22:02 Размышляет архимандрит Андрей (Конанос). | |
Лучшее время – то, которое сейчасРазмышляет архимандрит Андрей (Конанос). Очень часто чтение Евангелия на богослужении начинается словами: «Во дни оны…» На современный язык это словосочетание переводится как в те времена, встарь и т.п. «Во дни оны, восставши, Мариам, иде в горняя со тщанием…»; «Во дни оны прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни Иудейстей…» и так далее. Мы слышим эти слова постоянно. Святые отцы постановили именно так начинать евангельское повествование в храме. И некоторые люди, узнав значение этих слов, недоумевают: «Почему обязательно – в то время? Значит, всё это было давным-давно, в древности – а сейчас что?» Да, в те времена происходили поистине прекрасные, удивительные вещи. Но разве только тогда? Нет, потом тоже случалось (до сих пор и случается) удивительное. Вообще, лучшее время – то, которое именно сегодня, сейчас; время, когда живешь ты, живу я; время, когда Бог действует и вершит тайну нашего спасения. И так – во все времена: для каждого человека лучшая эпоха – это его эпоха. И нам с вами лучше всего жить именно сейчас, в данный момент – как и для всех людей на свете. А когда сейчас уйдет в прошлое, начнется новый период, новая эпоха – новый час, день, новый год, и мы будем жить уже в другое время. Так что лучший день в нашей жизни – это день сегодняшний. Помню, много лет назад, в детстве, мне попалась книга духовного содержания, адресованная молодежи, и там я прочитал примерно то же самое: «Нет ничего лучше, чем быть молодым христианином в наше время». Мне так понравилась эта фраза, что я ее записал и запомнил. Мы живем в трудное время, когда вокруг масса искушений, испытаний и трудностей, отдаляющих нас от Бога; но если удается почувствовать Божие присутствие, Его благодать, мудрость и силу – понимаешь: да, время сейчас трудное, но Он – здесь! И из этого следует, что Господь действительно сильнее любых искушений, испытаний и трудностей. Как говорит Он Сам: «В мире скорбны будете, но дерзайте: Я победил мир». И: «Я с вами во все дни до скончания века… был мертв и вот, жив во веки веков». Представьте, что перед нами - многочисленная вражеская армия, но мы бесстрашно шагаем ей навстречу, держась за руку Христа; и чем ближе враг, тем сильнее ощущается тепло Божией руки, тем яснее чувствуется Его присутствие и прикосновение, ибо Он – наш Спутник, и мы вместе идем по этой земле. «Как хорошо идти с Тобой, Господи, - думаешь ты. – И если бы вокруг были одни церкви, запах ладана и святые, это воспринималось бы совершенно обыденно. А сейчас, в трудную минуту, - это настоящее чудо, ощущать Тебя рядом среди множества искушений, чувствовать Твое прикосновение». Разве не удивительно? Прекрасно ощущать прикосновение Христа; прекрасно ощущать, что теперь ты веришь не в теорию, идею, слова или философию – а в Личность. С идеей невозможно поговорить. Как, например, пообщаться с идеей мира во всем мире? Или, допустим, с идеей блага? Это всё теоретические понятия. Господь же является объектом нашей любви, то есть нашей конечной целью, стремлением, вершиной наших ожиданий. Разве не так? «Вот, гряду скоро!» - говорит нам Бог в Откровении Иоанна Богослова. «Аминь, гряди, Господи!» - отвечает Ему Церковь. «Приди, Господи». Мы не ждем какое-то философское учение, которое победит мир, мы ждем Личность, Господа нашего Иисуса Христа. И замечательно, когда можешь радоваться Его присутствию, любить Его, приобщаться Ему, чувствовать Его в своем теле и крови, чувствовать, что Он живет в тебе после Святого Причащения. Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира" | |
|
Всего комментариев: 0 | |