Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
***
Праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Святые праведные Иоаким и Анна были родителями Пресвятой Богородицы.
Иоаким вел свой род от царя Давида, которому Бог обещал, что от его
потомков родится Спаситель мира. Супруги жили в Назарете. Они очень
долго не имели детей. Это считалось наказанием Божиим, явным признаком
того, что люди чем-то неугодны Господу. Поэтому Иоаким и Анна часто
сталкивались с презрением и насмешками. Но они никогда не роптали,
горячо молились Богу и смиренно уповали на Его Волю. Однажды, во время
большого праздника, Иоаким пришел в Иерусалимский храм. Но священник
прогнал его. Он кричал, что бездетный муж недостоин приносить жертву
Богу. Иоаким горько заплакал и решил не возвращаться домой, а поселиться
в одиночестве в пустыни. Анна узнала какому унижению подвергся муж. Она
стала молится и скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. Того же в
пустыне просил Иоаким. И молитва была услышана: им обоим ангел возвестил
о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род
человеческий. Вскоре у супругов родилась девочка. Когда Марии
исполнилось три года, Иоаким и Анна отдали дочь на воспитание в
Иерусалимский храм. Пожилой Иоаким вскоре скончался, Анна пережила его
на два года. Все это время она провела в храме при дочери.
***
Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515).
Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру – Иоанн Санин, родился в тысяча
четыреста сороковом году в селе под Волоколамском. Родители отдали
семилетнего мальчика в обучение к старцу Арсению, в Волоколамский
Кресто-Воздвиженский монастырь. В двадцать лет Иоанн принял монашеский
постриг с именем Иосиф у великого русского святого Пафнутия Боровского.
После смерти преподобного по его завещанию Иосиф стал игуменом
Боровского монастыря. Через несколько лет он основал обитель в родных
местах под Волоколамском. Основой монастырского устава стало полное
нестяжание, отказ от своей воли и непрестанный труд. Игумен Иосиф сам
подавал монахам пример воздержания, скромности, трудолюбия и горячей
веры. Иосиф Волоцкий был талантливым церковным писателем. Сохранился его
труд «Просветитель» и несколько посланий. Он активно участвовал в
обсуждении актуальных общественных вопросов того времени. Наиболее
известной стала его дискуссия с другим подвижником, преподобным Нилом
Сорским. Иосиф Волоцкий доказывал законность монастырского
землевладения. Он отстаивал необходимость украшать храмы красивыми
росписями, богатыми иконостасами и образами. Нил Сорский призывал к
личному отказу от владения чем либо. Оба эти направления закономерно
сосуществовали в русской монашеской традиции и дополняли друг друга.
***
Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского,
Священномученик Захария, архиепископ Воронежский, в миру – Захар Лобов,
родился в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году в Воронежской губернии,
в семье чиновника. Он получил духовное образование, женился и стал
священником. В начале двадцатых священник овдовел и принял монашеский
постриг. Вскоре состоялось его посвящение во епископа Нижнечирского,
викария Донской епархии. Его предшественник, владыка Николай, скончался в
тюрьме. Через год, в двадцать четвертом, был арестован и епископ
Захария. Его приговорили к ссылке на Соловки. По замечанию одного из
современников, на Соловках в тот момент находилось больше епископов, чем
на свободе. В двадцать шестом владыка Захария освободился. Некоторое
время он жил в Тверской области, а с двадцать девятого года стал
архиепископом Воронежским. В тысяча девятьсот тридцать пятом году
архиепископа арестовали. Его обвинили в контрреволюционной агитации
из-за проповеди, в который владыка сравнивал ситуацию в Советской России
с гонениями на христиан в первые века нашей эры. Архиепископа
Воронежского приговорили к пяти годам лагерей. Владыка Захария скончался
через два года от тяжелой болезни. В тысяча девятьсот девяносто втором
году он был реабилитирован. А еще через восемь лет – причислен к лику
святых.
***
,Василия, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч.
Василия (1937). Блж. Никиты в Царьграде (XII).Мч. Севериана(320).
Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия,
архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника)
(III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора
(431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера
и Александра диакона (1918). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра
пресвитера (1942).