***
Мчч. Мануила, Савела и Исмаила (362).
Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил жили в четвертом веке, в Персии.
Они были родными братьями. Мать – христианка крестила детей и воспитала
их в вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную
службу. В качестве послов персидского царя они приехали к императору
Юлиану Отступнику. Юлиан принял их с подобающей честью. Но когда зашла
речь об участии послов в языческом жертвоприношении, братья решительно
отказались. Разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных
посланников чужой страны в темницу. На допросе он сказал, что, если они
презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни
согласия, ни мира. Братья отвечали, что они посланы своим царем с
государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах.
Юлиан велел подвергнуть пленников жестоким мукам. Но воины словно не
чувствовали мучений. Они славили Бога и молились. Юлиан приказал казнить
братьев. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников – Мануила,
Савела и Исмаила. Персидский царь узнал, что его посланцы убиты. Он
объявил войну Юлиану. По преданию, во время решающего сражения император
был убит святым великомучеником Меркурием.
http://radiovera.ru/pravoslavnyiy-kalendar-30-iyunya-svyatyie-mucheniki-manuil-savel-i-ismail.html#.VZPDGUaa98E
***
Сщмч. Аверкия пресвитера (1918).
Священномученик Аверкий родился в тысяча восемьсот сорок пятом году, в
Уфимской губернии, в семье священника. Он окончил семинарию, женился и
принял сан. Прослужил отец Аверкий до самой смерти настоятелем храма в
честь святителя Иоанна Златоуста в селе Емаши Уфимской губернии. Село
было русское, жило в нем более двух тысяч человек. Священник пользовался
большим авторитетом. Отец Аверкий способствовал открытию в селе школы и
преподавал в ней Закон Божий. В тысяча девятьсот тринадцатом году на
попечении Северовостокова оказались восемь внуков – скончались два
старших сына священника. Соседи и прихожане не оставляли семью
священника без помощи. В тысяча девятьсот восемнадцатом году в крае
началась гражданская война. Первыми её жертвами стали священники. На
заседании Уфимского епархиального собрания священник Михаил Макарьевский
сделал сообщение о зверствах большевиков. Он рассказал о том, что иерей
Аверкий Северовостоков был казнён красноармейцами. Позднее стало
известно, что священника расстреляли во время молебна на площади села.
http://radiovera.ru/pravoslavnyiy-kalendar-30-iyunya-svyashhennomuchenik-averkiy-severovostokov.html#.VZPDHEaa98E
***
Прп. Максима исп (1934).
Преподобноисповедник Максим, в миру – Мефодий Попов, родился в тысяча
восемьсот семьдесят шестом году, в Самарской губернии. Отец его был
зажиточным крестьянином, попечителем строящегося в селе храма во имя
святых бессребреников Космы и Дамиана. Впоследствии два его сына стали
священниками, а дочери приняли монашеский постриг. Мефодий женился, вёл
свое хозяйство, любил паломничества по святым местам. Он пользовался
огромным авторитетом в селе. В двадцатые годы в Поволжье разразился
голод, а затем – эпидемия тифа. Скончалась супруга Мефодия, сам он
тяжело болел, в это время родственники разобрали младших детей Поповых.
Летом двадцать шестого года Мефодий принял монашеский постриг с именем
Максим. Два года он прожил в монастыре вблизи города Белебея. Но зимой
двадцать седьмого обитель была закрыта. Её преобразовали в колонию для
беспризорников. Еще два года власти терпели присутствие на территории
колонии храма, в котором служил отец Максим. Но в двадцать девятом он
вынужден был покинуть монастырь. С тридцатого года он служил в селе
Рябаш. В тридцать первом иеромонаха Максима арестовали по доносу
человека, подслушавшего его уличный разговор. Его приговорили к пяти
годам ссылки. В тридцать четвертом году иеромонах сильно заболел. Одному
местному жителю разрешили приютить ссыльного у себя дома. Так иеромонах
Максим Попов сподобился мирной христианской кончины и христианского
погребения.
http://radiovera.ru/pravoslavnyiy-kalendar-30-iyunya-prepodobnoispovednik-maksim-popov.html#.VZPDH0aa98E
***
Мц. Пелагии (1943).
Мученица Пелагия Балакирева родилась в тысяча девятьсот первом году, в
Рязанской губернии, в крестьянской семье. Она закончила сельскую школу,
долгое время жила с отцом, помогая ему по хозяйству. В двадцать седьмом
году Пелагия устроилась работать сторожем при церкви в соседнем селе. Со
временем её избрали старостой храма. Осенью тридцать седьмого года
Пелагию вместе с настоятелем и другими прихожанами церкви арестовали. Их
заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Свидетельские показания против
односельчан дал секретарь сельсовета. Он хорошо знал, что лжёт, но очень
уж хотел закрыть храм. Пелагия отвергла обвинения в антисоветской
агитации. «Тройка» приговорила её к восьми годам заключения в
исправительно-трудовой лагерь. Через три года все приговоренные написали
жалобы с просьбой пересмотра дела. Многие свидетели не подтвердили
данные ими ранее показаний. Несмотря на это, приговор был сочтен
законным, так как обвиняемые принадлежали к Церкви, что ухудшало их
вину. Пелагия Балакирева скончалась в сорок третьем году, в лагере под
Вологдой.
http://radiovera.ru/pravoslavnyiy-kalendar-30-iyunya-muchenitsa-pelagiya-balakireva.html#.VZPDIkaa98E