22:50 Православный календарь | |
Православный календарь. 16 июля (читать, слушать). http://radiovera.ru/rv_calendar/2014-07-16 *** Мч. Иакинфа (108).
Святой мученик Иакинф родился в первом веке в Кесарии Каппадокийской в христианской семье. Римский император Траян приблизил юношу к себе, не зная о его вероисповедании. Однажды, когда император пировал со своими приближенными, Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Богу. Один из слуг услышал, как юноша молится, и донес об этом царю. Император был разгневан, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств. Юношу немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой отказался и объявил себя христианином. Святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, где томили голодом и жаждой, чтобы заставить есть идольскую пищу. На тридцать восьмой день стражник, который принес идоложертвенное мясо, увидел рядом с узником ангелов – они одевали мученика в светлую одежду и возлагали на его голову венец. Чуть позже император хотел продолжить суд над святым, но его нашли в темнице умершим. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию Каппадокийскую. *** Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца (1652).
Святитель Филипп происходил из знатного боярского рода Колычёвых. Был митрополитом Московским и всея Руси в шестнадцатом веке, во время царствования Иоанна Грозного. Митрополит Филипп попал в опалу за обличение злодейств царя, был лишён святительского сана, отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где его убил царский опрИчник Малюта Скуратов. После мученической кончины тело святителя Филиппа его было погребено в Отроче монастыре. В 1591 году иноки Соловецкой обители, где святой Филипп прежде был игуменом, получили разрешение перенести его мощи в свой монастырь. Тело было положено в могилу под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1646 году состоялось открытие нетленных мощей святителя и чудотворца Филиппа, а еще через шесть лет они были торжественно перенесены в Москву. Десять дней мощи были выставлены для поклонения в центре Успенского собора, и все это время в Кремле с утра до вечера стоял колокольный звон, как в Пасхальную неделю. Затем мощи были помещены в серебряную раку у алтаря Успенского собора. На том месте, где народ встречал мощи святителя Филиппа, был установлен крест, от которого получила свое название Крестовская застава у Рижского вокзала в Москве. *** Свт. Василия, еп. Рязанского (1295).
Святитель Василий, епископ Рязанский, жил в тринадцатом веке. Известно, что сначала он был епископом города Мурома. На долю владыки Василия выпало восстановление муромских храмов и монастырей после нашествия на Русь полчищ Батыя. Но довелось ему встретиться и с человеческой неблагодарностью. Горожане восстали против епископа Василия, обвинили в поступках, неподобающих архипастырю. Владыка пытался рассеять тот дьявольский морок, которым внезапно оказались окутаны муромчане. Но к нему никто не прислушался. Тогда епископ Василий помолился, вышел к Оке, распростер по воде свою мантию и стал на нее. В руках он держал образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильный ветер повлек мантию против течения, вверх по Оке. Пораженные муромцы в слезах просили прощения у епископа, но тот навсегда покинул их. Через несколько часов епископ Василий доплыл до Рязани. Там его с честью приняли и пригласили возглавить епископскую кафедру. Много лет он вдохновлял и укреплял жителей Рязани, терпевшей много невзгод от ига Золотой Орды. В конце шестнадцатого века инок Еразм Ермолай написал «Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском». Эта книга стала одним из любимых народных чтений. В июне тысяча шестьсот девятого года мощи святителя Василия были торжественно открыты и перенесены в Христорождественский собор. *** Прп. Никодима Кожеезерского (1640).
Преподобный Никодим Кожеезерский, в миру – Никита, родился в селе близ Ростова, в конце шестнадцатого века. Родители его были крестьянами. По преданию однажды Никита работал с отцом в поле, как вдруг неведомый голос стал окликать его, но называть при этом другое имя: "Никодим! Никодим!”. Юноша рано осиротел, он освоил кузнечное мастерство и некоторое время работал в Москве. Однажды Никита проходил мимо хижины юродивого Илии. Тот закричал приветствует его: "Хузьюгский пустынник пришёл!”. Эти слова сильно поразили Никиту. Он принял монашеский постриг в ЧУдовом монастыре. Игумен Пафнутий нарёк ему новое имя – Никодим. Тринадцать лет он прожил в обители, а потом по благословению настоятеля отправился на север. Там Никодим вступил в Кожеозерскую обитель. Через несколько лет, в поисках уединения, он ушёл из монастыря и построил неподалёку на реке Хузьюге келью. Так сбылось предсказание блаженного Илии. Никодим прожил отшельником тридцать пять лет. Он делился с братьями пойманной рыбой. Дикие олени без страха приходили к праведнику. Он не оставлял молитвы ни во время трудов, ни в часы отдыха. Господь даровал иноку дар прозорливости и силу исцелить болезни. Мощи преподобного Никодима были погребены в Богоявленской церкви Кожеозерской обители. В наши дни этот монастырь считается одним из самых удалённых и труднодоступных в России. *** Свт. Анатолия, Патриарха Константинопольского (458).
Святитель Анатолий родился в египетском городе Александрия, во второй половине четвёртого века. Он получил философское образование и стал диаконом при известном церковном мыслителе святителе Кирилле Александрийском. Вместе они присутствовали на Третьем вселенском Соборе. Кончина святителя Кирилла совпала с воцарением в Византийской империи новой ереси. Некий Евтихий утверждал, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Таким образом искажалось учение о спасении и искуплении человечества. Евтихий нашёл сторонников среди духовенства и знати. Его поддержал даже император. Им удалось низложить патриарха Константинопольского, святого Флавиана. На кафедру избрали Анатолия. Но он принялся восстанавливать чистоту учения: созвал Четвёртый Вселенский Собор в городе Халкидоне. На нём был утверждён догмат о двух Естествах Христа, неслитных и нераздельных. Из других важных деяний Собора необходимо отметить передачу Константинопольскому Патриархату Церквей Малой Азии, Греции, Черноморья. Договор касался и тех Церквей, которые в будущем возникнут у народов этих областей. Через пятьсот пятьдесят лет этот список полнился Русской Православной Церковью. Из Константинополя через апостольское преемство Русь получила православную веру. А когда Русская Церковь окрепла, то обрела независимость от Византии. *** Сщмч. Антония, архиепископа Архангельского (1931).
Архиепископ Антоний, в миру Николай Быстров, родился в 1858 году, в Архангельской губернии. Закончил Вологодскую Духовную семинарию, женился, был рукоположен в священники, после смерти супруги принял монашеский постриг. В 1910 году стал епископом Веельским, викарием Вологодской епархии. В 1919 году его арестовали и выслали в город Северодвинск Архангельской губернии. С 1921 года владыка Антоний возглавлял Архангельскую епархию. Периодически его епископское служение прерывалось арестами и ссылками. Большинство храмов города были закрыты, кафедральным собором считалась кладбищенская Ильинская церковь – там владыка Антоний и совершал богослужения. В ночь на Богоявление 1932 года престарелый архиепископ вновь был арестован. С него сорвали крест и панагию и посадили в переполненную камеру к уголовникам. Узников кормили селедкой, а воды не давали. Допросы шли один за другим. Архиепископа Антония обвинили в том, что он давал милостыню ссыльным священникам и епископам. В вину владыке вменили и создание церковного хора, в который вошло много ссыльного духовенства. Сидя в тюрьме, владыка Антоний читал заключенным Евангелие, которое у него было с собой. Чекисты предложили святителю свободу взамен на согласие стать осведомителем. Он отказался, его перевели в более сырую и тесную камеру. Когда Владыка был уже при смерти, в камеру подселили еще одного архиерея, который принял исповедь умиравшего собрата. Ссыльные архиереи и священники отпели владыку в кладбищенской Ильинской церкви. В воспоминаниях современников он остался как «высокий, маститый человек с длинными седыми волосами и такой же бородой, невероятно добрый и милостивый». *** Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).
Священномученик Сильвестр, в миру Иустин Ольшевский, родился в 1860 году в Киевской губернии в семье диакона. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1892 году принял священнический сан, в 1910-ом был пострижен в монашество. В 1915 году Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. В 1918 году архиепископ Сильвестр возглавил Высшее Временное Церковное Управление Сибири. Для укрепления духа офицеров и солдат владыка восстановил институт полковых священников в Белой гвардии. После отступления белых архиепископ добровольно остался в захваченном большевиками городе вместе со своей паствой. В конце 1919 года владыка Сильвестр был арестован. В течение двух месяцев архиепископа подвергали пыткам и истязаниям, а потом распяли мученика на полу камеры и пронзили ему сердце. Архиепископ Сильвестр был канонизирован в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого Сильвестра были обретены 16 июля 2005 года при раскопках собора Успения Божией Матери и пребывают сейчас в нижнем храме кафедрального Успенского собора Омска. *** Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия
и Марка (IV). Прп. Александра, обители "Неусыпающих” первоначальника
(ок. 430). Прпп. Анатолия (XII) и другого Анатолия затворника (XIII),
Печерских. Блгвв. кн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Прп.
Иоанна и Лонгина Яренгских (1544-1545). Блж. Иоанна, Христа ради
юродивого, Московского (1589). | |
|
Всего комментариев: 0 | |