Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 07:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2021 » Март » 6 » Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?
14:50
Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в первое воскресенье весны — 7 марта.


Воскресенье, 7 марта 2021 года, неделя о Страшном Суде

7 марта — предпоследнее подготовительное воскресение перед Великим постом (подробнее читайте в материале Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни). Оно называется Неделя о Страшном суде: на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Также она еще именуется «Мясопу́стная Неде́ля», тк это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть мясную пищу. В следующую седмицу разрешается молочные продукты, рыбу и яйца в любой день недели, но уже нельзя мясо. Поэтому она называется Сырная седмица, а в народе — Масленица.

Кроме того на воскресный день 7 марта приходится память 21 новомученика, четверо из которых погибли от рук карателей в начале гонений на Церковь в 1918 году, а большинство умерли от голода и болезней в заключении или были расстреляны в этот день на полигоне Бутово под Москвой. Вслед за этим воскресеньем начинается последняя седмица перед Великим постом — сырная (иначе – Масленица).

Подробнее о смысле этого дня в церковной традиции и христианском отношении к концу света читайте в наших материалах:

• Неделя о Страшном суде
• Что мы знаем о Страшном суде
• Как спастись, если конец света наступит в ближайшее время?
• Конец света как отмена материи
• Чем страшен Страшный Суд?
• Коронавирус и конец света: стоит ли бояться?

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Кондак недели о Страшном Суде:

Егда приидеши, Боже, на землю со славою,/ и трепещут всяческая,/ река же огненная пред судищем влечет,/ книги разгибаются, и тайная являются:/ тогда избави мя от огня неугасимаго// и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Перевод: Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою весь мир затрепещет; река огненная течет пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший.


День памяти святых

Мученик Маврикий и 70-ти воинов: Фотин, Феодор, Филиипп и иных (около 305)

Краткое житие святых мучеников слушайте на радио «Вера».

Преподобные Фалассий, Лимний и Варадат, пустынники Сирийские (V)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В юном возрасте Фалассий удалился на вершину горы близ селения Таргала и 38 лет провел там в иноческих подвигах, не имея крова над головой – ни келии, ни палатки. За простоту нрава, кротость и смирение он был удостоен от Господа дара чудотворений и исцеления болезней. Многие хотели жить под его руководством, и святой не отказывал приходящим, он сам строил им келлии.

Лимний начал свои подвиги под руководством преподобного Фалассия и прожил около него довольно долгое время, а потом перешел к преподобному Марону (память 14 февраля). На вершине горы он сделал себе маленькую загородку из камней без крыши и, через небольшое отверстие в ней, беседовал с приходящими. Сердце его было исполнено сострадания к людям. Желая по мере сил помочь всем обездоленным, он с помощью своих почитателей устроил на склонах горы странноприимный дом, жилища для нищих и калек и питал их тем, что доставляли ему благочестивые люди. Подвижник пожертвовал для этой нищей братии своим безмолвием и уединением и взял на себя заботу о их духовной пище, побуждая молиться и славить Господа. За свою святую жизнь он сподобился дара чудотворения.

Варадат начал подвиг пустынножительства в хижине в окрестностях Антиохии. Потом устроил себе на горе каменную келию, тесную и низкую, в которой мог находиться только в согбенном положении. В ней не было ни окон, ни дверей, в умышленно оставленные щели проникал ветер, дождь и холод, а летом она не спасала от зноя. Через много лет посетивший его Александрийский патриарх Феодорит убедил преподобного оставить тесное жилище. Тогда святой ушел в новый затвор: покрытый с головы до ног кожаным хитоном с небольшим отверстием для дыхания, он молился стоя с воздетыми к небу руками. Благодать Божия подкрепляла его в трудах и очистила его сердце от страстей. К нему стали стекаться люди за духовными советами, и святой с глубоким смирением наставлял их. Достигнув многих благодатных дарований, преподобный с миром отошел ко Господу.

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (607 — 610)

Во время гонений на христиан останки мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Так в Царьграде, близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребёнными множество тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. При патриархе Константинопольском Фоме, когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с честью перенесены в храм. Благочестивому клирику Николаю Каллиграфу было открыто, что среди мощей, обретённых в Евгениевых, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его мученицы Иунии. В XII веке на месте обретения мощей святых мучеников император Андроник построил храм.

Преподобный Афанасий Павлопетрийский (821)

Родился в Константинополе от благочестивых родителей. Достигнув совершенного возраста, святой удалился в одну из Никомидийских обителей и там принял иноческий постриг. Своими монашескими подвигами стал известен императору. В царствование Льва Иконоборца за почитание икон святой был подвергнут различным мучениям, претерпел изгнания и перенес много страданий. Сохранив до конца своей жизни твердость в православной вере, преподобный Афанасий отошел ко Господу в 821 году.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученики Иосиф Смирнов (1864 — 1918) и Владимир Ильинский (1833 — 1918), пресвитеры, диакон Иоанн Касторский (1848 — 1918) и мученик Иоанн Перебаскин (1862 — 1918)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

23 января 1918 года советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, которым открывались повсеместные гонения на Русскую Православную Церковь. В знак протеста по всей стране прошли крестные ходы.

11 (24) февраля крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, и в частности в Солигаличе. В нем участвовали:

  • настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов,
  • священник Владимир Ильинский,
  • диакон Иоанн Касторский,
  • смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

12 (25) февраля в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, пришли представители большевистского Совета, которые заявили, что на следующий день приедут и заберут хлеб, оставив по 15 фунтов на каждого здорового человека, при этом они посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню. Во время осмотра монастырского склада явился посыльный от Совета, который сообщил, что их ждут в Солигаличе, и, взяв ключи от склада, они поспешно удалились, заявив, что прибудут на следующий день.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский в тот же день отправился в город на заседание Городской думы и просил членов Думы защитить обитель. Дума приняла решение отправить делегацию в Совет. Впоследствии представители советской власти, желая оправдаться в кровавом подавлении восстания жителей города, говорили, что это были только слухи, будто «советская власть намерена уничтожить христианскую религию, реквизировать все церковное имущество, снять с могил железные кресты, а с оград железные решетки и обратить на земледельческие орудия».

На следующий день несколько сот верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. Некоторые учреждения сами отправляли своих служащих - отправил в монастырь своих подчиненных начальник телеграфно-почтовой конторы Дмитрий Кременецкий, и среди других Анну Капустину. Ей было тогда 19 лет, с детства она была глубоко верующим человеком, и когда вскоре после подавления восстания была арестована, то во все время нахождения в тюрьме горячо молилась Господу, сподобившему ее пострадать при защите церковного достояния.

После литургии в монастыре священник солигаличского храма великомученицы Параскевы Пятницы Димитрий Потехин произнес проповедь, в которой коснулся происходящих событий; проповедь настолько задела сердца верующих, что многие, слушая ее, плакали. По окончании богослужения священник Василий Ильинский предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Члены выбранной делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев.

Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов, которые вместе с толпой народа, около 600 человек, направились к зданию Совета. Приблизившись к зданию, направили в Совет делегатов – Астраханского, Ереминского и брата священника Димитрия Потехина штабс-капитана Потехина. Вернувшись с переговоров, они заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом.

После этого перед зданием Совета начался митинг с выступлениями ораторов. Никто не расходился, толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы, из здания Совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок, в результате несколько человек были легко ранены и один, Павел Васильевич Орлов, убит. После этого члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного Совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей. Было предложено включить в Совет по одному представителю от Солигаличского земства, почтово-телеграфной конторы, рабочей группы, Совета солдат и инвалидов и трех кандидатов от гарнизона. Было принято предложение не допускать самосуда над арестованными членами большевистского Совета. 

