09:54 «Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых». Марк Аврелий | |
КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?«Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых». Марк Аврелий
Счастье… сколько людей столько и определений этого состояния. Самое же распространенное из этих определений, пожалуй, подразумевает тождество: счастье – это отсутствие страданий. От буддизма, провозглашающего высшей ценностью достижение беспечальной нирваны до новомодных психологических практик, обещающих комфортное житие-бытие, мир изображает счастье чем-то радужным и отрадным. Между тем, что такое счастье для христианина? Русское слово «счастье» образовано от корня «часть». Даже при слабых языковых познаниях можно обнаружить не только его созвучие, но и родство с другими известными нам словами. Так, в старинных памятниках письменности одним из значений «счастья» наряду с «благоденствием» было «участие». Счастье – соучастие – участие. Согласно словарю Д. Н. Ушакова, под последним следует понимать «сочувствие, сердечное отношение». И здесь мы встречаемся с подлинным парадоксом: может ли быть счастлив тот, кто действительно способен к высшей степени сопереживания? Как может быть беспечален человек, который разделяет с ближним утрату и горе? Однако понятие «счастье» вбирает в себя много больше чем просто набор положительных эмоций. В Писании заповедано: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15) Так, мы призваны не только к смеху радости, но и к слезам скорби, искренность которых не подлежит сомнению. Только исполняя свое призвание, мы можем стать поистине счастливыми. Как говорила греческая подвижница XX столетия геронтисса Гавриила, «счастье и тишина – в исполнении заповедей Его». Но есть еще другое расхожее определение счастья, оно связано с понятием гармонии. В этой связи под счастьем так часто понимают внешнюю благоустроенность и чуждый всякого напряжения душевный комфорт. «Живи легко», – поучают нас известные рекламные слоганы. Однако, что есть «душевный комфорт» в рамках христианского вероучения? Это, прежде всего, единение с Богом. И здесь мы встречаемся с другим «родственником» слова «счастье» – со словом «Причастие». Что может быть блаженнее того, чтобы приобщиться ко Христу, получить с Ним единую часть? «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56) Но если даже двери частого Причащения для нас закрыты, у нас есть и другой механизм обретения счастливой гармонии – это смирение, по слову: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29) Не будем гнаться за счастьем как состоянием неги и комфорта, но будем соучастниками чужой судьбы и причастниками Тайн Христовых. https://ekzeget.ru/novosti-i-obnovleniya/novosti/555/ Автор: Юлия Ростовцева | |
|
Всего комментариев: 0 | |