День Отдания праздника – это ещё один повод вернуться к событиям
торжества, переосмыслить его. Отдание обычно отмечается на восьмой день
после самого праздника. В этот день служится особо торжественное
богослужение, во время которого звучат молитвы и песнопения праздника.
Сегодня Церковь еще раз обращается к смыслу событий праздника
Вознесения Господня. В богослужебных текстах говорится о том, что
Христос взошел на небо, воссел рядом с Богом Отцом, и тем самым
«спосадил» на престоле Божием человеческое естество. Но он не покинул
землю. Спаситель остался со своими учениками: в Церкви, которую основал,
в Евхаристии.
Накануне праздника Пятидесятницы верующие еще раз вспоминают
преемственность всех событий. Ведь в день своего Вознесения Христос
пообещал апостолам, что на них сойдет Святой Дух. Именно он даст им
необыкновенную силу и способности, чтобы идти и проповедовать всем
народам. Крестить их «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Открывать
людям тот путь, который открыл перед ними Спаситель, – путь в Царствие
Небесное.
Сегодня вечером в храмах начнётся богослужение Троицкой родительской
субботы, на котором особо будут поминаться все усопшие христиане.
***
Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).
Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский, жил в четвертом веке и
был современником императора Константина Великого. Отец Митрофана,
Дометий, был родным братом римского императора Проба. Он уверовал и
принял христианство, а во время гонений переселился с сыновьями в
Византию. Там он сблизился с епископом Титом, стал его учеником и принял
священнический сан. После смерти Тита Дометий был избран епископом, в
триста шестнадцатом году на эту кафедру выбрали его сына, Митрофана.
Однажды в город прибыл новый император Константин. Он восхитился
красотой и удобным расположением Византии, проникся симпатией и
уважением к епископу Митрофану. Вскоре Константин перенес столицу из
Рима в город на Босфоре. В триста двадцать пятом году неподалеку, в
городе Никея собрался Первый Вселенский Собор. На нем Константин Великий
исходатайствовал для епископа Митрофана титул Патриарха. Таким образом,
он стал первым Патриархом Константинопольским. Сам Митрофан был уже
глубоким старцем. В последний день Собора к патриарху, чтобы почтить его
труды, пришли все участники Собора во главе с императором.
***
Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392).
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский жил в четырнадцатом веке. В
юности он провел несколько лет в монастыре преподобного Сергия
Радонежского. Затем по благословению преподобного он удалился в глухие
леса за рекой Яхромой. Вскоре к нему пришло несколько учеников. Навестил
Мефодия и сам Сергий Радонежeский. Он дал совет построить там храм и
основать монастырь. Мефодий сам носил деревья для сруба. В память о том
что он пешим преодолевал это расстояние, речка через которую переходил
всякий раз Мефодий, получила название Пешноша. Вскоре монастырь
разросся, а Мефодий стал его игуменом. Временами он удалялся прочь от
обители в уединенное место. Туда же к нему для духовных бесед приходил
преподобный Сергий Радонежский. Эту местность потом так и назвали –
Беседа. Преподобный Мефодий скончался в тысяча триста девяносто втором
году в основанной им обители.
***
Сщмч. Петра пресвитера (1918)
.
Священномученик Петр Беляев родился в тысяча восемьсот семьдесят
четвертом году, во Владимирской губернии. Он окончил семинарию и стал
священником. Служил отец Петр в храме при Каслинском заводе чугунного
литья. Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с
терпением и любовью несет пастырский крест. В тысяча девятьсот пятом
году он также возглавил приют для башкирских детей. В июне тысяча
девятьсот восемнадцатого года в городе начались бои между
большевистскими войсками и отрядами местной самообороны. Большую часть
города контролировали большевики. Отца Петра арестовали вскоре после
литургии. Ему дали время попрощаться с родными. Священник догадывался об
уготованном ему испытании, но был спокоен. Он попрощался с родными и
попросил передать всем, кого вольно или невольно обидел, слова прощения.
Отца Петра расстреляли этой же ночью. Через несколько дней части
Красной Армии покинули город. Тогда были найдены тела замученных, в том
числе и иерея Петра Беляева. Священномученика Петра похоронили близ
храма, в котором он служил.
***
Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского (1999)
.
Священномученик Петр, архиепископ Воронежский, в миру – Василий Зверев,
родился в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году, в Москве, в семье
священника. Он получил высшее светское и духовное образование, а потом
принял монашество. Восемь лет он был настоятелем Спасо-Преображенского
Белевского монастыря. В годы Первой Мировой войны архимандрит Петр
открыл там лазарет для раненых, а сам служил священником в действующей
армии. В тысяча девятьсот девятнадцатом году архимандрит Петр стал
епископом Балахнинским, помощником правящего Нижегородского
архиепископа. Нижегородцы полюбили владыку. Когда в двадцать первом году
его арестовали, рабочие Канавинского завода устроили трехдневную
забастовку. Владыка не прекращал проповедь даже в камерах Лубянки и
Бутырки. Ему не успевали посылать нательные крестики – свой он всякий
раз отдавал новокрещеному. Год епископ Петр был в заключении. Но и на
свободе он пробыл не дольше. Затем епископа ждала ссылка в Ташкент,
труды на Воронежской кафедре и новый десятилетний срок. Его архиепископ
Петр отбывал на Соловках. Владыка Петр был избран ссыльными архиереями
главой Соловецкого православного духовенства. Сокамерники вспоминали как
он с достоинством нес тяготы ссылки, благословлял охрану, осенял
крестным знамением лагерное начальство. Архиепископ Петр скончался от
тифа в бараке на острове Анзер. Семнадцатого июня тысяча девятьсот
девяносто девятого года мощи священномученика Петра были перенесены в
собор Соловецкого монастыря.
***
Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия
(ок. 175). Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы, еп.
Вавилона Египетского (VI). Сщмч. Иоанникия, митр.
Черногорско-Приморского (1945) (Серб.).