19:00 Православный календарь | |
Православный календарь 24 мая (читать,слушать). http://radiovera.ru/rv_calendar/2015-05-24 *** Сщмч. Мокия (ок. 295).
Святой Мокий жил в третьем веке. Он был священником в Македонии, в городе Амфиполе. Однажды Мокий пришел на праздник языческого бога Бахуса. Его участники предавались немыслимому и безнравственному разгулу. Мокий стал проповедовать, убеждать собравшихся оставить скверные обычаи и покаяться. В то время император Диоклетиан разрешил преследовать христиан. Священника схватили и привели на суд к правителю Лаодикию. На все угрозы Мокий отвечал: "Смерть за Христа – великое приобретение для меня”. Его подвергли пыткам, но мученик стойко переносил истязания. Он не переставал молиться и по его молитве совершались различные чудеса, в толпе, собравшейся поглазеть на казнь стали раздаваться возгласы людей, славивших и восхищавшихся верой мученика. Наконец народ стал требовать, чтобы Мокия освободили. Правитель испугался возмущения толпы и отослал священника в Византию, где его и казнили. Впоследствии император Константин воздвиг в честь мученика Мокия храм. *** Равноапп. Мефодия (885) Совершается всенощное бдениеи Кирилла (869), учителей Словенских.
Святые равноапостольные Мефодий и младший брат его Константин жили в девятом веке. Они родились в Солуни, современных Салониках. Мефодий был военным и управлял небольшим славянским княжеством, подчиненным Византии. Через десять лет он принял монашеский постриг в монастыре на горе Олимп. Спустя несколько лет к нему присоединился и Константин. В восемьсот пятьдесят седьмом году император Михаил послал братьев для проповеди христианства у хазар. Миссионерское путешествие закончилось удачей. Хазарский князь принял христианство и отпустил всех греческих пленников. Через пять лет император отправил Мефодия и Кирилла в Моравию по просьбе местного князя Ростислава. Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и другие богослужебные книги. От странствий и трудов Константин заболел. Перед кончиной он принял схиму с именем Кирилл. Он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии и продолжил распространять богослужебную литературу на славянском языке. Это вызвало ярость немецких епископов. Они добились ссылки Мефодия в Швабию. Лишь через два с половиной года Мефодий вернулся к проповеди и крестил чешских князей. Когда святитель Мефодий скончался, его отпевали на трех языках – славянском, греческом и латинском. Государственный праздник в честь братьев-просветителей установлен в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Македонии. У нас в стране он называется День славянской письменности и культуры. *** Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672).
Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в тысяча пятьсот семьдесят девятом году в Астрахани. Он принял монашеский постриг в местном Троицком монастыре. Со временем патриарх Никон посвятил его в сан архиепископа Астраханского. В тысяча шестьсот шестьдесят седьмом году проездом в Москву в Астрахани гостили патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий. Они прониклись глубокой симпатией к Иосифу и взяли его в Москву на церковный собор. По ходатайству двух патриархов архиепископ Астраханский был возведен в сан митрополита. В тысяча шестьсот семьдесят втором году войска Стеньки Разина осадили и взяли Астрахань. Митрополит приказал звонить в большой колокол. Около городского собора собралось все духовенство. Казаки обвинили митрополита Иосифа в поддержке царя и противодействии восставшим. Они пытали владыку, а потом сбросили его с крепостной стены. Мощи митрополита Иосифа покоятся в Астраханском соборе. Канонизация святителя состоялась в тысяча девятьсот восемнадцатом году, накануне тех дней, когда многим священникам и верующим мирянам предстояло повторить подвиг священномученика Иосифа. *** Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).
Священномученик Александр Петровский родился в тысяча восемьсот пятьдесят первом году в Волынской губернии. Отец его был диаконом. Александр тоже получил духовное образование. Несколько лет он работал учителем. Когда родители умерли, Александр стал пропадать в веселых компаниях, вести разгульный образ жизни. Но однажды во сне он услышал голос матери, сказавшей «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Видение было настолько ясным, а укоры совести – невыносимыми. И Александр вскоре принял постриг. Иеромонах Александр нес послушание казначея, был экономом Туркестанского архиерейского дома, заведующим школой в обители в Жировицах, игуменом Московского Донского монастыря, настоятелем Псково-Печерской обители. После революции архимандрит Александр почти десять лет служил настоятелем храма монастырского скита под Полтавой. К нему стекались монахи из разореных монастырей, приходило множество верующих. С тридцать второго года он служил в сане епископа, а в тридцать седьмом возглавил кафедру в Харькове. По воспоминаниями современников, при новом архиепископе крестился приходило до ста человек в день. В тридцать восьмом архиепископа Александра арестовали по обвинению в шпионаже. Следователь избивал владыку, пытаясь добиться его признания. Старца восьмидесяти восьми лет приговорили к десяти годам заключения. Он скончался в тюремной больнице в сороковом году. *** Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп.
Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского
(1325). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. | |
|
Всего комментариев: 0 | |