Братья христиане! Прошло всего несколько дней после Рождения Иисуса в Вифлеемском хлеву. Иисус Христос по Своему великому смирению изволил родиться там как раб, в хлеву. А сегодня, в канун великого праздника Крещения Господня, Иисус Христос, достигнув возраста 30 лет, приходит на берег Иордана, где собралось великое множество народа.
На просторных равнинах Иордана толпы людей, сошедшихся со всей Святой Земли, слушали голос великого Крестителя, святого Иоанна, и приходили от него в трепет. Какой же силой обладал этот великий пророк, не совершавший чудес, не исцелявший больных, не умножавший хлебов, но так потрясавший собравшихся людей, что они в страхе спрашивали, что же им делать, чтобы спастись! И он учил их подавать больше милостыни и проводить жизнь в святости.
И вот, в таком великом и редко встречающемся на Святой Земле смятении рядом с великим пророком Иоанном Крестителем возникает Иисус из Галилеи. В возрасте 30 лет.
Иисус медленно пробирался к Иоанну сквозь толпу. Множество людей Его еще не знало, и Иоанн сказал о Нем, указывая на Него пальцем:
– Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1: 29).
Иисус подходит к нему и просит крестить Его. И там, на берегу Иордана, происходит поразительный диалог между Иисусом и Иоанном Крестителем. Святой Иоанн говорит Ему:
– Господи, мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14).
А Иисус отвечает ему:
– Оставь теперь, Иоанн, крести Меня, чтобы нам исполнить всякую правду (ср.: Мф. 3: 15).
И Иоанн, великий пророк Иорданских пустынь, суровый на вид, но преисполненный великой кротости и великого смирения, соглашается крестить Иисуса Христа.
Когда святой Иоанн Предтеча крестил, огромное множество людей входило в воду Иордана, и каждый стоял там, пока не исповедует прилюдно все свои грехи, а потом выходил из воды. Иисус же Христос вошел в воду, был крещен и тотчас же вышел из воды, – говорит евангелист Матфей, стоявший там и бывший тому очевидцем (см.: Мф. 3: 16). Иисус вышел из воды, братья христиане, быстро, потому что на Нем не было греха. Он Сам говорит об этом перед лицом Своих врагов:
– Кто может обвинить Меня во грехе? (см.: Ин. 8: 46)[1].
И в этот миг разверзается небо – это восточное небо, ясное и голубое, – и с неба нисходит Дух Святой в виде голубя над Иисусом Христом, и святой Иоанн видит Его, а с неба доносится голос, взывающий:
– Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
В этот миг, братья христиане, Святая Троица открылась миру у всех на глазах: Отец произносит слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», Дух Святой сходит в виде голубя, и Спаситель Иисус стоит в водах Иорданских. Святой Дух, вся Троица покажутся еще раз – на горе Фавор, когда Дух Святой явится в виде света, света необыкновенного, Бог Отец с облаков произнесет те же слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Сын воссияет в великом свете Фаворском, свете Божественном.
На Иордане завтра будет великий праздник: почти 2 тысячи лет назад там произошло это уникальное за всю историю мира событие – Крещение Сына Божия. Воплощение совершилось в Вифлееме, а здесь было Крещение Господа. В этот день раскрылись небеса, и с тех пор Дух Святой стал сходить к людям, а люди со всецелой верой приближаются к Богу Триединому – Отцу, Сыну и Святому Духу.
Братья христиане, святые отцы, особенно святой Иоанн Дамаскин, конкретизировали эти вопросы и учат нас, что в истории мира существует всего восемь крещений, и я расскажу вам о них по «Догматике, или Источнику учения»[2] святого Иоанна Дамаскина, этого великого богослова, великого отца Церкви, нашего святого Православия.
Первым крещением был потоп: произошло погружение в воду всех людей за грехи
Первым крещением, говорит святой Иоанн, был потоп. Известно, что слово «крещение» происходит от греческого слова βαπτίζω, что означает «погружать». Итак, здесь произошло погружение в воду всех людей за их и наши грехи.
Второе крещение, «морем и облаком», имело место в пустыне Синайской, когда избранный народ из Египта шел в Святую Землю.
Третье крещение было совершено ветхозаветным законом, ибо по нему всякий нечистый должен был омыться водой и вымыть свои одежды и только потом мог войти в стан (см.: Лев. 16: 26), что установлено было также в пустыне Синайской.
Четвертое крещение – это крещение народа Иоанном, которого мы, вот, встретим завтра. Оно было вводным и вело крещеных к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Я, – говорит святой Иоанн Креститель, – крещу вас в воде, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем (ср.: Мф. 3: 11). Итак, Иоанн водою предочищает людей к принятию Духа.
Пятое Крещение – это Крещение Господа, Христа Спасителя, им крестился Он Сам. Крестился не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что усвоил Себе мое очищение, очищение всех нас, чтобы стереть главы змиев в воде (ср.: Пс. 73: 13), чтобы потопить грех, погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить Крестителя, святого Иоанна, дабы он исполнил Закон, открыл тайну Троицы, подал нам пример и образец и мы тоже крестились.
Мы крестимся совершенным Господним крещением – водою и Духом. Говорится, что Христос крестит огнем, потому что Он излил благодать Святого Духа на святых апостолов в виде огненных языков, как говорит Сам Господь: Иоанн крестил вас водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым и огнем (Деян. 1: 5), – так говорил Спаситель Своим апостолам после Воскресения.
Шестое крещение – это крещение в покаянии и слезах, которое действительно тяжело.
Шестое крещение – это крещение в покаянии и слезах. Седьмое – кровью и мученичеством, которым крестился Сам Христос вместо нас
Седьмое крещение – это крещение кровью и мученичеством, которым крестился Сам Христос вместо нас. Оно досточестно и блаженно, поскольку уже не оскверняется позднейшей нечистотой.
Восьмое и последнее крещение не является спасительным, но, с одной стороны, истребляет злобу – ибо злоба и грех более не правят, а с другой стороны, наказывает бесконечно. Это крещение огнем вечным, после всеобщего Суда[3].
Мы исповедуем крещение во оставление грехов, в жизнь вечную. Крещение указывает на смерть Господа. Таким образом, крещением мы погребаемся вместе с Господом, как говорит божественный апостол (см.: Рим. 6: 4).
Как один раз произошла смерть Господа, так же один раз должны креститься мы. Есть определенные секты, в которые если кто-нибудь входит, его крестят во второй раз. Они совершают очень большой грех.
Один раз произошла смерть Господа, и один раз должны креститься мы. Те, кто крестит во второй раз, совершают большой грех
Мы крестимся, по слову Господню, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (см.: Мф. 28: 19) и этими словами учимся исповедовать Отца, и Сына, и Святаго Духа. Таким образом все, кто были крещены во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа и тем самым были научены, что у Божества есть только одно естество в Трех Ипостасях, но потом заново крестятся, таковые снова распинают Христа, как говорит божественный апостол: Ибо невозможно – однажды просвещенных Крещением… опять обновлять покаянием, потому что они снова распинают в себе Сына Божия и глумятся над Ним (Евр. 6: 4–6).
Это делают те, кто крестится во второй раз по своей наглости и надмению. Но всех, кто не был крещен во Святую Троицу, необходимо перекрещивать заново.
Бог создал нас для нетления, для неба, для рая, для света, но, поскольку мы попрали Его спасительную заповедь, Он осудил нас на тление смерти. И всё же, чтобы зло не было вечным, Он, по Своей милости, сошел к рабам и, соделавшись подобным нам, избавил нас от тления Своею Страстью. Излил нам из Своего святого ребра источник прощения. Так, вода, истекшая из Его ребра, служит нашему возрождению и потоплению греха и тления, а кровь есть питие, доставляющее жизнь вечную, то есть Святое Причастие.
Он заповедал нам возрождаться водою и Духом Святым, поскольку через молитву и призывание Духа Святого Святой Дух нисходит на воду. А поскольку человек двояк и состоит из души и тела, то Он дал нам и очищение двоякое: водою и Духом Святым. С одной стороны, Дух восстанавливает в нас состояние по образу и подобию Божию, а с другой стороны, вода, благодатию Духа Святого, очищает тело от греха и освобождает его от тления. Вода являет собою образ смерти, а Дух подает залог жизни[4].
Братья христиане, я рассказал вам сейчас об этом, чтобы мы все поняли, что означает великая тайна Святого Крещения. Рождением Господа Иисуса Христа Бог смирил Себя до воплощения в образе раба. А Крещением Господним человек обожился. Мы этого еще не понимаем в достаточной мере, но крещение, братья христиане, означает возрождение, рождение человеческого существа заново. Образуется новое существо душевное, человеческое, духовное.
Младенец, который погружается в воду крещения, светел как ангел, непорочен, безгрешен и бесстрастен. Грех прародителей упразднен и грех, имевшийся на нем в момент крещения, тоже уничтожен, так что младенец предстает в свете Божества.
Поэтому, братья христиане, проходя мыслью через Таинство Крещения, Крещения Господня, вспомним о своем христианском крещении, своем младенчестве, задумаемся о святости своей жизни. Постараемся, братья христиане, оживить ее, крестимся заново покаянием и слезами, как говорит о шестом крещении святой Иоанн Дамаскин. Будем блюсти себя в чистоте и святости жизни, прекрасно зная, что, как говорит святой апостол Павел, в Царство Божие не войдет ничто нечистое, но только святость, только чистота, только слезы покаяния – только это войдет туда (см., напр.: Еф. 5: 5; Деян. 14: 22).
Когда мы будем пытаться войти туда со всем багажом нашего житейского тлена, нас отбросят от входа. Ангелы-хранители с огненными мечами отринут нас от лица Божия. Поэтому будем радеть о своей жизни, ибо дадим ответ за всякий грех неисповеданный и непрощенный. Будем же более внимательными к своей жизни, чтобы проводить ее в страхе Божием, исполнении заповедей и святости, которой желает от нас Бог. Аминь[5].