Православный календарь 14 января (читать, слушать).
http://radiovera.ru/rv_calendar/11732
***
Обрезание Господне.
Обрезание Христа, икона Преображенского монастыря, Болгарии. Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что на восьмой
день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание по
обычаю народа, среди которого был рожден. Этот ветхозаветный закон был
установлен для всех иудейских младенцев мужского пола как знак Завета
Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда
Божественному Младенцу было дано имя Иисус, что значит Спаситель. Так
было возвещено Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом еще в день
Благовещения. Как объясняют отцы Церкви, Господь принял обрезание, являя
пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные
установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто
впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком. В
Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, которое
также может совершаться на восьмой день после рождения ребенка.***
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).
Изображение кисти Феофана Грека.
Святитель Василий Великий жил в четвертом веке, в Кесарии –
центре области Каппадокия, на территории современной Турции. Василия
Великого называют еще Вселенским учителем и одним из Отцов Церкви. Его
современник, святой Амфилохий писал: «Он для христиан всегда был и будет
учителем спасительнейшим». Василий родился в знатной христианской
семье, среди его предков были мученики. Из девяти братьев и сестер
Василия четверо потом были причислены к лику святых. Василий получил в
Афинах блестящее образование в самых разных областях науки. Отказавшись
от карьеры ритора, он вступил на путь аскезы. Раздав имущество бедным,
он поселился с группой других иноков. Василий не только изучал Священное
Писание и упражнялся в молитве, но и занимался тяжелым физическим
трудом. По просьбе иноков он написал сборник правил нравственной жизни. В
них соединялся опыт отшельнической жизни и пребывание в монастыре с
другими монахами. В середине четвертого века он много выступал с
критикой ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Иисуса Христа.
В это же время Василий создал знаменитые богословские труды, составил
чин Литургии. Вскоре он был возведен на епископскую кафедру в Кесарии.
Борьба с укреплявшими свои позиции арианами подорвала здоровье епископа.
Он скончался в сорок девять лет. Его сразу же начали почитать как
святого.
*** Сщмчч. Платона, еп. Ревельского,
Священномученик Платон, епископ Ревельский, в миру – Павел Кульбуш,
родился в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году в семье эстонского
псаломщика. Он получил духовное образование и принял сан священника. В
тысяча девятьсот четвертом году он стал настоятелем Эстонского
Православного Свято-Исидоровского храма в Санкт-Петербурге. За
тринадцать лет, что отец Павел пробыл на этой должности, он сумел
объединить православных эстонцев города в один приход. Перед революцией
он принял монашество и получил назначение на кафедру города Ревель,
нынешнего Таллина. Владыка Платон начал активно восстанавливать
приходскую жизнь в Эстонии. Духовенству епархии он писал: «Ныне сила в
народе, в единении с ним, нужно искать частого общения с ним,..
знакомства с их настроениями, надеждами, исканиями». В восемнадцатом
году Эстонию заняли большевики. Епископа Платона арестовали прямо в
алтаре. Его и еще семнадцать человек заключили в подвал бывшего банка.
Его пытали почти двенадцать дней. Вскоре пришло известие о приближении
частей Белой армии. Тогда всех узников расстреляли, вместе с епископом
Платоном погибли и другие священномученики. К лику святых они были
причислены в двухтысячном году.и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919).
***
Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского,
Священномученик Александр, архиепископ Самарский, в миру – Александр
Трапицын, родился в тысяча восемьсот шестьдесят втором году в Вятской
губернии. Он получил духовное образование, женился и стал священником.
Супруга отца Александра рано умерла и он принял монашество. Через
несколько лет он был назначен на Вологодскую кафедру. Епископ Александр
видя оскудевающую в народе религиозность пытался изменить ситуацию. Так
он собирался инициировать приходскую реформу, принимал активное участие в
деятельности Поместного Собора семнадцатого – восемнадцатого годов.
После революции владыка Александр решительно выступил против
проводившегося в рамках атеистической агитации вскрытия мощей святых
угодников. Он вступил в переписку с властями, убеждая с помощью научных и
богословских доводов о значимости мощей для верующих. Но над
священником лишь смеялись в советских газетах. В двадцать третьем году
епископа Александра арестовали и приговорили к работам в концлагере. В
тридцать третьем его, уже епископа Самарского, приговорили к трехлетней
ссылке на Урал. В тридцать седьмом году последовал новый арест. Вместе с
владыкой под стражу взяли еще двадцать три священника и двух мирян.
Вместе с епископом Александром было расстреляно еще пять
священномучеников. и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938).
***
Прмч. Иеремии (1918).
Преподобномученик Иеремия Валаамский, в миру – Иван Леонов, родился в
тысяча восемьсот семьдесят шестом году, в Курляндской губернии. Он
закончил Техническое училище в Вильно, современном Вильнюсе, а потом
получил духовное образование и поступил в Валаамский монастырь. Свое
послушание Иеремия проходил в слесарной мастерской и состоял её
смотрителем. Перед революцией он получил отпуск и уехал в Россию. В
тысяча девятьсот восемнадцатом году его убили. Мученик Иеремия был
причислен к лику святых в двухтысячном году.***
Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
Икона св. Емилии. Работа Г. Проскуриной, Сергиев Посад.
Святая Емилия жила в четвертом веке. Она родилась в
Каппадокии, области в Малой Азии, на территории современной Турции. В
роду Емилии были военачальники, крупные чиновники, царедворцы. Её отец
пострадал за исповедание Христа в начале четвертого века, при императоре
Ликинии. Емилия росла сиротой. Она отличалась редкой красотой и
подумывала о монашестве. Но ей сделал предложение уважаемый всеми
адвокат Василий, позже он получил наименование Старший. Святитель
Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло в обоюдном
стремлении к добродетели. Супруги много помогали бедным, пожертвовали
часть своего имения на благотворительность. Но больше всего прославили
Василия и Емилию их дети. Емилию почитают как мать, взрастившую трех
святителей – Василия Великого, епископа КесарИи Каппадокийской,
Григория, епископа Нисского, Петра, епископа Севастийского. Чтит Церковь
и двух дочерей Василия и Емилии – Макрину и Феозву. Всего у супругов
было десять детей. Некоторые из них стали монахами, а сын Навкратий –
отшельником. Василий Старший незадолго до смерти принял священнический
сан. После кончины мужа Емилия избрала монашеский подвиг.
***
Мч. Василия Анкирского (ок. 362). |