12:47 Проповеди | |
МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ *** Архимандрит Закхей (Вуд) Проповедь в Лазареву субботу Только что мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна Богослова, рассказывающее нам весьма важное событие из жизни Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, именно – восстание Лазаря из мёртвых. Событие это в сознании Церкви настолько важное, что воспоминание о нём совершается накануне самого празднования Входа Господа нашего во Иерусалим, или, как он именуется в народе, Вербного воскресенья, за чем следует воспоминание Его великих и спасительных Страстей, смерти и тридневного Воскресения. В действительности Церковь даже провозглашает, что этот праздник воскрешения Лазаря подтверждает Воскресение Господа. В тропаре праздника поётся: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже». Нам следует понимать, что это событие имело также «земное» значение, ибо, как говорится в Евангелии от Иоанна, именно после воскрешения Лазаря иудеи уверовали в Иисуса и по этой причине не подчинялись приказаниям своих руководителей, которые всё более и более обуревались завистью и беспокойством из-за Иисуса Назарянина. Мы видим, что с возрастанием числа Его последователей, также росла численность и Его супостатов. Первосвященник и фарисеи также относились к врагам Иисуса, завидовали Его популярности и волновались о том, что она может привлечь внимание римлян, которые, под предлогом борьбы с Мессией, могли бы разрушить святые места Иерусалима и подвергнуть гонениям весь еврейский народ. Первосвященник Каиафа даже заявил: «Лучше одному человеку умереть за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Эти очень важные слова, сказанные с точки зрения политика, приобрели совершенно иное значение после воскресения Христова. Христос умер для того, чтобы жил весь род человеческий. Как мы слышали из Евангелия, Иисусу было сказано Марфой и Марией, что друг Его Лазарь смертельно болен. Две эти сестры пришли к Иисусу и просили Его прийти исцелить их брата Лазаря. Иисус был близок с этой семьёй и потому Его медлительность в исполнении их желания показалась ученикам странной. Когда же наконец Иисус прибыл в Вифанию к дому Лазаря, который уже четыре дня как умер, сёстры, обращавшиеся к Нему с просьбами, теперь казались обиженными. Марфа, по приветствии Иисуса, произносит: «Если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы». Такого рода обвинения могут иногда исходить из уст и нас, грешных. Мы склонны ожидать от Господа всего, что желаем, но самое главное, просим, чтобы это было нам дано немедленно. Мы наивно полагаем, что всё, что мы просим, лишь по тому, что мы просим это, будет даровано нам милостивым Господом Иисусом Христом. Марфа и Мария считали себя друзьями Иисуса. Так же и мы считаем себя в своем роде «друзьями» Господа или, по крайней мере, Его учениками. Нам известно, что нас узнают как учеников, если мы будем «иметь любовь между собою». И, будучи друзьями и учениками, надеемся, что Иисус исполнит всякое наше прошение, как думали Марфа и Мария в сегодняшнем евангельском чтении. Нам нужно осознать подобно Марфе и Марии, которые просто ждали исцеления для своего брата, что Иисус всегда дает больше, чем ожидает верующий. Это и случилось с Лазарем, это же происходит и с нами. Мы просим чего-то, ожидаем, что это будет дано сразу же по нашему желанию, и потом, может быть, обижаемся, когда оно не посылается, и лишь позже понимаем, что Господь по Своей любви и милосердию к роду человеческому даёт нам нечто лучшее, нечто более здравое для нашей духовной жизни, нечто высшее, чем наш ограниченный разум мог бы представить на первом месте. Мы склонны просто просить исцеления, а Господь подаёт воскресение! Это евангельское чтение ясно показывает две природы во Христе – и Бога и человека. Богочеловек, по человечеству Своему плачет от любви зря Своего друга мёртвым во гробе. Тот же Богочеловек зовёт потом: «Лазарь, гряди вон!» и воскрешает его от смертного одра. На примере воскрешения Лазаря мы можем увидеть очень человеческую сторону Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим, как Он любил Лазаря, как Он плачет вместе с Марией и теми, кто был с ней, как Он обеспокоен и глубоко тронут. Всё это - человеческие переживания, которые Богочеловек Иисус Христос испытывал к Своим друзьям. Те же переживания могут быть перенесены также на божественные принципы, когда мы видим, что воскресший Господь любит всех и каждого из нас, и как он беспокоится и плачет о нас, погрязших во грехах. Но важно, что эти человеческие чувства Богочеловека Иисуса Христа уравновешиваются тем фактом, что Он Тот же Богочеловек, Который имеет власть над живыми и мёртвыми и Который превзошёл законы естества и воскресил Своего друга Лазаря из мёртвых. Бог всяческих, всеведущий, в смирении «спрашивает, где Лазарь был положен». Это кажущееся противоречие будет продолжаться через всю историю страданий Господних. Эти противоречия раскрываются в прекрасных поэтичных словах Богослужения Страстной седмицы. Мы услышим: «Кресту предается Зиждитель всех», «По ланите заушается Избавитель мира, и от Своих раб поругается», и даже «Повесивший землю на водах вознесен на древо» (стихиры на Господи воззвах Великого Пятка). Эти истины отзвуком отражаются в том, что мы слышим сегодня - Тот же Богочеловек, Который оплакивает Своего друга Лазаря, воскрешает его из мёртвых. Чуден Бог наш, братия и сестры, воистину чуден! Пусть же это празднование воскрешения Лазаря принесёт нам надежду. Пусть укрепит перед тем, что нас ожидает с этого вечера, с торжественного входа Господа нашего в Иерусалим, и почти одновременного Его предательства, преследования и смерти. Будем помнить сегодняшний праздник в течение Страстной недели, зная, что даже во времена самой глубокой и мрачной печали Христос есть Жизнь. И, что важнее всего, Он полагает эту жизнь за всех и каждого из нас. Сегодняшнее Евангелие делится с нами вечной истиной о том, что Иисус ясно подтвердил, сказав: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11:25-26). Будем же всегда помнить эти слова, чтобы иметь жизнь во Христе, и иметь с избытком. Аминь! http://www.serafim-kupchino.ru/pastir_word/953/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |