14:57 Воскресенье, 21 февраля 2021 года: что будет в храме? | |
Воскресенье, 21 февраля 2021 года: что будет в храме?Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 21 февраля. Воскресенье, 21 февраля 2021 года, неделя о мытаре и фарисееС воскресенья 21 февраля начинается в 2021 году подготовка к Великому посту. Однако Церковь делает акцент на духовном смысле происходящего, именно поэтому в среду и пятницу этой недели (сплошной седмицы) отменяется пост. Мы празднуем в воскресный день 21 февраля память великомученика Феодора Стратилата, пророка Захарии и святителя Саввы II Сербского, а также нескольких новомучеников российских: Симеона Кульгавца, Андреея Добрынина, Сергия Любомудрова, Петра Маркова и Александра Абиссова. Но особенно 21 февралявыделяется в церковном календаре в этом году благодаря воспоминанию о мытаре и фарисее. Подробнее о мытаре и фарисее читайте в наших материалах: • Фарисей как герой нашего времени — авторский материал Марины Андреевну Журинской • Евангелие о мытаре и фарисее: контекст, действующие лица и о чем они просят? Кондак Недели о мытаре и фарисее Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. Ин кондак Недели о мытаре и фарисее Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу собезначальный. День памяти святыхПророк Захария Серповидец (около 520 года до Рождества Христова)Слушайте краткое житие знаменитого в России святого на радио «Вера». Великомученик Феодор Стратилат (319)Слушайте краткое житие знаменитого в России святого на радио «Вера». Святитель Савва II, архиепископ Сербский (около 1200 — 1271)Предислав, будущий архиепископ Савва II, был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного (Неманич). В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, совершил паломничество на Святую землю. Его избрали епископом Холмским с кафедрой в Стоне, а затем третьим по счету Сербским архиепископом. Семь лет он управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. По словам биографа (одного из учеников Даниила Старшего), имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов». Святитель был похоронен в храме Святых апостолов в Печи. Нетленные мощи источали благоухание и подавали исцеления. Житие святителя Саввы II было составлено до 1330 года. В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому. Новомученики и исповедники РоссийскиеСвященномученик Симеон Кульгавец (2 февраля 1882 — 21 февраля 1938)Отец, крестьянин Демьян, умер, когда Семену было 3 года. Семья была бедная, средств после отца не осталось, и мать стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков и служил псаломщиком в церкви в Бельском уезде. Священномученик Симеон родился в посаде Ломазы Бельского уезда (административная единица в составе Седлецкой губернии Российской империи, существовавшая c 1867 года по 1919 год). В 1915 году, при занятии немцами Холмской губернии, Семен Демьянович выехал в Центральную Россию и был принят как беженец в Николо-Пешношском монастыре Дмитровского уезда Московской губернии, где прожил год. С 1917 по 1922 год он служил в Москве милиционером. В 1922 году подал прошение архиерею и был определен псаломщиком к храму в селе Дулово Корчевского района Тверской области, а в 1925 году переведен в церковь села Орудьево Дмитровского района Московской области. В 1930 году он был рукоположен во диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Якоть Дмитровского района. 18 января 1938 года власти арестовали отца Симеона по обвинению в антисоветской агитации и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Свидетели показали, будто священник говорил: «Вышла новая конституция, а на Церковь гонения не прекратились, опять закрывают церкви и ни за что забирают попов; говорят, Церковь отделена от государства, а налоги советская власть с попов берет». – Какую цель вы преследовали, выезжая из Польши в Россию в 1915 году? – спросил следователь отца Симеона. – У меня никакой цели не было, пришлось выехать по необходимости, так как наша местность была оккупирована немцами, и я оттуда выехал как беженец. – Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, – ответил священник, и на этом допросы были закончены. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Симеон Кульгавец был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Священномученик Андрей Добрынин (10 августа 1874 — 21 февраля 1938)В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы. Во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем и возглавителем контрреволюционной повстанческой группы. Священномученик Андрей родился в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая. По окончании семинарии рукоположен во священника, служил в храме села Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа. 21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник Всеволод Державин написал заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. 28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Данилове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен. – Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? – спросил его следователь. – Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, – ответил священник. – Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете? – Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было. – А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете? – Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел. – Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь? – Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал. В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю». Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. Священномученик Сергий Любомудров (4 июля 1878 — 21 февраля 1938)– Вы всю свою жизнь посвятили служению в церквях по убеждению или из материальных выгод? – спросил священника следователь. – Я служу в церкви в соответствии со своими убеждениями, – ответил отец Сергий. – Вам известно, что религия, которую вы проповедовали, есть дурман для народа? – Религию я дурманом для народа не считаю. – Вы признаете себя виновным в том, что в мае 1937 года вели агитацию, что архиерей Ганицкий святой, организовали массовые похороны и панихиды по покойному святому архиерею, уговаривали народ, чтобы тот брал в сельсовете разрешение на обход по приходу с молебнами, что вы ругали руководителей партии и правительства, восхваляли врагов народа и агитировали против советской власти население? – Виновным себя не признаю. Агитации против советской власти среди населения не вел, руководителей партии и правительства не ругал, врагов народа не восхвалял и население за разрешением на обход прихода в сельсовет не направлял. Священномученик Сергий родился в селе Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна. В 1899 году, окончив три класса Рязанской Духовной семинарии, он стал служить псаломщиком в соборе в городе Пронске. В 1906 году Сергей Иванович был рукоположен во диакона ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сушково Луховицкого уезда Рязанской губернии, а в 1916 году – во священника к этому храму. Здесь он прослужил до ареста. Последний раз отец Сергий служил в храме 3 февраля 1938 года, а 6 февраля был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. Председатель Сушковского сельсовета дал по требованию сотрудников НКВД справку, в которой написал, что священник ведет в селе контрреволюционную агитацию о том, что коммунисты закрывают церкви; верующим колхозникам священник говорил, чтобы они сходили в сельсовет и попросили для него разрешение на хождения по домам крестьян с молебнами. Кроме того, отца Сергия обвиняли в том, что, когда в 1937 году умер живший в селе Сушково на покое епископ Феодосий (Ганицкий), он пригласил других священников и народ на погребение архипастыря. Допрос проводили в течение 2-х дней после ареста: – В августе 1937 года вы устраивали в селе Сушково похороны умершему архиерею Ганицкому. Расскажите об этом. – Архиерей Иван Федорович Ганицкий, которому было около восьмидесяти лет, служил раньше в городе Коломне, а года три назад, прибыв из ссылки, поселился в селе Сушково. Он умер в первых числах мая, хоронил его я, как приходской священник; о его смерти я никого не извещал и населению не говорил... Всего из духовенства было на похоронах пять человек. Повторяю, духовенство я не собирал и народ не оповещал. – Сколько примерно было людей во время обедни и на похоронах? – На похоронах архиерея и во время обедни было примерно сто пятьдесят человек. – По материалам следствия, вы распространяли слухи, что покойный архиерей был святой, – верно это? – Нет, таких слухов я не распространял. – Сколько всего панихид вы отслужили на могиле архиерея Ганицкого? – Я отслужил на могиле архиерея Ганицкого примерно пятьдесят панихид. Служил и в церкви, и на могиле. – Вы верующих агитировали за то, чтобы они требовали разрешения сельсовета производить вам подворный обход с молебнами? – В 1936 году я сам пошел в сельсовет в Сушкове с просьбой разрешить мне служить по приходу, но мне ответили, что нельзя. Когда я сослался на статью конституции, то мне подтвердили, что нельзя. Я пошел в соседний сельсовет с этим же вопросом, но и там мне сказали то же самое. Не удовлетворенный этим, я пошел к прокурору с этим же вопросом, но тот мне ответил, что без разрешения ходить нельзя, – я и не ходил. А перед маем 1937 года церковный староста спросил меня, пойду ли я по приходу. Я ему ответил, что если сельсовет разрешит, то пойду. Староста пошел в сельсовет, но ему разрешения не дали. Больше никто не ходил и я никого не посылал. 8 февраля следствие было закончено. 16 февраля тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Любомудров был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Священномученик Петр Марков (15 октября 1881 — 21 февраля 1938)Слушайте краткое житие новомученика и священника Петра на радио «Вера». Священномученик Александр Абиссов (19 февраля 1873 — 21 февраля 1942)Краткое житие священника Александра слушайте на радио «Вера». Особенности православного богослуженияНа первой подготовительной неделе к Великому посту в привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. Например, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». О смысле слов и переводе этой молитвы читайте в нашем материале. Чтение Евангелия:Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10 — 1410 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Комментирует священник Павел (Великанов) Апостольское чтение:Второе Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 3, стихи 10 — 1510 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Комментирует епископ Феоктист (Игумнов) Сегодня начинается сплошная седмица. Зачем Церковь отменяет пост в среду и пятницу за три недели до начала Великого поста? В этом прослеживается четкая связь с евангельским чтением воскресного дня: фарисей придавал чрезмерное значение посту, а не его плодам — смирению. Поэтому, по церковному Уставу, воздержание усиливается постепенно и после отмены поста на наступающей — первой приуготовительной — неделе, на следующей восстанавливаются посты среды и пятницы, а на третьей седмице, уже перед постом, верующие отказываются от мясной пищи. Пример мытаря напоминает нам о смирении как основе покаяния — основной цели поста. «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |