20:54 Воскресенье, 21 апреля 2024 года, преподобной Марии Египетской | |
Неделя пятая Великого поста, преподобной Марии Египетской, воскресенье, 21 апреля 2024 года: что будет в храме?Пятое воскресенье Великого поста посвящено преподобной Марии Египетской. Ее глубочайшее покаяние Церковь выделяет как наиболее яркий пример для христиан. Житие преподобной повествует о том, как раскаявшийся грешник может стать великим святым. 21 апреля Церковь почитает апостолов от семидесяти Родиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. В этот же день совершается память мученика Павсилипа, святителя Келестина I, печерских святых святителя Нифонта и преподобного Руфа, а также священномученика Сергия Родаковского. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 21 апреля. Воскресенье, 21 апреля 2024 года, преподобной Марии ЕгипетскойПреподобная Мария Египетская в 12 лет ушла из дома. Дальнейшая жизнь ее была полна грехов. Но однажды она решилась покаяться и обратиться к Богу. Ее 47-летний подвиг поста, молитвы и пустынножительства долгое время был устным достоянием только иноков Иорданского монастыря. Им его поведал старец Зосима, с детских лет подвизавшийся в монастыре, который, в свою очередь, узнал о жизни святой Марии из уст самой преподобной. По Промыслу Божию патриарх Иерусалима Софроний записал ее житие, которое доступно сегодня и нам. ПОДРОБНЕЕ О ТОМ, КАК БЫВШАЯ БЛУДНИЦА СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ СВЯТЫХ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ, ЧИТАЙТЕ В НАШИХ МАТЕРИАЛАХ:
Особенности православного богослуженияТропарь воскресный, глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови,/ от Девы рождшееся на спасение наше,/ воспоим, вернии, и поклонимся,/ яко благоволи плотию взыти на крест,/ и смерть претерпети,/ и воскресити умершия// славным воскресением Своим. Перевод: Слово, безначальное, подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим. Кондак воскресный, глас 5 Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/ и врата сокрушивый яко Всесилен,/ умерших яко Создатель совоскресил еси,/ и смерти жало сокрушил еси,/ и Адам от клятвы избавлен бысть,/ Человеколюбче, темже вси зовем:// спаси нас, Господи. Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!» Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8 В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу́/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, преподобная Мария, дух твой. Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3 Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ ангельское жительство подражающи,/ демона креста оружием погубляет.// Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная. Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная. Молитва преподобной Марии Египетской О, великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым — исцеление, падшим — возстание, заблуждшим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам — заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь. Обратите внимание, что в расписании богослужений вашего храма во время Великого поста наверняка появился особый пункт — соборование. Возможно, на наступающей неделе оно будет совершаться в последний раз, поскольку впереди — Страстная седмица и Пасха. ПОДРОБНЕЕ О ТАИНСТВЕ СОБОРОВАНИЯ ЧИТАЙТЕ В НАШИХ МАТЕРИАЛАХ: Чтение Евангелия:Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32–4532 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. __ Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним: Комментирует епископ Феоктист (Игумнов) Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36–5036Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. 37И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. 39Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. 40Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. 41Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. 44И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 47А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. 48Ей же сказал: прощаются тебе грехи. 49И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? 50Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Комментирует священник Дмитрий (Барицкий) Апостольское чтение:Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 9, стихи 11–1411 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Послание святого апостола Павла к Галатам, глава 3, стихи 23–2923 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святыхАпостолы от семидесяти Родион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм и иже с ними (I)Рассказ об учениках Спасителя и первых проповедниках христианства слушайте на радио «Вера». Мученик Павсилип (117–138)Он хотел умереть свободным и молил об этом Бога. Краткое житие святого слушайте на радио «Вера». Святитель Келестин I, папа Римский (432)Он распространил по другим Церквам послание, в котором с богословской точки зрения опроверг ересь Нестория, отвергавшего Божественную природу Спасителя. Слушайте рассказ о святом папе Римском на радио «Вера». Святитель Нифонт Печерский, епископ Новгородский (1156)Святитель Нифонт принял постриг в Киево-Печерском монастыре, а с 1130 года стал епископом Новгородским. Он реставрировал Софийский собор и построил в Новгороде и других городах много храмов. Святой помогал избежать междоусобной брани, примиряя враждующих. Святитель не признал неканоничного митрополита Киевского Климента, поставленного на кафедру без участия Патриарха Константинопольского, но по воле князя Изяслава II Мстиславича. За это его заточили в Печерском монастыре. Вернуться в Новгород он смог только после освобождения князем Юрием Долгоруким. Незадолго до кончины ему явился преподобный Феодосий, который сказал: «Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами» В свитке, который он держал в руке, было написано. «Се аз и дети, яже ми даде Бог». Преподобный Руф, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIV)Святой подвизался в Киево-Печерском монастыре. Отличался послушанием и прославляется как образец постника и труженика. Погребен в Дальних пещерах. Вторично память его празднуется 28 августа вместе с Собором преподобных Дальних пещер. Новомученики и исповедники РоссийскиеСвященномученик Сергий Родаковский (1882–1933)«...ко мне являлся на квартиру представитель РИКа… вместе с членом сельсовета… и предлагал отказаться от священства и послужить советской власти, на что я ответил, что, будучи верующим, на себя маску надеть не могу и, пока есть верующие и есть возможность, буду продолжать священнослужение. Считать себя пророком и указывать, что скоро будет война, я не могу. В церковь вместе с женой я прихожу одним из первых, а равно и ухожу домой последним, так что сопровождающих меня почти никогда не бывает; указание на то, что 30 апреля 1932 года при возвращении домой я вел агитацию с сопровождающими меня, считаю ложью…» Слушайте житие священномученика Сергия на радио «Вера». «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |