Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 24.11.2024, 12:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2024 » Июнь » 1 » Воскресенье, 2 июня 2024 года, о самаряныне
22:55
Воскресенье, 2 июня 2024 года, о самаряныне

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?

Пятое воскресенье по Пасхе Церковь посвятила воспоминанию встречи Спасителя с самарянкой — грешницей, ставшей впоследствии святой. В этот день мы молимся святителю Алексию, митрополиту Московскому, Киевскому и всея Руси чудотворцу, мученикам Фалалею, Александру, Астерию и Аскалону Антинойскому, благоверному князю Довмонту Псковскому, а также преподобным Завулону и Сосанне — родителям равноапостольной Нины. Память собора мучеников Холмских и Подляшских и священномученика Павла Лазарева чтит Церковь 2 июня 2024 года.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 2 июня.


Воскресенье, 2 июня 2024 года, о самаряныне

Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне — именно ей посвящен евангельский отрывок, который читается на литургии. Встреча Спасителя с самаритянкой, которую звали Фотина или Фотиния, произошла у колодца Иакова — рядом с самарийским городом Сихарь (ныне Наблус). Их беседа стала первой проповедью Евангелия, обращенной не к иудеям.

ПОДРОБНЕЕ О ЗНАЧЕНИИ ВСТРЕЧИ СПАСИТЕЛЯ С САМАРЯНКОЙ ЧИТАЙТЕ В НАШИХ МАТЕРИАЛАХ:


Особенности православного богослужения

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?
Христос и самаритянка у колодца. Лукас Кранах Старший. Ок. 1552-88

Тропарь Недели о самаряныне, глас 4

Светлую воскpесения пpоповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смеpть,/ воскpесе Хpистос Бог,// даpуяй миpови велию милость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения, /Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Кондак Недели о самаряныне, глас 8

Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/ видя Тя премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.

Перевод: С верою пришедшая к колодцу самарянка увидела Тебя, премудрости воду. Ею напоенная обильно, она Царство Вышнее навеки унаследовала, славная.

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

С 29 мая и до 5 июня Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. О том, что такое Преполовение и почему мы его празднуем, читайте в нашем материале. В эти дни в храмах звучат следующие песнопения:

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8

Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Кондак Преполовения Пятидесятницы, глас 4

Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.

Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!»

В некоторых храмах вместо службы Преполовения может совершаться служба святителю Алексию. Тогда вместо песнопений Преполовения прозвучат тексты, посвященные святителю Алексию:

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?

Тропарь святителю Алексию, митрополиту Киевскому и всея Руси, глас 2

Я́ко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное,/ честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия,/ всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е,/ от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся/ и Христа́ славосло́вим, глаго́люще:// сла́ва Прославля́ющему святы́я Своя́.

Перевод: Как драгоценное сокровище, на многие годы сокрытое под землей, мы обрели чудотворящие почитаемые мощи твои, всеблаженный отче святитель Алексий, от них же принимая исцеления, обогащаемся и прославляем Христа, говоря: «Слава Прославляющему святых Своих».

Кондак святителю Алексию, митрополиту Киевскому и всея Руси, глас 8

Я́ко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ нам/ от мног лет сокрове́ны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны, святи́телю Алекси́е,/ тобо́ю благода́ть прие́млем,/ всю бо страну́ сию́ и вся ны чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ де́йством благода́ти, да пое́м ти:// ра́дуйся, о́тче, свети́ло Росси́и.

Перевод: Как незакатное солнце из гроба воссияли нам сокрытые на много лет почитаемые твои нетленные мощи, святитель Алексий, мы принимаем через тебя благодать, ибо всю страну эту и всех нас ты обогащаешь чудесами и красотой, действием благодати, да поем тебе: «Радуйся отче, светило России».

Молитва святителю Алексию, митрополиту Киевскому и всея Руси

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велие и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися спасти люди паствы твоея, единородный ти язык; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну тем соблюсти Господа умоли; мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас; старыя утеши, юныя накажи (научи), безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.


Чтение Евангелия

Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5–42

⁵ Итак, приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
⁶ Там был колодец Иакова. Иисус, утомившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа.
⁷ Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить».
⁸ Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
⁹ Женщина самарийская говорит Ему: «Как Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки?» Ибо иудеи с самарянами не сообщаются.
¹⁰ Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: „Дай Мне пить“, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
¹¹ Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая?
¹² Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
¹³ Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду эту, возжаждет опять,
¹⁴ а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
¹⁵ Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
¹⁶ Иисус говорит ей: «Пойди позови мужа твоего и приди сюда».
¹⁷ Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
¹⁸ ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
¹⁹ Женщина говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк.
²⁰ Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».
²¹ Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
²² Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ибо спасение от иудеев.
²³ Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
²⁴ Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
²⁵ Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё».
²⁶ Иисус говорит ей: «Это Я, говорящий с тобою».
²⁷ В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиной; однако ж ни один не сказал: «Чего Ты требуешь?» или «О чем говоришь с ней?»
²⁸ Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям:
²⁹ «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»
³⁰ Они вышли из города и пошли к Нему.
³¹ Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви! Ешь».
³² Но Он сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете».
³³ Поэтому ученики говорили между собой: «Разве кто принес Ему есть?»
³⁴ Иисус говорит им: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
³⁵ Не говорите ли вы, что еще четыре месяца – и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
³⁶ Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут,
³⁷ ибо в этом случае справедливо изречение: „Один сеет, а другой жнет“.
³⁸ Я послал вас жать то, над чем вы не трудились, – другие трудились, а вы вошли в труд их».
³⁹ И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
⁴⁰ И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
⁴¹ И еще большее число уверовало по Его слову.
⁴² А женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Комментирует епископ Переславский и Углический Феоктист

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи, и Иерусалима, и приморских мест тирских и сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страдающие от нечистых духов были исцелены.

19 И весь народ хотел прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо возрадуетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение

Деяния святых апостолов, глава 11, стихи 19–26, 29–30

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме иудеев.20Были же некоторые из них киприоты и киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса.21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.22Дошел слух об этом до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.26Целый год собирались они с церковью и учили немалое число людей, и в Антиохии впервые стали называть учеников христианами.

29Тогда ученики решили, каждый по достатку своему, послать помощь братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Комментирует священник Павел Великанов

Послание апостола Павла к Евреям, глава 13, стихи 17–21

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая, ибо это для вас не полезно.

18 Молитесь о нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, чтобы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Павел Великанов


День памяти святых

Мученики Фалалей, Александр и Астерий (около 284)

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?

Рассказ о юном враче, который оставался невредим после пыток, чем изумил палачей настолько, что они исповедали себя христианами, слушайте на радио «Вера».

Мученик Аскалон Антинойский (около 287)

Краткое житие египетского мученика слушайте на радио «Вера».

Преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины (IV)

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?

Святой Завулон был известен как храбрый полководец, благодаря которому почти все франки обратились в христианство.

Когда святой Завулон отправился в Иерусалим поклониться великим святыням христианским, он раздал бедным почти все свое имущество. Там же он сблизился с будущим патриархом Иерусалимским Иувеналием и его сестрой Сосанной, которые также были родом из Каппадокии. Благочестивый Завулон женился на сестре патриарха. После бракосочетания супруги отправились в Каппадокию, где родилась их единственная дочь — равноапостольная Нина. Мать воспитала девочку «под кровом своим в беспрестанном служении нищим и днем и ночью».

Когда девочке исполнилось 12 лет, родители ее вновь переселились в Иерусалим, где раздали нищим все сбережения от продажи имущества. А вскоре, взяв благословение у Иерусалимского архиепископа, Завулон простился с женой, напутствовал дочь на путь служения Богу и ушел к отшельникам.

Сосанна с дочерью остались в Иерусалиме. Святую Сосанну патриарх благословил на служение немощным и нищим при храме Гроба Господня.

Точное время кончины святых супругов Завулона и Сосанны неизвестно.

Благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский (1299)

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?

Перед каждой битвой князь Довмонт приходил в храм, клал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника. Слушайте рассказ о защитнике северо-западных рубежей Руси на радио «Вера».

Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)

Краткое житие митрополита-дипломата слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Павел Лазарев (1877–1919)

Неделя пятая по Пасхе, о самаряныне, воскресенье, 2 июня 2024 года: что будет в храме?

После революции и начала гонений на Церковь отец Павел часто просил супругу: «Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за веру в Господа Христа до смерти…»

В январе 1919 года батюшка рассказал супруге о необычном сне, в котором ему явился владивостокский епископ, предупредивший о том, что через шесть месяцев его убьют. Старший сын Евгений впоследствии вспоминал, что одной из любимых книг папы в это время стал роман Сенкевича «Камо грядеши».

По окончании Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школы 3 года служил фельдшером в Сибирском резервном артиллерийском дивизионе. В 1908 году женился, в семье родилось четверо детей.

Павел Лазарев был рукоположен в диакона в 1912 году, в сан священника — в 1915 году. В 1918 году он служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области. Отец Павел собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших людей и сам развозил ее нуждающимся, учил детей Закону Божьему.

В канун праздника Пятидесятницы 1919 года один из жителей села предупредил отца Павла, что ночью за ним придут красные. Прихожанин просил священника скрыться у родственников, однако тот отказался.

Когда ночью в его дом вошли девять вооруженных людей и объявили, что он арестован, отец Павел был уже одет и ждал их. Священник встал перед иконами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный крест, простился и благословил детей. Своей жене он сказал: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас».

Отца Павла отвезли в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Невольными свидетелями ложного суда над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу, один из членов отряда заявил священнику, что Бога нет, а священники выдумали Его, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Отцу Павлу предложили свободу, но взамен он должен был объявить народу, что всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за Христа.

Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в Пятидесятницу 1919 года.

Собор мучеников Холмских и Подляшских

Во время Второй мировой войны польско-украинские этнические и политические конфликты привели к карательным операциям. Жертвами убийств стали тысячи верующих и мирных поляков и украинцев. Автокефальная Православная Церковь Польши 20 марта 2003 года причислила к лику святых 8 мучеников. 29 октября 2019 года к ним присоединила память еще 30 мучеников, пострадавших 30 января 1946 года у деревни Старые Пухалы.


В беседе с самарянкой Господь говорит, что если пить живую воду, которую Он дает, то не будешь никогда больше испытывать жажду. Но для этого нужно желать получить этот дар — дар Святого Духа. Жаждать его.

Женщина-грешница обрела спасение именно потому, что искала Истину: по ее вопросам можно увидеть, что для нее это было очень важно. И затем она рассказала своим согражданам о Спасителе так, что многие благодаря ей поверили в Господа Иисуса Христа.

«Фома» 

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 98 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]