15:42 Воскресенье 22 мая: что будет в храме? | |
Воскресенье 22 мая: что будет в храме?Приблизительное время чтения: 12 мин. Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне. В этот день вспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой, произошедшая у колодца в самарийском городе Сихарь (Сихем). По мнению святых отцов, эта женщина, бывшая из народа, с которым иудеи не общались, и жаждавшая истины, символизирует собой язычников, которые в дальнейшем будут просвещены светом Евангелия. Кроме того, самарянка – это еще и образ грешного человека, но человека, который желает познать истину и способен на искреннее покаяние. Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье – 22 мая. Воскресенье, 22 мая 2022 года, о самарянынеЧто известно о самарянкеВ Евангелии не раскрываются подробности того, как звали самарянку, беседовавшую с Христом, и кем она была. Однако Священное Предание сохранило для нас некоторую информацию о ней. Так, согласно Преданию, пережив истинное покаяние и духовное возрождение после беседы с Господом, впоследствии эта женщина крестилась с именем Фотина (Светлана). Вместе с младшим сыном Иосией она проповедовала Евангелие в родной Самарии, а также в Африке и Италии. Старший сын этой женщины Виктор служил в Римской армии при Нероне, но в гонениях на христиан участия не принимал. Наоборот, он покровительствовал им, а потом и сам стал проповедовать Христа. Семья Фотины открыто исповедовала свою веру в Спасителя. За это саму Фотину с сыновьями и сестрами пытали, а потом посадили в темницу. Однако и там семейство продолжало проповедовать о Господе. По приказу Нерона с Фотины содрали кожу, бросили в колодец, а затем достали и снова заключили в темницу. Спустя время Нерон еще раз потребовал от женщины, что бы она принесла жертву идолам. Предание сообщает, что святая Фотина плюнула императору в лицо и сказала: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» В ответ на это Нерон приказал снова бросить мученицу в колодец, где она и предала дух Господу. Мужество, стойкость, а также чудеса, явленные при мучениях Фотины, многих привели тогда к вере. Подробнее о значении встречи и беседы Христа с самарянкой читайте в наших материалах:
Традиции праздника В молитве к святой мученице Фотине упоминается ее способность врачевать лихорадку. Кроме того, согласно житию святой, она исцелила военачальника Севастиана от «лютой болезни», которая, скорее всего, тоже была некоей формой воспаления с высокой температурой. В обоих случаях, вода для исцеления человеческого организма играет важную роль. Но и в духовном смысле, тот колодец, из которого женщина брала воду во время беседы со Спасителем, символизирует собой исцеляющий Источник воды живой – Самого Христа. Сегодня во многих храмах после Литургии служат краткий молебен святой Фотине, обращаясь к ней с молитвой. Молитва святой мученице Фотине О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь. Кондак Недели о самаряныне Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/ видя Тя премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко присносла́вная. Тропарь Недели о самаряныне Светлую воскресения проповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смерть,/ воскресе Христос Бог,// даpуяй миpови велию милость. День памяти святыхПророк Исаия (VIII в. до Р.Х.)Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. К пророческому служению он был призван Самим Богом в правление иудейского царя Озии. Пророчествовал около 60 лет, а скончался мученически, будучи перепилен деревянной пилой. Один из четырех великих пророков. Самые известные его пророчества – о рождении Иисуса Христа от Девы и страданиях Спасителя за грехи мира. О пророке Исаии и одной его необычной иконе читайте наш материал. Преподобный Иосиф Оптинский (1911)Один из сонма великих старцев XIX-XX веков из знаменитой Оптиной пустыни недалеко от города Козельск Калужской области. Наследие оптинских старцев является духовным кладезем русского православия. Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, отражены в их наследии. Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский (VI в.) (Груз.)Рассказ об одном из святых Грузии, который нес суровый аскетический подвиг и сподобился чудесных видений, слушайте на радио «Вера». Мученик Христофор (ок. 250)Святой первых веков христианства, когда были особенно жестокие гонения по последователей Господа Иисуса Христа. Яркой особенностью этого святого является то, что на иконах его изображают с головой собаки. Почему так? Об этом читайте наш материал. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)Изначально мощи великого христианского святого пребывали в Мирах Ликийских в Малой Азии. Купцы из Бари перевезли их в Италию, спасая от поругания турками, а также желая иметь святыню в своем городе. При этом они опередили своих извечных конкурентов – венецианцев, которые также желали доставить святыню к себе. В Бари мощи Николая Чудотворца в торжественной обстановке встретило множество духовенства и верующих. Для постоянного пребывания мощей в Бари даже возвели храм в честь святителя Николая. С тех пор святыня постоянно пребывает в этом итальянском городе. Служба святителю Николаю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари, составлена в 1097 году русскими священнослужителями (по другой версии – одним из них) – иноком Киево-Печерской обители Григорием Черноризцем и епископом Переяславским Ефремом. Священномученик Димитрий Воскресенский, пресвитер (1938);священномученик Василий Колосов, пресвитер (1939)Священномученик Димитрий Воскресенский до 1937 года служил в храме святителя Николая села Анастасово в Чувашии. Арестован по ложному доносу в октябре 1937 года. Скончался в одной из алатырских колоний 22 мая 1938 года. Священномученик Василий Колосов в 1930-е годы служил в Преображенском храме в селе Струпна Зарайского района. Был арестован 27 сентября 1937 года и заключен в одну из тюрем Коломенского района. 13 октября 1937 года был приговорен к 10 годам заключения. Скончался в тюрьме 22 мая 1939 года и был похоронен в безвестной могиле. В годы безбожия верность Господу Иисусу Христу своей жизнью засвидетельствовало неисчислимое множество священнослужителей и мирян. Наши материалы о новомучениках читайте здесь. Особенности православного богослуженияПродолжаем говорить о последовании Божественной литургии и смысле ее основных частей: Частью православной Литургии в ее сердцевине (Евхаристический канон (Анафора)) является довольно интересное и важное действо, получившее название «Милость мира». Внешне оно представляет собой ряд песнопений, чередующихся специальными возгласами – краткими фразами Евхаристического канона, произносимыми вслух священником. Также оно сопровождается тайными молитвами священнослужителей. Именно с распространением практики тайного чтения евхаристических молитв в раннехристианской Церкви связывают возникновение песнопения «Милость мира». Эта практика возникла в Церкви примерно в V веке, а окончательно закрепилась в VII-VIII веках. В Русской Церкви термин «Милость мира» утвердился в XVIII веке и был связан с появлением православной духовной музыки. В духовном смысле «Милость мира» рассматривается как молитвенный диалог между клиром (священнослужителями) и верующим народом, представленным в лице церковного хора. Именно хор традиционно исполняет все песнопения этой части службы. Важно отметить, что этот символический диалог клира и народа неразрывно связан с Евхаристической молитвой. Песнопение «Милость мира» совершается на Литургии после пения с народом Символа веры. Начинается оно с возгласа священника: «Станем добре!», на что хор отвечает: «Милость мира, жертву хваления». Подробнее об этом читайте здесь. Чтение ЕвангелияЕвангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5-42 5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? 28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30Они вышли из города и пошли к Нему. 31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. 32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41И еще большее число уверовали по Его слову. 42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Читает и комментирует священник Павел Великанов. Апостольское чтениеДеяния святых апостолов, глава 11, стихи 19-26, 29-30 19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист В Неделю о самаряныне, отмечаемую 22 мая, Церковь еще раз призывает верующих обратиться к истинному покаянию, искренне отринув свои страсти и грехи. Она призывает каждого стать той самарянкой, которая встретив Христа, уже не потеряла Его. Но это также обращение и в целом ко всем людям, кто сегодня, может быть, еще только на пути к вере или совсем далек от нее. Напоминая о встрече такой же вот далекой от Истины женщины с Самим Богом, Церковь говорит, что даже тот, кто сегодня не знает Христа, имеет реальную возможность узнать Его и испить из Источника вечной жизни. А помочь в этом может, в том числе, посещение храма и участие в воскресной Божественной литургии. «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |