 13 ноября 1854 года в станице Ярыженской Области Всевеликого войска Донского в семье казачьего священника. По окончании Новочеркасского духовного училища в 1871 году поступил на государственную службу, которую завершил в чине губернского секретаря в Астраханской губернии. В 1883 году был рукоположен в диакона и в священника, после чего служил в разных населенных пунктах Астраханской епархии, принимая при этом активное участие в деятельности Астраханского отделения Миссионерского общества. С 1892 года служил в Ставропольской епархии, где при возглавляемом им приходе организовал бесплатную народную читальню. В те же годы он регулярно посещал Николаевский Кавказский миссионерский монастырь, посвящая себя уединенной молитве. С 1915 года и до своей смерти был клириком Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни Кубанской губернии. Здесь он возглавил действующую при монастыре школу женского отделения Кубанского исправительного приюта, много времени и сил уделяя беседам с воспитанницами. Заботился и об утешении раненных воинов, находившихся в монастырском госпитале. Отец Григорий при земной жизни почитался среди людей как ревностный и достойный пастырь, талантливый педагог и храмоздатель. За безупречную службу и активную просветительскую деятельность он неоднократно награждался епархиальным начальством. Жизнь отца Григория была наполнена деятельной любовью к ближним, заботой о христианском просвещении детей и взрослых. Летом 1918 года Кубань была захвачена революционерами, повсеместно установлена советская власть. Большевики жестоко обращались с населением и проводили регулярные расправы над духовенством. 27 июня в обитель нагрянул один из большевистских отрядов. После завершения Божественной литургии в Вознесенском соборе монастыря солдаты арестовали отца Григория и c глумлениями вывели за церковную ограду. Здесь священнослужитель был жестоко избит, а когда он пытался осенять себя крестным знамением, каратели намеренно наносили удары по рукам и затем со словами «мы тебя приобщим» выстрелили из револьвера ему в рот. Память священника Григория Никольского особенно почитается в восстановленном Марие-Магдалинском монастыре, где регулярно совершаются панихиды по нему. Священномученик Александр Сидоров (1918)Житие священномученика Александра Сидорова слушайте на радио «Вера». Священномученик Владимир Сергеев (1918)Житие священномученика Владимира Сергеева слушайте на радио «Вера». Священномученик Петр Остроумов, пресвитер (1939)Священномученик Петр родился 1 июля 1875 года в селе Троицкое Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Остроумова. В 1896 году Петр окончил учительскую семинарию в Подольском уезде и поступил учителем в одну из школ в Звенигородском уезде. В 1899 году Петр был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в селе Петровское Клинского уезда, а в 1909 году — во священника к Троицкому храму в родном селе Троицкое. Здесь отцу Петру и пришлось пережить гонения от безбожных властей. В 1929 году местные власти вознамерились закрыть Троицкий храм, но препятствием для этого стал авторитетный сельский священник, которого и крестьяне хорошо знали, и он знал их всех, и потому отца Петра решили арестовать. Были допрошены свидетели, должные по своему положению помогать органам ОГПУ: заведующий избой-читальней и председатель сельсовета. Заведующий избой-читальней сказал: «Сам не слышал, но знаю от других граждан селения, что... Остроумов своими проповедями призывал население противостоять предполагавшемуся закрытию церкви, ходил сам по селению... и собирал подписи против закрытия церкви по домам». Председатель сельсовета сказал: «Из разговоров и слухов... я знаю, что... Петр Петрович Остроумов рассказывал проповеди, направленные на подрыв советской власти, говоря: „Необходимо веровать в Бога; коммунисты ведут вас к пропасти, и, придет время, вы все, обманутые коммунистами и советской властью, покаетесь“. После вынесения волостным съездом решения о закрытии церкви... Остроумов, совместно с церковным советом, созывал собрания верующих, иногда даже без разрешения... на которых собирал подписи против закрытия церкви...» Священник Петр Остроумов был арестован 18 октября 1929 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 1 ноября следователь допросил его. — Антисоветской агитации ни в частных разговорах и нигде я не вел. Проповеди, которые я произношу очень редко, носят чисто религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет, — заявил священник на обвинение следователя. — Собирали ли вы подписи против закрытия церкви? — спросил его следователь. — Никаких подписей не собирал. — Кем собирались подписи? — Церковным старостой и членом церковного совета. — Говорили ли вы проповедь в селе Ивлиево по случаю ареста священника, что «на Церковь идет гонение со стороны советской власти» и так далее? — Не помню. Проповеди я не произносил. 12 ноября следствие было закончено. Отец Петр был обвинен в том, что, «являясь священником, использовал религиозные настроения верующих в целях антисоветской агитации, собирал подписи против закрытия церкви... провоцируя верующих на массовое выступление». 23 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край. Когда отец Петр вернулся из ссылки, ему было запрещено жить ближе, чем за сто километров от Москвы, и он поселился в Волоколамском районе. В 1937 году отец Петр стал служить в Покровском храме в селе Покровском Волоколамского района. В том же году секретная осведомительница по кличке Березка отправила агентурные донесения сотруднику местного отделения НКВД. Она сообщала: «Поп Покровской церкви Остроумов занимается обработкой верующих. При подворном обходе селений... агитирует и распускает ложные слухи о войне, заявляя: „Скоро будет война, коммунисты это чувствуют... и... арестовывают крестьян, сажают безвинных священников в тюрьмы; я, наверное, хожу последние дни, осталось мне отслужить последний ноябрь месяц. Приходите, православные, на говение, скоро ведь все церкви закроют...“ В ноябре 1937 года около часа дня в Покровской церкви Остроумов произносил проповедь, в которой просил верующих не покидать храма Божьего, молиться и чаще посещать церковь». Отец Петр был арестован 2 декабря 1937 года и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. В этот же день были допрошены свидетели, которые показали, что священник часто произносил проповеди, призывая верующих не оставлять храма Божьего и больше молиться, так как храмы скоро закроют. Кроме того, часто раздавал детям конфеты. — Проживая в селе Покровском, вы среди верующих и колхозников вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте показания, — потребовал от священника следователь. — Антисоветской агитацией я среди верующих и колхозников не занимался. — Следствию известно, что вы среди верующих вели антисоветские разговоры. Вы это скрываете. Вам зачитывается ряд свидетельских показаний, уличающих вас в антисоветской и антиколхозной деятельности. Подтверждаете ли вы это? — Заявляю, что я антисоветскими и антиколхозными разговорами не занимался. Что же касается проповедей, то, действительно, я проповеди говорил в начале моего приезда в село Покровское... В настоящее время я проповедей не произношу. Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю. Следствие было закончено в самый день ареста, 2 декабря; 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения. Священник Петр Остроумов скончался 10 июля 1939 года в исправительно-трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле. Особенности богослуженияВ прошлый раз мы рассказывали о том, что происходит в алтаре после пения «Отче наш». Сегодня продолжаем рассказывать об особенностях важнейшего Таинства нашей Церкви. Завеса задернута, священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: «Святая — святым». Хор отвечает ему: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца», и после этого поют причастен. Причастен — стих, поющийся на литургии во время причастия священнослужителей в алтаре. Этот стих, совершаемый в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, требует от молящихся в храме особой сосредоточенности. Для каждого дня существует свой собственный причастный стих. Любой причастен заканчивается троекратным «аллилуиа». Устав о пении причастных стихов находится в богослужебных книгах вместе с уставом о прокимнах и аллилуариях, и за редким исключением подобен последним, т. е. когда читается два Апостола, поется два причастна, однако «аллилуиа» поется только после второго.
После пения причастна открываются Царские врата, выносят Чашу со Святыми Дарами, священнослужитель возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите! Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее: Чтение Евангелия:Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 5-135 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: "сделай то", и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов Евангелие от Луки, глава 12, стихи 32-4032 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. 35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. 36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий Апостольское чтение:Послание к Римлянам, глава 6, стихи 18-2318 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Комментирует священник Антоний Борисов Послание к Галатам, глава 5 стих 20 — глава 6 стих 220 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |