11:57 Святое Богоявление. Крещение Господне, 19 января 2025 года: что будет в храме? | |
Святое Богоявление. Крещение Господне, 19 января 2025 года: что будет в храме?Ежегодно 19 января Церковь празднует Богоявление — один из важнейших христианских праздников. Полное его название: «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча. В 1894 году 19 января преставился ко Господу наш соотечественник, великий русский святитель Феофан, Затворник Вышенский. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воскресенье, 19 января 2025 годаВ этот праздник Церковь воспоминает о том, как Спаситель пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у Иоанна Предтечи. Тот удивился и спросил у Сына Божия, не стоит ли ему самому принять крещение у Него? Дело в том, что Иоанн крестил людей во оставление их грехов, и не понимал, зачем креститься безгрешному Иисусу Христу. То, что произошло дальше евангелист Матфей описывает так: Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:15–17). Крещение Господне является двунадесятым праздником, потому что связано с событиями земной жизни Спасителя. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — несколько дней перед большим праздником, в богослужения которых уже входят молитвословия, посвященные наступающему событию. Попразднство — такие же дни после праздника до его отдания 27 января. Подробнее о Крещенском сочельнике и подготовке к празднику Богоявления читайте в наших материалах:
Особенности православного богослуженияВсенощное бдение под праздник Богоявление Господне состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. На великом повечерии на пение «С нами Бог», по 1-м и 2-м Трисвятом (череды молитвословий, которые начинаются со «Святый Боже..» и заканчиваются «Отче наш…») открываются царские врата. По первом Трисвятом поется тропарь праздника: Тропарь Крещения Господня, глас 1Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! По 2-м Трисвятом звучит кондак праздника: Кондак Крещения Господня, глас 4Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет неприступный. Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!» После чтения «Слава в вышних Богу...» совершается лития — часть вечернего богослужения, во время которого происходит благословение хлеба, вина и елея. На литии поются удивительные по красоте и глубине содержания стихиры: Одеваяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился eсть, во струи одевается днесь Иoрданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение. О, чудесе! Без oгня изваряет, и назидает без сокрушения, и спасает в Него просвещаeмыя Христос Бог и Спас душ наших. Перевод: Одевающийся светом, как одеждою, благоволил ради нас сделаться подобным нам; Он в сей день погружается в струи Иорданские, Сам не нуждаясь в них для очищения, но в Себе совершая наше возрождение. О, чудо! Без огня переплавляет и воссоздает без разрушения и спасает во имя Его просвещаемых Христос Бог и Спаситель душ наших. Господи, исполнити хотя, яже уставил eси от века, от всея твари служитeли тайны Твоея приял eси: от Ангел — Гавриила, от человек — Деву, от Небес — звезду и от вод — Иoрдан, в немже беззаконие мирское потребил eси, Спасе наш, слава Тебе. Перевод: Господи, желая исполнить то, что Ты определил от века, от всего творения принял Ты служителей Твоего таинства: от Ангелов — Гавриила, от людей — Деву, от небес — звезду и от вод — Иордан, в котором Ты беззаконие мира истребил; Спаситель наш, слава Тебе! Днесь всяка тварь просвещается, днесь всячeская веселятся, Небесная вкупе и земная, Ангели и человецы смешаются, идеже бо Царево пришествие, и чин приходит. Тецем убо на Иoрдан и видим вси Иоанна: како крещает Верх Нерукотворенный и Безгрешный? Темже, апостольский глас припевающе, согласно возопием: явися благодать Божия спасительная всем человеком, озаряющи и подающи верным велию милость. Перевод: В сей день творение просвещается, в сей день все веселится, вместе небесное и земное, Ангелы и люди соединяются, ибо где пришествие Царя, там и порядок приходит. Поспешим же на Иордан и увидим все Иоанна: как он погружает Главу Нерукотворную и Безгрешную. Потому, апостольское слово воспевая, согласно воззовем: «Явилась благодать Божия, спасительная всем людям, озаряющая верных и подающая великую милость!» На утрене поют величание: Величание Крещению ГосподнюВеличаем Тя,/Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских. На 9-й песни канона чтение тропарей перебивается пением праздничных припевов. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую, Богородицу». Перевод: Душа моя, прославляй Богородицу, честнейшую Небесных Сил, Деву Пречистую. В конце всенощного бдения и на литургии отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш...» Так он будет звучать до отдания праздника Богоявления. В воскресенье 19 января совершается литургия святителя Василия Великого. Особенности литургии праздника следующие: На малом входе с Евангелием диакон возглашает входной стих: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Вместо Трисвятого хор поет: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Перевод: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. После евхаристического канона вместо «О Тебе радуется» поется задостойник, который начинается словами уже приводившегося выше праздничного припева: «Величай, душе моя, честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» и продолжается ирмосом 9-й песни канона: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем». Перевод: Никакой язык человеческий не в силах достойно восхвалять Тебя, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но Ты, как Благая, прими веру, потому что любовь нашу пламенную Ты знаешь: Ты Предстательница христиан, Тебя мы величаем. Только два раза в году, в Крещенский Сочельник и в праздник Крещения Господня, совершается чин великого освящения воды. Подготовка к чину происходит заранее: обычно в центре храма ставят сосуд с водой и рядом стол, на котором приготовлено кропило, выносят кадило. Если же воду освящают вне храма, то верующие идут к иордани (прорубь в водоеме, вырезанная во льду в форме креста) крестным ходом: впереди несут фонарь, крест и хоругви, затем идет хор, после него — духовенство и миряне. В праздник Крещения великое освящение начинается после заамвонной молитвы пением тропарей на 8-й глас: Трижды: Глас Господень на водах вопиет, глаголя:/ приидите, приимите вси/ Духа премудрости,/ Духа разума,/ Духа страха Божия,// явльшагося Христа. Дважды: Днесь вод освящается естество,/ и разделяется Иордан,/ и своих вод возвращает струи,// Владыку зря крещаема. Дважды: Яко Человек, на реку пришел еси, Христе Царю,/ и рабское Крещение приятитщишися, Блаже,/ от Предтечеву руку// грех ради наших, Человеколюбче. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Ко гласу вопиющаго в пустыни:/ уготовайте путь Господень,/ пришел еси, Господи, зрак рабий приим,/ Крещения прося, не ведый греха./ ВидешаТя воды и убояшася./ Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя:/ како просветит светильник Света?/ Како руку положит раб на Владыку?// Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех. Далее читают отрывки из пророка Исаии. Во время чина освящения воды читаются следующие отрывки из Священного Писания: Евангелие от Марка, глава 1, стихи 9–11Комментирует епископ Феоктист Игумнов И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 10, стих 1–4Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Во время чтения молитвы на водоосвящение священник повторяет трижды: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. Во время троекратного произнесения следующих слов священник каждый раз благословляет воду: Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. Когда священник погружает крест в воду, то он и все сослужащие ему запевают начало крещенского тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И хор продолжает: «Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже/ и мир просвещей, слава Тебе». Затем священник кропит святой водой всех молящихся. В это время хор поет тропарь праздника. Так проходит самый запоминающийся и радостный для детей момент богослужения. Чтение ЕвангелияЕвангелие от Матфея, глава 3, стихи 13–17Комментирует епископ Феоктист Игумнов Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Апостольское чтениеПослание апостола Павла к Титу, глава 2, стих 11–14; глава 3, стих 4–7Комментирует епископ Феоктист Игумнов Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Традиции праздникаСамой известной традицией Крещения Господня является освящение воды, которое происходит как накануне праздника, в крещенский сочельник, 18 января, так и в сам день Богоявления, 19 января. Воду, освященную в эти дни, называют агиасма, что в переводе означает великая святыня. Прорубь в форме креста, которую прорубают во льду водоема неподалеку от храма, называют иорданью. Нередко священники освящают воду и в ней. В такой иордани происходят крещенские купания — традиция, к которой в Церкви нет однозначного отношения. Потому что нырнуть в прорубь не значит избавиться от грехов. Важнее прийти в этот день на богослужение в храм, почитать Евангелие, сотворить милостыню ради праздника. Только вера, покаяние, твердое намерение не грешить и добрые дела ведут к очищению души и спасению. Память святого преподобного Феофана, затворника ВышенскогоПреставление святителя Феофана, Затворника Вышенского, празднует Церковь 19 января. Подробнее о святителе Феофане Затворнике читайте в наших материалах:
Молитва святителю Феофану ЗатворникуО, святителю отче Феофане, архиереею преславный и предивный затворниче, Божий избраниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскагоблагочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждние на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |