Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 24.11.2024, 23:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Календарь

«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2023 » Сентябрь » 16 » Воскресенье, 17 сентября 2023 года
23:07
Воскресенье, 17 сентября 2023 года

Неделя пятнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 сентября 2023 года: что будет в храме?

В воскресенье 17 сентября мы обращаемся в молитве к священномученику Вавиле и с ним трем отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и матери их Христодуле, пророку Моисею Боговидцу, святителям Иоасафу Белгородскому и Митрофану Воронежскому, преподобномученику Парфению Кизилташскому и благоверным князьям Петру и Февронии Муромским. Мучеников Ермионию, дщерь апостола Филиппа, Вавилу Никомидийского и с ним 84-х отроков, Феодора, Миана, Иулиана и Киона, священномученика. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского почитает Церковь 17 сентября 2023 года. Собору Воронежских святых и собору новомучеников и исповедников Казахстанских молимся в пятнадцатую неделю по Пятидесятнице.

Память священномучеников Григория Лебедева, Сергия Дружинина, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова, преподобномученика Стефана Кускова, мучеников Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина, мученицы Елены Черновой совершается 17 сентября.

Икона Божией Матери «Неопалимая купина» чествуется в этот воскресный день.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 17 сентября.


Воскресенье, 17 сентября 2023 года

В воскресенье 17 сентября Церковь чтит сразу 22 священномученика и новомучеников из числа Соборов Воронежский и Казахстанских святых.

О подвиге новомучеников и исповедником российских в ХХ веке читайте в наших материалах:

 Не проходите мимо этих святых: что многие из нас до сих пор не поняли о новомучениках

• «Ворошить» такое прошлое — просто необходимо», – протоиерей Кирилл Каледа, настоятель Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове

• Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»?

 Лики и лица: 7 фотографий новомучеников до и после ареста


Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный

Ангельския силы на гробе Твоем,/ и стрегущии омертвеша,/ и стояше Мария во гробе,/ ищущи Пречистаго Тела Твоего./ Пленил еси ад, не искусився от него;/ сретил еси Деву, Даруяй живот.// Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный

Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий,/ Жизнодавец, воскресив всех Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,// Воскресение и Живот, и Бог всех.

Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!

Тропарь священномученику Вавиле Антиохийскому

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Перевод: И нравам Апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Вавила, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Вавиле Антиохийскому

Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити Христу// молися, о многострадальне.

Перевод: Как проповедника благочестия и мучеников силу, Церковь прославляет тебя, Вавила славный, освещаемая сегодня, но, как имеющий дерзновение ко Господу, сохранить в совершенном мире всех величающих и прославляющих тебя молись Христу Богу, о много пострадавший.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 35 — 46

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим": 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 "сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,
 доколе положу врагов Твоих в подножие
  ног Твоих"? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 32 — 40

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. 35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. 36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Комментирует священник Павел Великанов

Апостольское чтение:

Второе Послание апостола Павла к коринфянам, глава 4, стихи 6 — 15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 13 Но, имея тот же дух веры, как написано: "я веровал и потому говорил", и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бóльшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Послание апостола Павла к евреям, глава 11, стих 33 — глава 12, стих 2

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист Игумнов


День памяти святых

Пророк Моисей Боговидец (XVI век до Рождества Христова)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?
Пророк Моисей

Рассказ о пророке, получившем 10 заповедей на горе Синай, слушайте на радио «Вера».

Мученица Ермиония, дщерь апостола Филиппа (около 117)

Святая лечила людей, пока на нее не донесли императору Траяну. Его преемник Андриан также отправил мученицу на истязания. При этом множество чудес по молитвам святой Ермионии не убеждали властителей в ложности их языческих божков.

Двум слугам – Феодулу и Тимофею – было поручено ее обезглавить. Идя по дороге, они хотели совершить беззаконие над святой, но лишь только они об этом подумали, руки у них высохли. Тогда они уверовали во Иисуса Христа и с раскаялись, просили святую помолиться Господу, чтобы Он призвал их к Себе прежде нее, что по этой молитве и совершилось.

Священномученик Вавила, епископа Великой Антиохии, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполония и матерь их Христодула (251)

Епископ Вавила не пустил императора-язычника в храм, за что был осужден на муки. Его духовным чадам Урвану, Прилидиану и Епполонию было 12, 10 и 7 лет — именно столько ран им нанесли слуги императора, но они также не отреклись от веры, как и их мать Христодула. После страшных мучений всех христиан усекли мечом.

Мученик Вавила Никомидийский и с ним 84-х отроков (IV век)

Старец Вавила и с ним 84 его юных воспитанника пострадали в городе Никомидии за исповедание христианства. Императору Максимиану донесли об учителе христианского благочестия. Во время своих страданий за веру святой мученик непрестанно взывал к Богу: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты сделал меня, старого и немощного, молодым и крепким». Ни ласковые уговоры, ни обещание даров не сломили христианское убеждение детей. Во время шествия на казнь святой мученик Вавила воспевал благодарение Богу: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!»

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (1815 — 1866)

В Крымскую войну, во время обстрела Новороссийска, отец Парфений неотлучно был на передовой и в госпиталях. Слушайте житие святого на радио «Вера».

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)

Краткие рассказ о святителе слушайте на радио «Вера».

Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Историю непростых взаимоотношений епископа и императора Петра I смотрите в нашем проекте «Минутная история».

Молитва Митрофану, епископу Воронежскому

О, святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Перенесение мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев (1992)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Рассказ о святых покровителях супружества читайте в нашем материале.

Молитва Петру и Февронии Муромским

О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей стране Российстей мир, тишину и благоустроение и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем вашим покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Перевод: О, великие угодники Божии и предивные чудотворцы благоверные князь Петр и княгиня Феврония, града Мурома покровители и хранители, и о всех нас усердные ко Господу молитвенники! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святые молитвы ваши ко Господу Богу и испросите нам у благости Его все потребное для душ и телес наших: веру правую, надежду благую, любовь нелицемерную, благочестие непоколебимое, в добрых делах успех, миру умиротворение, земле плодородие, воздуха благорастворение, душе и телу здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небесного, да услышит Он многоскорбный вопль верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь взывающих к Нему, и да изведет от погибели жизнь нашу. Испросите Церкви святой и всей державе Российской мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся города Российские от всякого зла и всех правоверных людей, к вам приходящих и мощам вашим поклоняющихся, осените благодатным действием благоприятных молитв ваших, и все прошения их ко благу исполните. Да, чудотворцы святые! Не презирайте молитв наших, с умилением вам возносимых, но будьте за нас постоянными ходатаями ко Господу и сподобите нас с помощью вашею святою спасение вечное получить и Царство Небесное унаследовать; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святого Духа, в Троице поклоняемого Бога, во веки. Аминь.

Священномученик Петр (Зимониа) Дабро-Боснийский (24 июня 1866 — 17 сентября 1941)

Существует несколько версий мученической кончины митрополита Петра. По одной из них, он был переведен в лагерь Ядовна и зверски убит здесь ударом молотка по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии, митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию.

В миру Зимонич Иоанн, родился в Грахово (Герцеговина, тогда в составе Османской империи) в семье прославленного народного героя, воеводы и священника Богдана Зимонича. Его отец принял участие в знаменитом Герцеговинском восстании 1875-1878 годов против турок, после которого край отошёл к Австро-Венгерской империи.

Получив начальное образование в родном доме, он в 1883–1887 годах учился в духовной семинарии в Рельево, а в 1887 году поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом, после чего проводит год в Венском университете.

С 27 октября 1893 года – доцент, а с 14 октября 1895 года – профессор в богословском училище в Рельеве. Неутомимый труженик и талантливый педагог, он пользовался особой любовью семинаристов. Его отличала особая скромность, любезность в обхождении и искренность.

6 сентября 1895 года принимает монашеский постриг с именем Петр в монастыре Житомислич, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день – в иеромонаха.

20 июля 1901 года иеромонах Петр получил назначение на место консисториального советника Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 году был произведен в архимандриты.

На должности советника консистории отца Петра застало избрание митрополитом Захолмско-Герцеговинским. Известие о его избрании было встречено в православной Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки.

Ему предстояло восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести с австрийскими властями борьбу за сербскую автономию в сфере образования. Борьба эта в известной мере закончилась к 1905 году, после чего митрополит Петр смог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Помимо многочисленных храмов, им был построен большой митрополичий двор в Мостаре, а в монастыре Житомислич открыто монашеское училище.

Но политические перемены тех лет ухудшили положение Православной Церкви и сербского народа в Боснии и Герцеговине. Имевшая до этого статус колонии, Босния была аннексирвана Австро-Венгрией в 1908 году, и австрийско-сербское противостояние усугубилось. Череда Балканских войн обострила ситуацию на всем полуострове, и, наконец, вспыхнула Первая мировая война. Её начало ознаменовалось террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты или окончили дни в концентрационных лагерях. Сам он оставался на своей кафедре и делал всё, чтобы облегчить положение паствы. Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно проявлял готовность идти до конца. Еще накануне объявления Австро-Венгрией войны Сербии митрополит Петр во время беседы в кафедральном соборе потребовал от австрийского генерала прекратить изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к императору или призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося во время войны голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные районы.

С 1918 года Босния и Герцеговина вошли в состав новообразованного Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия) и владыка Петр активно включился в работу по объединению некогда разрозненных частей Сербской Православной Церкви.

После смерти митрополита Дабро-Боснийского Евгения (Летицы) новым митрополитом на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево был избран владыка Петр, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией. Он был утверждён на новом посту 7 ноября 1920 года указом югославского короля Александра Карагеоргиевича.

Его деятельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и римо-католики хорошо знали и уважали владыку. Когда он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал Сараево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа.

За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство семинарии в Сараево. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка получил несколько государственных наград. Когда после смерти патриарха Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля Сербской Церкви, имя владыки Петра было в числе наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен, митрополит Петр, по воспоминаниям Патриарха Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять на себя этот нелегкий крест.

6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но уже 21 апреля снова вернулся. В Сараево уже орудовали отряды хорватских усташей, повсюду проходили аресты и погромы. Он уже знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича), но отказался покинуть паству, говоря: «Там где я делил с народом добро я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».

27 апреля 1941 года офицеры гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…» Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие.

Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а кроме того, война еще не закончена».

Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии, награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении 1941–1942 годов Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не принесло никаких результатов.

Собор Воронежских святых

Праздник приходится на день второго обретения (1964) и перенесения (1989) мощей святителя Митрофана Воронежского и празднуется с 2002 года. В состав собора с 2013 года входят 44 священномученика, 7 святителей, 8 преподобных, 8 преподобномучеников, 3 мученицы, 2 преподобномученицы, 2 священноисповедника, преподобноисповедник и праведный святой.

Новомученики и исповедники Российские

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Собор празднуется в первое воскресенье после 3 (16) сентября.

В 1930-х – 1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа – Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. В начале XXI века удалось собрать множество материалов о подвигах казахстанских новомучеников.

В феврале 2008 года митрополит Астанайский Мефодий (Немцов) получил благословение патриарха Алексия II на установление отдельного дня празднования Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. Празднование решено было проводить в первое воскресенье после дня памяти первомученика Казахстанской земли – епископа Верненского Пимена.

Священномученик Григорий Лебедев (1878 — 1937)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Путь от диакона до епископа он прошел в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».

Священномученик Николай Сретенский (15 апреля 1867 — 17 сентября 1937)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

10 августа 1937 был составлен очередной протокол допроса:

– Следствию известно, что на созываемых епископом Григорием Козыревым антисоветских собраниях духовенства вы произносили антисоветские речи. Что вы можете показать по существу?

– Я отрицаю, что на указанных выше собраниях духовенства я произносил якобы антисоветские речи.

– Скажите, до приезда Козырева в Бежецк вы собирались на собраниях духовенства?

– Нет, до приезда епископа Козырева в Бежецк собраний духовенства никогда не проводилось, они установились как правило лишь с приездом епископа.

– Скажите, в читаемых вами в церкви проповедях вы упоминали о бесах, кого вы понимали под бесами?

– Да, я действительно упоминал в своих проповедях о бесах, призывая верующих не верить бесам, не поддаваться их соблазнам. Под бесами я понимал тех бесов, о коих сказано в Евангелии.

Священномученик Николай родился в селе Толстиково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Ивановича Сретенского. Когда Николаю исполнилось 10 лет, родители отдали его учиться в Бежецкое духовное училище, окончив которое он поступил в Тверскую Духовную семинарию. В 23 года Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Бежецкого Благовещенского монастыря, в котором прослужил до своего ареста в 1937 году.

В семье о. Николая было двое детей – сын и дочь. Сын Владимир поступил в Екатеринославский горный институт, но окончить успел только два курса, так как началась Первая мировая война и он был направлен в Петергофскую школу прапорщиков, а затем на германский фронт. В связи с большевистской революцией и развалом фронта, летом 1918 года он вернулся к родителям в Бежецк, но вскоре уехал в Екатеринослав, откуда с отступавшей белой армией попал за границу. Некоторое время жил в Польше и работал механиком на заводе, а затем уехал во Францию и окончил в Париже физикоматематический институт и горную академию.

Прослужив несколько лет в Бежецком монастыре, о. Николай стал пользоваться большой любовью и уважением прихожан. Несмотря на беспощадные гонения двадцатых годов, в Бежецке при монастыре еще в середине тридцатых годов жили около пятидесяти монахинь. Из монастырских зданий они были изгнаны, жили по частным квартирам, но по-прежнему собирались в храме, отправляли монастырские службы и держались монашеского образа жизни.

Отец Николай был арестован сразу же после начала гонений лета-осени 1937 года – 5 августа, и в тот же день был допрошен. Следователь, в поисках обвинения, спрашивал о деталях биографии священника, о его родственниках, о находящемся за границей сыне. Допросы шли каждый день, беспрерывно.

13 сентября Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Сретенский был расстрелян 17 сентября 1937 года.

Преподобномученик Стефан Кусков (10 декабря 1870 — 17 сентября 1937)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Он был арестован одним из первых после того, как государство приняло решение об истреблении православных священников. На следующий день после его ареста, 7 августа 1937 года, следователь допросил хозяйку дома, у которой отец Стефан снимал комнату. Она сказала, что слышала от священника, как он жаловался на современную жизнь, говоря, что власти издеваются над народом, заставляя его работать день и ночь, хуже чем на барщине. Вторым и последним в качестве свидетеля был допрошен председатель сельсовета, на территории которого располагался храм, где служил отец Стефан. Тот показал, что священник ходил по домам в религиозные праздники, хотя ему это делать было запрещено; неизвестно, что он говорил, посещая крестьян, но можно предположить, что он вел среди них антисоветскую агитацию, так как политические кампании в деревне удается проводить с большим трудом.

Преподобномученик Стефан (в миру Степан Иванович Кусков) родился в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье владельца токарной мастерской. Окончив школу, Степан поступил в монастырь, где нес послушание певчего. В 1898 году он принял иноческий постриг.

Гражданская смута, начавшаяся после революции 1917 года, застала Степана в городе Петропавловске. Отрезанный от Тверской епархии линией фронта, он устроился в храме псаломщиком. Город захватывали то красные, то белые; некоторые священники уходили с отступавшими частями белых, другие принимали мученическую кончину от рук большевиков; священников стало не хватать, и монах Стефан был рукоположен в сан иеромонаха.

После ухода белых из Петропавловска он перебрался сначала на Кубань, а затем вернулся на родину, в Тверскую епархию, где был направлен служить в храм села Никольского Белоомутовского сельсовета. С течением времени власти все усиливали преследования верующих и духовенства. В 1934 году после Пасхи отец Стефан по обыкновению ходил по домам верующих крестьян с молебнами. До этого власти не возражали, но на этот раз сельсовет пригрозил священнику: если он будет ходить по домам, они арестуют его.

В 1936 многие архиереи и духовенство были лишены регистрации, и тем самым им было запрещено служить в храмах под угрозой немедленного ареста. Потерял место в храме и отец Стефан.

В обвинительном заключении следователь писал, что священник "ведет повстанческую агитацию, систематически ведет антисоветскую агитацию среди колхозников о скорой войне и гибели советской власти". 13 сентября Тройка НКВД приговорила иеромонаха Стефана к расстрелу. Он был расстрелян 17 сентября 1937 года.

Священномученик Павел Васильевский

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Отца Павла арестовали 6 августа в 6 часов вечера. Он только что вернулся с женой и дочерью из леса, где они собирали грибы и ягоды на зиму. Пришло трое сотрудников НКВД. Перевернули весь дом, но ничего не взяли. Жене и дочери, несмотря на просьбы, не разрешили проводить священника до околицы. Повели пешком, попутно производя аресты в других селах. Дошли до села Дымцево, где арестовали глубокого старца, священника Михаила Косухина, который не мог идти; здесь всех арестованных погрузили в машину и повезли в тюрьму.

Священномученик Павел родился в селе Карабузино Кесовогорского уезда Тверской губернии в семье церковнослужителя Ивана Васильевского. Семья была большая, 10 детей. Отец Павла умер, когда ему исполнилось 5 лет, и его взял на воспитание дядя. Павел окончил духовное училище. В 1916 году он был призван в армию и служил до 1918 года в 177-м запасном пехотном полку, расквартированном в Новгороде. После демобилизации вернулся на родину и служил в храме псаломщиком, затем женился и был рукоположен в сан священника ко храму в селе Хобоцкое. Жена отца Павла, Анна Михеевна Михеева, была дочерью благочестивых крестьян, которые имели 13 детей и воспитывали еще одного приемного. Желая помочь о. Павлу, тесть купил для его семьи дом. У о. Павла с матушкой родилось 5 детей, но все они умирали в раннем возрасте, и жива осталась только младшая дочь Тамара. Впоследствии священник служил в Никольском храме села Добрынине Максатихинского района. Хотя его служение там было непродолжительным, прихожане успели полюбить своего пастыря.

В 1937 году о. Павел был арестован. В России в это время было фактически установлено военное положение, когда аресту подвергалось множество невиновных людей; дела велись зачастую не местными сотрудниками, а военнослужащими войск НКВД, которые производили аресты, вели следствие и участвовали в расстрелах.

Следствие по делу о. Павла продолжалось всего 4 дня. Два дня следователь допрашивал крестьян добрынинского прихода, некоторые из которых уже сами были арестованы. На третий день следователь допросил священника.

— Расскажите о вашей антисоветской и контрреволюционной деятельности.

— Антисоветской и контрреволюционной деятельностью не занимался.

— Как вы рассматриваете факт хождения по домам и сбора подписей для хождения с иконой в период весеннего сева?

— Факт срыва сева я отрицаю, если и был, так только в деревне Дубищи, так как мне там были разрешены хождения утром, и в некоторых домах колхозников остались взрослые, хотя о том, чтобы они остались, я их не просил.

— Расскажите о вашей связи с Воиновым Василием Федосеевичем.

— Он мой прихожанин, его дети пели в церкви.

— Какие разговоры вы вели в церкви по вопросам войны и ваши взгляды на будущую войну?

— Разговоров о войне в церкви я никогда не вел. Я думаю, что войны у нас скоро не будет, в чем я убеждён, хотя я об этом никому не говорил.

На следующий день, 10 августа, не выезжая из села, лейтенант войск НКВД закончил следствие, посчитав, что, несмотря на то что священник не признал себя виновным, его виновность в антигосударственной деятельности доказана, и передал дело в Тройку НКВД, которая 13 сентября постановила священника расстрелять.

Священник Павел Васильевский был расстрелян 17 сентября 1937 года.

Священномученик Иоанн Ромашкин (1937)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Священномученик Петр Лебединский (1881 - 1937)

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Священномученик Петр Иванович Лебединский родился в семье священника. Священническое служение проходил в селе Сорочки Гагинского района Горьковской области.

В 1935 году отец Петр был арестован, обвинен в произнесении проповеди и приговорен к 2 годам ссылки.

8 сентября 1937 года священника повторно арестовали в селе Сорочки. На этот раз он обвинялся в том, что «6 июля 1937 года организовал торжественную службу, которая отрывала крестьян от работы в колхозе». Отцу Петру был вынесен смертный приговор. 17 сентября 1937 года он принял мученическую смерть через расстрел.

Икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина»

Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 сентября 2023 года: что будет в храме?

Слушайте рассказ об иконе на радио «Вера».


«Фома»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 98 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]