Спустя неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано 52 человека, а всего к следствию было привлечено 95 человек. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было - каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу. Впоследствии не обнаружилось никаких документов или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя.

Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, то отец священника Василия Ильинского священник Владимир Ильинский вышел вместо сына к карателям и был арестован.

22 февраля (7 марта) карателями среди других были расстреляны протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Иосиф Смирнов 1883 год

Священномученик Иосиф (Иосиф Сергеевич Смирнов) родился в 1864 году. По окончании Костромской Духовной семинарии он был назначен учителем в Солигаличское духовное училище. В 1886 году Иосиф Сергеевич был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе. Он состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковноприходских школ Солигаличского уезда. В 1905 году отец Иосиф был назначен настоятелем собора. Он был депутатом Городской думы, депутатом Солигаличского уездного собрания и членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году отец Иосиф был возведен в сан протоиерея.

Священномученик Владимир (Владимир Иванович Ильинский) родился в 1833 году. Был рукоположен во священника и служил в храме в селе Солда Солигаличского уезда. В 1918 году ему исполнилось восемьдесят пять лет, он давно вышел за штат и жил на покое в Солигаличе.

Священномученик Иоанн родился в 1848 году в селе Николо-Березовец Солигаличского уезда в семье диакона Алексея Касторского. По окончании Солигаличского духовного училища он служил сторожем и причетником в солигаличском соборе, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году Иван Алексеевич был рукоположен во диакона.

Мученик Иоанн родился в 1862 году в семье диакона Павла Перебаскина, служившего в Костромской епархии. В 1880 году Иван Павлович окончил Костромскую Духовную семинарию, в 1884-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен помощником смотрителя Солигаличского духовного училища. В 1897 году он был назначен смотрителем этого училища. Одновременно с исполнением обязанностей смотрителя Иван Павлович в разное время был в училище преподавателем церковного пения, русской истории – церковной и гражданской, географии и греческого языка. В 1915 году была издана книга его сочинения «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища».

Всех казненных ночью каратели беспорядочно свалили в яму, и когда жители обратились к ним, чтобы они выдали родственникам тела убитых, то им в просьбе было категорически отказано. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.

Священномученик Михаил Горбунов (2 сентября 1878 — 7 марта 1938)

К 1935 году почти все храмы в районе были властями закрыты, и отец Михаил поселился у своего брата в деревне Селиверстово. Зарабатывал он тем, что, ходя по деревням, занимался починкой часов и предметов домашнего обихода.

12 октября 1937 года отец Михаил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, хождении по деревням с целью антисоветской агитации и участии в повстанческой организации.

Священномученик Михаил родился в деревне Селиверстово Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Петра Горбунова. Служил псаломщиком, а затем диаконом в храме в селе Ракоболь. В 1923 году он был рукоположен во священника к Спасской церкви Пошехонского района. Вскоре после ареста он был допрошен:

– Вы арестованы как участник повстанческой группы. Дайте показания! – потребовал следователь.

– Участником повстанческой группы я не состою и о наличии организации ничего не знаю, – ответил священник.

– Общаясь в среде колхозников, вы проводили активную контрреволюционную повстанческую агитацию. Расскажите об этом подробно.

– С колхозниками я действительно общаюсь, но повстанческой агитации не вел.

– Вам зачитываются показания свидетеля, уличающего вас в контрреволюционной деятельности. Продолжаете ли вы и теперь отрицать ее?

– Отрицаю, свидетель показывает неправду.

– Вы лжете. Следствие требует дать правдивые показания!

– Нет, я контрреволюционной работы не вел.

На этом допросы были закончены. 15 октября тройка НКВД приговорила отца Михаила к 8 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 23 октября 1937 года священник вместе с ярославским этапом прибыл в Архангельскую область, в Кулойлаг. Скончался 7 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Виктор Моригеровский (17.04.1872 — 1938)

Краткое житие святого мученика слушайте на радио «Вера».

Священномученик Иоанн Орлов (1 января 1881 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В 1937 году в Троицком храме служили два священника – Александр Машков и Иоанн Орлов и диакон Петр Троицкий. Старостой храма был Михаил Степанович Строев. 7 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Александра Машкова и заключили его в Таганскую тюрьму в Москве. Не выдержав тяжелых тюремных условий, он дал показания против своих собратий, оговорив их, и 18 ноября 1937 года священник Иоанн Орлов, диакон Петр Троицкий и староста Михаил Строев были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму в Москве. В тот же день начались допросы.

Священномученик Иоанн родился в деревне Любучаны Подольского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Петровича, служившего в кладбищенской Воскресенской церкви в Подольске. В 1897 году Иван окончил Перервинское духовное училище, а в 1903 году – Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Троицкое Звенигородского уезда Московской губернии, неподалеку от города Воскресенска, который в советское время получил название Истра.

Из допроса священника:

– Знаете ли вы ныне арестованного НКВД Машкова?

– Александра Ильича Машкова, священника Троицкой церкви, я хорошо знаю примерно с 1911 года.

– Показаниями обвиняемого Машкова вы уличаетесь как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу.

– Я участником контрреволюционной группы не являюсь.

– Вам зачитываются показания обвиняемого Машкова. Подтверждаете ли вы их?

– Показания обвиняемого Машкова я не подтверждаю.

В течение нескольких дней следователь допрашивал священника, но отец Иоанн категорически отказался признать себя виновным. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Орлов скончался 7 марта 1938 года в Мариинском лагере в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Иоа́нн Парусников (02.06.1869 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие святого мученика слушайте на радио «Вера».

Священномученик Сергий Белокуров (24 сентября 1880 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В 1919 году диакон Сергий был рукоположен во священника и почти сразу же после рукоположения он был призван в Красную армию. Отец Сергий стал ходатайствовать об освобождении его от военной службы, ходатайство поддержали прихожане Троицкой церкви. Они мотивировали свою просьбу тем, что отец Сергий не только священник, но и хороший врач и уже многим в Раменской волости оказал помощь; при нехватке врачей, жители просят оставить им в качестве врача священника. 19 июля 1920 года дело разбиралось в суде, и суд постановил удовлетворить ходатайство священника и жителей села и «освободить священника Белокурова от военной службы с предоставлением ему просто деятельности по лечению граждан села Раменского».

С этого времени отец Сергий вернулся служить в Троицкую церковь.

Священномученик Сергий родился в Волоколамске в семье псаломщика Ивана Белокурова, служившего в городском Воскресенском соборе. В 1895 году Сергей Иванович окончил Волоколамское духовное училище, в 1902 году – Вифанскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу при Иосифо-Волоколамском Успенском мужском монастыре. В 1904 году умер отец Сергея Ивановича, и в этом же году Сергей Иванович был рукоположен во диакона и стал служить в Троицкой церкви в селе Раменском.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

17 февраля 1938 начальник Раменского отделения НКВД Элькснин допросил работавшую осведомительницей жительницу Раменского Савлову, которая о священнике Сергии Белокурове показала: «Я живу в фабричных корпусах и вижу священника Белокурова в фабричных корпусах почти ежедневно. К кому он ходит, я не знаю... Я с ним поздоровалась и спросила: “Где же вы были в гостях?” Он мне ответил: “Я был у своих”, но у кого, не сказал. Причем добавил: “Жить надо спешить, ведь все равно если не сегодня, то завтра советская власть задавит”. Я ему ответила, что это ерунда, наоборот, советская власть ведет к веселой и радостной жизни. На это он мне ответил: “Это вам только говорят; хорошая, радостная жизнь в Кремле, рабочему Сталин хорошей жизни не даст”».

20 февраля была выписана справка на арест отца Сергия, а 22-го он был арестован и помещен в камеру предварительного заключения. Через три дня следователь допросил священника.

– Как часто вы, Парусников и Фетисов собирались в церковной сторожке?

– В церковной сторожке мы собирались после каждой обедни.

– Какие вопросы вы обсуждали в церковной сторожке?

– Обыкновенно вопросы служебного характера. В феврале, числа какого не помню, мы, отслужив обедню, собрались в церковной сторожке, где стали обсуждать вопрос о присланном нам непосильном налоге.

– Скажите, какое недовольство выразили вы во время подписки на заем?

– На заем я не подписался лишь потому, что у меня и так много сделано подписок на заем. Недовольства не выражал.

– Как часто вы бываете в рабочих корпусах фабрики «Красное знамя» и других местах?

– Ходил в корпуса и другие места по требованию верующих, близких знакомств и связей не имею.

– Признаете ли вы себя виновным в антисоветских разговорах в церковной сторожке и других местах?

– Виновным себя не признаю.

На этом следствие было закончено. 27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу и он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

Священник Сергий Белокуров был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Андрей Ясенев (12 августа 1868 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В ноябре 1937 года были допрошены свидетели. Псаломщик, служивший когда-то в Успенском соборе, показал, что в январе 1937 года ходил вместе с протоиереем Андреем служить молебны по приходу, после которых люди спрашивали о соборе, почему он, как благочинный, его отдал. «Я собора не отдавал, – сказал отец Андрей, – как мог я отдавать или не отдавать, когда я лишен избирательных прав. Меня вызвали в НКВД, прочитали, что собор отобран, и заставили расписаться, что мне об этом объявлено».

Другие свидетели показали, что отец Андрей собрал в своем благочинии духовенство, которое было ранее в заключении, и это, конечно, не без умысла. «Также он под видом хора сгруппировал целую группу монашек, причем многие из них отбывали ссылку за антисоветскую деятельность».

23 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске.

Священномученик Андрей родился в селе Ясенок Рязанской губернии в семье диакона Иоанна Ясенева. Окончив в 1889 году Рязанскую Духовную семинарию, Андрей Иванович был рукоположен во диакона, а в 1891 году во священника к Владимирской семинарской церкви в городе Рязани, одновременно он исполнял послушание эконома Рязанской Духовной семинарии.

В 1913 году отец Андрей был назначен служить в Успенский собор в городе Егорьевске и заведующим Вишневской церковноприходской школой и законоучителем церковноприходской школы, первого женского и второго мужского училищ в Егорьевске. Впоследствии отец Андрей был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского и благочинным церквей Егорьевского района. За многолетнюю безупречную службу он в 1929 году был награжден митрой и ему было дано право совершать литургию с открытыми царскими вратами до Херувимской песни.

В конце 1936 года сосед отца Андрея, секретный осведомитель НКВД, донес, что встретил священника через несколько дней после выборов в Верховный Совет в декабре 1936 года и спросил его, ходил ли он голосовать, на что отец Андрей будто бы ответил: «Ходить-то я ходил голосовать, но что из этого толку, ведь вы, коммунисты, все равно выберете того, кого захотите, а нас как преследовали, так и будут преследовать. Напрасно советская власть устраивает гонения на духовенство. Этим она только озлобляет народ, ведь он еще остался верен Православной Церкви, а если некоторые рабочие не ходят в церковь, то это из-за боязни, что их будут за этопреследовать, а вот когда сменится власть, увидите, как все пойдут в церковь. Народ сейчас очень недоволен советской властью за эти гонения на Православную Церковь, и если будет война, то советской власти тяжело будет остаться у власти».

На допросе следовать спросил:

– Следствию известно, что у вас на квартире часто собираются лица духовного звания и другие лица. С какой целью они у вас собираются? – спросил его следователь.

– Действительно, у меня бывают священники и другие лица по церковным служебным делам, так как я являюсь благочинным Егорьевского района. Граждане приходят ко мне с просьбами о совершении церковных треб...

– Следствие располагает данными, что вы, исполняя должность благочинного, группировали в городе Егорьевске и Егорьевском районе служителей религиозного культа, ранее судимых за антисоветскую деятельность. Дайте показания, с какой целью вы группировали этих лиц.

– Специально я их не группировал. Священники, ранее судимые за антисоветскую деятельность и сейчас служащие в Егорьевске и Егорьевском районе, прибыли в район с разрешения епископа. Те, кто ранее высылался из Егорьевского района и вновь возвратились, получали места по их заявлениям и назначались в ту или иную церковь епископом.

– Следствию известно, что вы, группируя ранее судимых служителей религиозного культа, вели организационную антисоветскую деятельность. Дайте показания, кто из служителей религиозного культа входил в состав контрреволюционной организации? – задал следователь последний вопрос.

– Никакой контрреволюционной организации я не создавал и никакой контрреволюционной работы не вел, – ответил отец Андрей.

27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Андрей Ясенев был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Павел Смирнов (6 декабря 1877 — 1938)

Приближалась Пасха 1930 года. 15 апреля около 70 жителей села собрались у сельсовета и выступили с требованием открыть храм, вернуть имущество раскулаченной семье священника и вычеркнуть из списков колхозников тех, кто был внесен в них насильственно. В тот же день были собраны подписи крестьян под прошением об открытии храма и об отмене распоряжения о раскулачивании. Власти разрешили открыть храм, и, когда отец Павел вернулся в село, богослужения возобновились.

Сотрудники сельсовета, местные активисты и члены партии стали писать донесения в районный отдел ОГПУ. Один из коммунистов попросил редакцию газеты «За коллективизацию» поместить заметку под заглавием “Поп работает. Попадья не спит”. 15 августа 1930 года начальник Михневского административного отдела произвел обыск в доме отца Павла. В тот же день отец Павел и его жена были арестованы.

Священномученик Павел родился в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Федора Константиновича Смирнова, служившего в храме Преображения Господня. В 1893 году Павел окончил Перервинское духовное училище, в 1899 году – Московскую Духовную семинарию. Павел Федорович женился на девице Клавдии, впоследствии у них с супругой родилось 4 детей.

22 января 1902 года Павел Федорович был рукоположен во священника к Ильинскому храму в селе Ильинское-Скульнево, расположенном рядом с Тишковым, где прошло его детство. В Ильинском прошла большая часть пастырского служения отца Павла. Для сельских детей отец Павел стал и законоучителем. 

За долгую и беспорочную службу отец Павел был награжден в 1921 году наперсным крестом, в 1924-м – возведен в сан протоиерея, а в 1927 году награжден крестом с украшениями. Священноначалие назначило протоиерея Павла благочинным.

В 1929 году местные безбожники запретили священнику служить молебны на Пасху в деревнях, входивших в состав прихода. Но отец Павел, несмотря на все угрозы, совершил вместе с крестьянами полные торжественной радости и мира пасхальные крестные ходы.

Месть безбожников не замедлила: отец Павел был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ, которые он отбывал в городе Кашире. Здесь он не был лишен свободы, жил не в тюрьме, обязан был лишь работать, где прикажут, но когда случался нерабочий день, он всегда приезжал к себе домой в село. В храме службы не было, а ему, как находящемуся на принудительных работах, служить не разрешили.

Против священника дал показания местный коммунист и его жена, которая сказала: «Священник Павел Федорович Смирнов и его жена являются самими зловредными элементами. После раскулачивания часть населения стала нападать на меня за то, что я активно участвовала в раскулачивании семьи Смирнова. Создается вражда и травля меня частью села, которые подпали под влияние поповской семьи, за то, что я иду против священника и принимаю активное участие во всех проводимых кампаниях, намечаемых партией и советской властью. Я уверена в том, что если в селе будут находиться Смирнов и его жена, то все мероприятия, проводимые партией и советской властью, будут срываться».

На следующий день следователь допросил священника и его жену. Отец Павел, отвечая на вопросы, сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Никакой антиколхозной агитации я не вел. Я должен заявить, что у меня, как священника, есть в селе принципиальные враги, два-три человека. Если говорить откровенно, то все партийцы на нашей гибели норовят себе создать “нравственный” капитал. Так и мой арест в данном случае является только средством для выдвижения отдельных личностей партийцев...»

18 августа 1930 года протоиерей Павел Смирнов и его супруга были переведены в тюрьму в город Серпухов. 7 сентября следствие было закончено. Священника и его жену обвинили в том, что они «ведут антисоветскую агитацию против колхозов, собирают нелегальные собрания и организовывают массовые выступления верующих за открытие церкви».

25 сентября 1930 тройка ОГПУ приговорила отца Павла и его жену к 3 годам ссылки в Казахстан, в город Семипалатинск. Им было разрешено ехать в ссылку вольным порядком за свой счет.

Вернувшись из ссылки, отец Павел 8 марта 1934 года назначен настоятелем Никольской церкви в селе Карачарово Можайского района Московской области. 29 ноября 1937 года отец Павел снова был арестован и заключен сначала под стражу в селе, а на следующий день переведен в тюрьму в городе Можайске.

Будучи допрошен, отец Павел не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях, а на вопрос, кого он знает из священников и кто из них ходит к нему, а также с кем из прихожан он поддерживает тесные связи, отец Павел ответил, что ни священников никого не знает, а также и из прихожан мало кого знает.

7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Павел Смирнов скончался в одном из лагерей Новосибирской области 7 марта 1938 года, в день, когда Церковь празднует память святого мученика Павла Кесарийского, и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Преподобномученик Сергий (Букашкин) (23 января 1884 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

За 5 дней до расстрела тюремный фотограф сделал фотографию для палача.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его родители-крестьяне отдали в Чудов монастырь в Москве. Он был принят в монастырь на клиросное послушание. Живя в обители, он окончил учительскую семинарию и получил право на преподавание в начальном училище. 14 июня 1914 года Иван Васильевич был пострижен в монашество с именем Сергий и назначен учителем монастырской послушнической школы. В 1916 году монах Сергий был переведен в Московский Покровский монастырь и в том же году рукоположен во иеродиакона. В 1919 году иеродиакон Сергий был назначен служить в Преображенский храм села Спас-Осташевского Волоколамского уезда; в 1930 году он был рукоположен во иеромонаха к той же церкви. В 1935 году иеромонах Сергий был награжден золотым наперсным крестом. В феврале 1937 года он был переведен в храм села Ново-Александровка Шаховского района Московской области.

В январе 1938 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей, председателя и секретаря сельсовета, которые показали, что иеромонах Сергий среди массы присутствующих говорил, что «выборы в Верховный Совет – это одна формальность, взять бюллетень с готовым депутатом и опустить в урну. По конституции: голосуй за кого хочешь, а на деле – на каждом шагу навязывают голосовать за ранее выбранных уже кандидатов». 

16 февраля 1938 года иеромонах Сергий был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске.

– Следствие располагает данными, что вы в декабре 1937 года в помещении избирательного участка Ново-Александровского сельсовета по вопросу выборов в Верховный Совет имели недовольство... относительно избранных депутатов в Верховный Совет, – заявил следователь.

– Относительно конституции и избранных депутатов я ничего не говорил, – ответил священник.

– Следствие располагает данными, что вы в декабре 1937 года в помещении Ново-Александровского сельсовета относительно обложения налогом выражали недовольство и вражду к существующему строю.

– В декабре 1937 года я в Ново-Александровском сельсовете не был и недовольства и вражды к существующему строю не имел и ничего никому не говорил.

– Вам предъявляется обвинение в контрреволюционной агитации против проводимых партией и советской властью мероприятий. Признаете ли себя виновным?

– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, – ответил священник.

18 февраля следствие было закончено и обвинительное заключение передано на решение тройки. 27 февраля тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Иеромонах Сергий (Букашкин) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

«Фома»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 229 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]