15:42 Воскресенье 22 мая: что будет в храме? | |
Воскресенье 22 мая: что будет в храме?Приблизительное время чтения: 12 мин. Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне. В этот день вспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой, произошедшая у колодца в самарийском городе Сихарь (Сихем). По мнению святых отцов, эта женщина, бывшая из народа, с которым иудеи не общались, и жаждавшая истины, символизирует собой язычников, которые в дальнейшем будут просвещены светом Евангелия. Кроме того, самарянка – это еще и образ грешного человека, но человека, который желает познать истину и способен на искреннее покаяние. Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье – 22 мая. Воскресенье, 22 мая 2022 года, о самарянынеЧто известно о самарянкеВ Евангелии не раскрываются подробности того, как звали самарянку, беседовавшую с Христом, и кем она была. Однако Священное Предание сохранило для нас некоторую информацию о ней. Так, согласно Преданию, пережив истинное покаяние и духовное возрождение после беседы с Господом, впоследствии эта женщина крестилась с именем Фотина (Светлана). Вместе с младшим сыном Иосией она проповедовала Евангелие в родной Самарии, а также в Африке и Италии. Старший сын этой женщины Виктор служил в Римской армии при Нероне, но в гонениях на христиан участия не принимал. Наоборот, он покровительствовал им, а потом и сам стал проповедовать Христа. Семья Фотины открыто исповедовала свою веру в Спасителя. За это саму Фотину с сыновьями и сестрами пытали, а потом посадили в темницу. Однако и там семейство продолжало проповедовать о Господе. По приказу Нерона с Фотины содрали кожу, бросили в колодец, а затем достали и снова заключили в темницу. Спустя время Нерон еще раз потребовал от женщины, что бы она принесла жертву идолам. Предание сообщает, что святая Фотина плюнула императору в лицо и сказала: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» В ответ на это Нерон приказал снова бросить мученицу в колодец, где она и предала дух Господу. Мужество, стойкость, а также чудеса, явленные при мучениях Фотины, многих привели тогда к вере. Подробнее о значении встречи и беседы Христа с самарянкой читайте в наших материалах:
Традиции праздника В молитве к святой мученице Фотине упоминается ее способность врачевать лихорадку. Кроме того, согласно житию святой, она исцелила военачальника Севастиана от «лютой болезни», которая, скорее всего, тоже была некоей формой воспаления с высокой температурой. В обоих случаях, вода для исцеления человеческого организма играет важную роль. Но и в духовном смысле, тот колодец, из которого женщина брала воду во время беседы со Спасителем, символизирует собой исцеляющий Источник воды живой – Самого Христа. Сегодня во многих храмах после Литургии служат краткий молебен святой Фотине, обращаясь к ней с молитвой. Молитва святой мученице Фотине О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь. Кондак Недели о самаряныне Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/ видя Тя премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко присносла́вная. Тропарь Недели о самаряныне Светлую воскресения проповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смерть,/ воскресе Христос Бог,// даpуяй миpови велию милость. День памяти святыхПророк Исаия (VIII в. до Р.Х.)![]() icons.pstgu.ru Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. К пророческому служению он был призван Самим Богом в правление иудейского царя Озии. Пророчествовал около 60 лет, а скончался мученически, будучи перепилен деревянной пилой. Один из четырех великих пророков. Самые известные его пророчества – о рождении Иисуса Христа от Девы и страданиях Спасителя за грехи мира. О пророке Исаии и одной его необычной иконе читайте наш материал. Преподобный Иосиф Оптинский (1911)![]() icons.pstgu.ru Один из сонма великих старцев XIX-XX веков из знаменитой Оптиной пустыни недалеко от города Козельск Калужской области. Наследие оптинских старцев является духовным кладезем русского православия. Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, отражены в их наследии. Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский (VI в.) (Груз.)![]() Mikhail Sabinin/Wikipedia/Публичное достояние Рассказ об одном из святых Грузии, который нес суровый аскетический подвиг и сподобился чудесных видений, слушайте на радио «Вера». Мученик Христофор (ок. 250)![]() icons.pstgu.ru Святой первых веков христианства, когда были особенно жестокие гонения по последователей Господа Иисуса Христа. Яркой особенностью этого святого является то, что на иконах его изображают с головой собаки. Почему так? Об этом читайте наш материал. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)![]() icons.pstgu.ru Изначально мощи великого христианского святого пребывали в Мирах Ликийских в Малой Азии. Купцы из Бари перевезли их в Италию, спасая от поругания турками, а также желая иметь святыню в своем городе. При этом они опередили своих извечных конкурентов – венецианцев, которые также желали доставить святыню к себе. В Бари мощи Николая Чудотворца в торжественной обстановке встретило множество духовенства и верующих. Для постоянного пребывания мощей в Бари даже возвели храм в честь святителя Николая. С тех пор святыня постоянно пребывает в этом итальянском городе. Служба святителю Николаю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари, составлена в 1097 году русскими священнослужителями (по другой версии – одним из них) – иноком Киево-Печерской обители Григорием Черноризцем и епископом Переяславским Ефремом. Священномученик Димитрий Воскресенский, пресвитер (1938);священномученик Василий Колосов, пресвитер (1939)Священномученик Димитрий Воскресенский до 1937 года служил в храме святителя Николая села Анастасово в Чувашии. Арестован по ложному доносу в октябре 1937 года. Скончался в одной из алатырских колоний 22 мая 1938 года. ![]() Священномученик Василий Колосов в 1930-е годы служил в Преображенском храме в селе Струпна Зарайского района. Был арестован 27 сентября 1937 года и заключен в одну из тюрем Коломенского района. 13 октября 1937 года был приговорен к 10 годам заключения. Скончался в тюрьме 22 мая 1939 года и был похоронен в безвестной могиле. ![]() В годы безбожия верность Господу Иисусу Христу своей жизнью засвидетельствовало неисчислимое множество священнослужителей и мирян. Наши материалы о новомучениках читайте здесь. Особенности православного богослуженияПродолжаем говорить о последовании Божественной литургии и смысле ее основных частей: Частью православной Литургии в ее сердцевине (Евхаристический канон (Анафора)) является довольно интересное и важное действо, получившее название «Милость мира». Внешне оно представляет собой ряд песнопений, чередующихся специальными возгласами – краткими фразами Евхаристического канона, произносимыми вслух священником. Также оно сопровождается тайными молитвами священнослужителей. Именно с распространением практики тайного чтения евхаристических молитв в раннехристианской Церкви связывают возникновение песнопения «Милость мира». Эта практика возникла в Церкви примерно в V веке, а окончательно закрепилась в VII-VIII веках. В Русской Церкви термин «Милость мира» утвердился в XVIII веке и был связан с появлением православной духовной музыки. В духовном смысле «Милость мира» рассматривается как молитвенный диалог между клиром (священнослужителями) и верующим народом, представленным в лице церковного хора. Именно хор традиционно исполняет все песнопения этой части службы. Важно отметить, что этот символический диалог клира и народа неразрывно связан с Евхаристической молитвой. Песнопение «Милость мира» совершается на Литургии после пения с народом Символа веры. Начинается оно с возгласа священника: «Станем добре!», на что хор отвечает: «Милость мира, жертву хваления». Подробнее об этом читайте здесь. Чтение ЕвангелияЕвангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5-42 5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? 28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30Они вышли из города и пошли к Нему. 31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. 32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41И еще большее число уверовали по Его слову. 42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Читает и комментирует священник Павел Великанов. Апостольское чтениеДеяния святых апостолов, глава 11, стихи 19-26, 29-30 19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист В Неделю о самаряныне, отмечаемую 22 мая, Церковь еще раз призывает верующих обратиться к истинному покаянию, искренне отринув свои страсти и грехи. Она призывает каждого стать той самарянкой, которая встретив Христа, уже не потеряла Его. Но это также обращение и в целом ко всем людям, кто сегодня, может быть, еще только на пути к вере или совсем далек от нее. Напоминая о встрече такой же вот далекой от Истины женщины с Самим Богом, Церковь говорит, что даже тот, кто сегодня не знает Христа, имеет реальную возможность узнать Его и испить из Источника вечной жизни. А помочь в этом может, в том числе, посещение храма и участие в воскресной Божественной литургии. «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |