Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 08:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2021 » Март » 6 » Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме? (окончание)
14:50
Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме? (окончание)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в первое воскресенье весны — 7 марта.

Преподобномученик Антипа (Кириллов) (3 августа 1870 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Последнюю службу отец Антипа отслужил на праздник Сретения Господня, а 16 февраля 1938 года он был заключен в коломенскую тюрьму. Допрашивали священника начальник районного отделения НКВД и начальник паспортного стола Бронницкого отделения милиции. Допросы начались почти сразу же после ареста и продолжались более суток.

Преподобномученик Антипа родился в селе Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Кириллова и в крещении был наречен Антонием. Окончив церковноприходскую школу, он до 27 лет жил с родными, а затем поступил в число братии Афонского монастыря и подвизался в нем до 1912 года; в этом году он был зачислен в братию Новоспасского монастыря в Москве. Был пострижен в мантию с именем Антипа. После революции 1917 года он выехал на родину в село Братки и здесь служил в храме псаломщиком.

В 1929 году монах Антипа был рукоположен во иеромонаха и служил в селе Козловка Борисоглебского района Тамбовской области. С 1931 года отец Антипа стал служить в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Татаринцево Бронницкого района Московской области.

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

За 6 лет служения иеромонаха Антипы в Татаринцево прихожане полюбили его за благочестивую жизнь, за то, что он всецело посвятил себя служению Господу и в этом всем был примером, за проповеди, за то, что всегда, в любое время к нему можно было прийти за советом.

Из допроса священника:

– Следствие располагает сведениями, что вы в августе 1937 года распространяли клевету на советскую власть, что эта власть – наказание Божие, что самых лучших людей советская власть ссылает и сажает. Признаете ли вы себя виновным в этой антисоветской агитации?

– Я этого не говорил, потому что я верующий, я говорил, что всякая власть от Бога и мы ей покоряемся.

– Все это сущая ложь, следствию известно, что в декабре 1937 года вы оскорбительно высказывались о сталинской конституции.

– Я это не говорил и факт этот отрицаю, – решительно отверг обвинения отец Антипа.

Видя, что священник отвергает все навязываемые следствием обвинения, следователь спросил:

– В чем же вы себя сами признаете виновным, то есть в какой антисоветской или контрреволюционной агитации вы себя считаете виновным?

– Ни в какой антисоветской и контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.

– Из ваших рукописей видно, что в проповедях вы внушали верующим покорность, смирение.

– Я говорил в проповедях, что богатство и бедность – все от Бога. Говорил я и то, что не только мы верим, но и многие талантливые люди, о которых я в проповедях говорил, что они также были верующими, и, приводя примеры, перечислял имена этих людей. Из календаря я взял лист, где говорится о естествоиспытателе Линнее, с тем чтобы показать, что даже советская власть и то его хвалит как талантливого человека и одновременно говорит о нем, что он был человеком религиозным. Все это делалось для укрепления веры.

Следователи допросили двух священников из сел Давыдово и Салтыково Бронницкого района, которые служили в то время при НКВД дежурными свидетелями и осведомителями, и те подписали показания, необходимые для обвинения иеромонаха Антипы. 

27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Антипу к расстрелу. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученица Параскева Макарова (1878 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В октябре 1937 года Макаровский сельсовет по требованию сотрудников НКВД выдал справку на послушницу Параскеву, в которой писалось, что она «имеет тесную связь с попами и другими церковниками, участвует при выносе покойников и своим пением собирает к умершему толпы людей».

Преподобномученица Параскева родилась в деревне Макарово Волоколамского уезда Московской губернии в семье Космы Макарова, который, кроме крестьянского хозяйства, имел небольшую торговлю в Москве и в деревне. После его смерти в 1907 году семья оставила торговлю и стала заниматься только крестьянством. Параскева окончила сельскую школу и в 1903 году поселилась в одном из женских монастырей Калужской губернии, где подвизалась до закрытия обители в 1925 году. После этого она некоторое время жила в Москве, а в 1929 году уехала на родину в Макарово.

9 февраля 1938 года сотрудники НКВД арестовали послушницу Параскеву, она была заключена в волоколамскую тюрьму , вскоре следователь допросил свидетелей – крестьян из той же деревни. Они подписали протоколы с показаниями, в которых следователь написал, что послушница на Троицу в 1937 году уговаривала крестьян пойти вместо работы в церковь, говоря при этом, что «хотя большевики церковь и презирают, а все же Бог есть и будет, а власть советская скоро слетит». Также и на праздник Успения в 1937 году она увела женщин в церковь, в результате чего были сорваны полевые работы, а она еще и сказала: «Что работать в колхозе? Все равно вам получать будет нечего, давайте лучше молиться Богу, это будет лучше, Бог подаст скорей, все будете сыты».

15 февраля следствие было закончено, и 25 февраля тройка НКВД приговорила послушницу Параскеву к расстрелу, после чего она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Послушница Параскева Макарова была расстреляна 7 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученик Стефан Франтов (17 декабря 1877 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Степан Федорович регулярно ходил на богослужения в Преображенскую церковь в селе Спас-Михнево и пел на клиросе, стал регентом и псаломщиком. Власти сразу же отреагировали на его активную церковную жизнь: Степан Федорович был лишен избирательных прав, а хозяйство – конфисковано. Однако это не остановило его, и он по-прежнему ходил в церковь.

Мученик Стефан родился года в селе Нащекино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Федора Франтова. Образование Степан получил в сельской школе и некоторое время помогал отцу управляться с крестьянским хозяйством, а затем переехал в Москву и стал работать экспедитором при складе. В 1920 году Степан Федорович вернулся в родное село. В это время по уезду был распространен указ советской власти, что все, у кого есть велосипеды, должны сдать их для нужд Красной армии. Степан свой велосипед не сдал и был приговорен к трем месяцам заключения.

В 1931 году коллективизация в селе Нащекино и разгром крестьянских хозяйств достигли вершины, и все, что можно было разграбить, местные коммунисты разграбили; Степан Федорович переехал в Москву, где прожил 3 года, и снова вернулся в родное село. Он устроился рабочим при складе в Борисовской артели и служил псаломщиком в Преображенском храме.

В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь во второй половине тридцатых годов о Степане Федоровиче стали собираться сведения; председатель Нащекинского сельсовета показал, что, когда в августе 1937 года было решено устроить в селе зерносушилку, стали разбирать церковную ограду. Ограда была старинной, украшена коваными решетками и представляла собой местную достопримечательность. Франтов, по показаниям свидетеля, не допускал ломать ограду и, обращаясь к верующим, говорил: «Спасайте, последний наш храм коммунисты разоряют». Когда Залесский колхоз приступил к разбору ограды, к храмупришли верующие женщины и потребовали прекратить ломать ограду. В результате пришлось работы прекратить.

16 февраля 1938 года Степан Федорович был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Через день после ареста следователь допросил его.

– Следствию известно, что вы занимались антисоветской агитацией. В чем признаете себя виновным?

– Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя ни в чем не признаю.

– Вы говорите неправду. Следствие располагает точными данными, что вы в августе 1937 года распространяли антисоветские настроения, выказывали недовольство советской властью. Дайте по этому вопросу правдивые показания.

– Никогда и никому я не высказывал антисоветских настроений и недовольств советской властью. В тот момент, когда разбирали ограду у церкви, я жил в деревне и работал в артели, и в отношении того, чтобы верующие протестовали ее ломать, я ни с кем не разговаривал.

27 февраля тройка НКВД приговорила псаломщика Степана к расстрелу, и он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Псаломщик Степан Франтов был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученик Николай Некрасов (1872 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Свою жизнь он посвятил служению Церкви, подвизаясь в должности псаломщика. 7 марта 1938 года псаломщик Николай Некрасов принял мученическую кончину от рук богопротивной власти в возрасте 66 лет. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 года он был причислен к лику святых мучеников. 

Мученица Елисавета Тимохина (1881 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

В связи с распоряжением в 1937 году Сталина о проведении массовых репрессий, штатных сотрудников НКВД стало недоставать и для проведения арестов и следствия по политическим статьям стали привлекаться сотрудники милиции, причем целыми отделениями. В январе 1938 года Звенигородский отдел НКВД получил распоряжение провести аресты среди людей, живущих в этом районе. Начальник Звенигородского отдела сам составил список лиц, подлежащих аресту, в которой попала и Елисавета Александровна как член церковного совета и как жена бывшего жандармского унтер-офицера.

Мученица Елисавета родилась в городе Веневе Тульской губернии в семье крестьянина Александра Мартынова. В 1912 году Елисавета вышла замуж за вдовца с 4 детьми Тимофея Герасимовича Тимохина, служившего жандармским унтер-офицером при станции Голицыно под Москвой. Хотя Тимофей Герасимович и служил в жандармском отделении, фактически он сотрудничал с революционерами, предупреждая их об обысках и арестах, которые намеревалось произвести жандармское отделение. Сразу же после революции его, как бывшего жандарма, арестовали, но по ходатайству одного из революционеров перед Дзержинским он был вскоре освобожден. Елисавета Александровна до замужества зарабатывала портняжным ремеслом, а когда стала семейной, то занялась воспитанием детей. В 1922 году она была избрана в церковный совет Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда. С этого времени она много времени и сил стала посвящать жизни прихода, в котором тогда возникало немало проблем из-за гонений от безбожных властей, стремившихся закрыть храм.

Елисавета Александровна была арестована 16 февраля 1938 года и в тот же день допрошена.

– Вы уличаетесь в контрреволюционной деятельности, то есть в распространении клеветы по адресу советской власти, – заявил следователь.

– Я никогда не распространяла никакой клеветы по адресу советской власти. Но я церковница, и мне по долгу своей работы, как члену церковного совета, приходится уделять внимание церкви.

– От вас следствие требует чистого признания в предъявленном вам обвинении, – потребовал следователь.

– Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю и ничего больше показать не могу, – ответила Елисавета Александровна.

На этом следствие было завершено и дело передано на решение тройки НКВД. 27 февраля 1938 года тройка приговорила Елисавету Александровну к расстрелу. Елисавета Александровна Тимохина была расстреляна 7 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученица Ирина Смирнова (16 апреля 1891 — 1938)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие святой мученицы слушайте на радио «Вера».

Мученица Варвара Лосева (1894 — 1938)

Варвара Ивановна работала учительницей. Донос на нее написали вскоре после ареста ее супруга священномученика Сергия те же самые лжесвидетели. Они написали в НКВД, будто она говорила им, что они посадили ее мужа, и угрожала им карами, если и не в настоящем времени, то в будущем, и если не им, то их детям.

Мученица Варвара родилась в крестьянской семье, ко времени рождения дочери родители перебрались в Москву, где ее отец работал сапожником. Родители дали Варваре хорошее образование, получив которое она стала работать учительницей. В браке с о. Сергием прожила 23 года, до ареста.

Варвара Ивановна была арестована 16 февраля 1938 года и заключена в егорьевскую тюрьму.

— Следствие имеет данные, что вы после ареста вашего мужа среди населения вели контрреволюционную деятельность. Дайте ответ, — потребовал следователь.

— Это я отрицаю, — ответила Варвара Ивановна.

— Следствию известно, что вы после ареста вашего мужа наносили угрозы членам ВКП(б) и активистам, угрожая с ними рассчитаться.

— Это я отрицаю.

— Скажите, Лосева, как было настроено к власти духовенство в момент совершения Октябрьской революции?

— Духовенство встретило Октябрьскую революцию враждебно.

— А как встретили Октябрьскую революцию вы?

— Так же, как и все граждане.

— Скажите, Лосева, за что арестован ваш муж?

— Мне это неизвестно, но я считаю, что муж никому не приносил вреда.

— Признаете ли вы себя виновной в контрреволюционной агитации среди населения, что вы выражали недовольство ВКП(б) и руководителями власти?

— Виновной себя в контрреволюционной агитации не признаю, ничего я не говорила.

25 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Варвару Ивановну к расстрелу. Варвара Ивановна Лосева была расстреляна 7 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Священник Сергий Лосев скончался в заключении 29 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Мученик Андрей Гневышев (3 августа 1872 — 1941)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

После революции все его имущество — склады, лавки и дома — было отобрано властями. Дом сгорел во время пожара в 1921 году, и Андрей Иванович выстроил на этом же месте новый, но его впоследствии отобрали власти, и ему пришлось снимать квартиру. Андрей Иванович, впрочем, никогда не жалел о потере имущества — Бог дал, Бог и взял. К 1937 году у него осталась лишь лошадь с зимней и летней упряжью, что позволило ему работать возчиком в государственном учреждении.

Глубоко верующий человек, Андрей Иванович был старостой в Никольском храме в Бежецке, где в то время служил викарий Тверской епархии, епископ Бежецкий Григорий (Козырев).

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

Мученик Андрей был сыном купца Ивана Гневышева, занимавшегося торговлей мучным товаром в Бежецке. Андрей Иванович наследовал занятия отца и занимался торговлей льняным семенем, льноволокном, став со временем крупным специалистом в этой области. Он служил сортировщиком во французской фирме «Эрнест Маке», имевшей его своим представителем в Бежецке.

В Первую мировую войну Андрей Иванович был призван на фронт рядовым.

3 ноября 1937 года заместитель начальника Бежецкого отдела НКВД составил справку на арест Андрея Ивановича, где говорилось, что тот принадлежал «к церковной контрреволюционной группировке из числа бывших торговцев и монахинь».

В ночь со 2-го на 3 ноября Андрей Иванович был арестован, заключен в бежецкую тюрьму и сразу допрошен.

– Расскажите следствию, с кем вы из бывших торговцев и лиц духовного звания имеете знакомство и поддерживаете связи.

– В настоящее время я ни с кем из бывших торговцев или священнослужителей знакомства и связей не имею. В прошлом, примерно году в 1932-1933, я один раз был приглашен на именины к епископу Григорию Козыреву. Иногда я бывал на квартире у епископа Григория по церковным вопросам...

– Расскажите, какие вами и присутствующими на именинах у Козырева велись разговоры.

– За время моего присутствия разговоров на политические темы или об отношениях Церкви и государства не было.

– Следствие располагает данными, что вы, будучи на одном из собраний духовенства, говорили о нерентабельности колхозов и возмущались режимом советской власти. Признаете ли вы себя в этом виновным?

– Виновным себя в этом не признаю, подобных мыслей против колхозов или советской власти не высказывал.

– Известно ли вам, где находятся в настоящее время Григорий Козырев и его братья Иван и Василий?

– До моего ареста я слышал... что епископ Григорий Козырев и его братья Иван и Василий арестованы органами НКВД; за что – для меня неизвестно.

– Следствие последний раз от вас требует правдивых показаний о вашей контрреволюционной деятельности.

– Заявляю, что я вообще рассказывать следствию о контрреволюционной деятельности не буду, так как я ее никогда не проводил.

27 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Андрея Ивановича к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

После смены руководства НКВД и расстрела главы НКВД Ежова, жена Андрея Ивановича, Антонина Ивановна, стала хлопотать об освобождении мужа, но приговор был оставлен без изменений. Староста Никольской церкви Андрей Иванович Гневышев скончался 7 марта 1941 года в Каргопольлаге Архангельской области и был погребен в безвестной могиле.

Преподобномученик Филарет (Пряхин), игумен (29 августа 1880 — 1942)

Воскресенье, 7 марта 2021 года: что будет в храме?

«В селе Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались.

Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета...»

Преподобномученик Филарет родился в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в 17 лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха.

Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена.

Отец Филарет видел, что власти ведут за ним пристальное наблюдение, и, зная, что повсюду идут аресты духовенства, монахов и мирян, предупреждал всех приходивших к нему в храм помолиться, что близится время его заключения. Сам он уже давно приготовился к этому, и у него всегда висел на стене мешочек с бельем.

31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Я находился в течение двадцати лет в Спасском монастыре... События убиения царя Николая II потрясли наш монастырь, все очень сожалели... В 1919 году разогнали наш монастырь. Имущество разграбили, а в зданиях поместили разные учреждения... Все монахи и послушники разбрелись по разным сторонам, кто куда... В то же время были разгромлены как мужские, так и женские монастыри... Все монахи и монахини поселились около церквей в церковных сторожках и были верными последователями Христа... Я являюсь врагом для советской власти, так как советская власть все время идет против Православной Церкви и религии».

12 ноября 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила игумена Филарета к 5 годам заключения в концлагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

После окончания срока заключения отец Филарет в 1936 году вернулся в Рязань, пришел к архиепископу Иувеналию (Масловскому), и тот посоветовал ему уехать из города, где его могут снова арестовать, и отправиться в Тверь, где он, как человек новый, будет не столь заметен для местных властей, и там ему будет спокойней.

Пока отец Филарет жил в Твери, он посещал храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где тогда служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его ареста и закрытия храма отец Филарет приезжал из села Трубино в Тверь помолиться в последний незакрытый храм города, располагавшийся на Волынском кладбище, где служил сменивший арестованного архиепископа Фаддея епископ Палладий (Шерстенников).

В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь.

Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки.

– Я признаю, что владыке Палладию я высказывал антисоветские измышления, обвиняя советскую власть в притеснении религии и гонении на духовенство, называл советскую власть властью антихриста. Участником антисоветской церковно-монархической группировки я никогда не был и в этом себя виновным не признаю. Никаких советов и указаний... церковникам о проведении антисоветской деятельности я не давал и указаний давать такие советы ни от кого не получал. Владыка Палладий никаких антисоветских поручений мне не давал, и о том, что он является руководителем антисоветской группировки, я до очной ставки с ним не знал. Кроме Палладия, я никому и никогда своих антисоветских настроений не высказывал. Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю.

4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Филарета к 3 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.


Традиции праздника

В Мясопустную неделю о Страшном Суде верующие люди «заговляются на мясо», те едят его последний раз перед постом. Во многих семьях есть свои, связанные с этим традиции: кто-то подъедает все мясное в холодильнике, а кто-то — наоборот готовит что-то особенное. На следующей седмице можно будет есть уже только сыро-молочную пищу, яйца и рыбу. Установление такой особенности относят к VII веку. Этим ограничением в еде Церковь предлагает подготовить свой организм к наступлению Великого поста. Но седмица — сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет. Традиция кушать блины не нарушает устава: можно и самим сходить в гости на блины, и пригласить близких, и накормить бездомных. Какие традиции и обряды, связанные с этим периодом, восприняты христианами, а какие — противоречат учению Церкви, читайте в нашем материале.


Особенности православного богослужения

Как было сказано выше, это воскресенье посвящено памяти о Страшном суде. Об этом читается Евангелие на литургии. Евангелист Матфей пересказывает слова самого Христа о том, что спасутся те, кто был милостив к своим ближним: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». В песнопениях богослужения этого дня также говорится о милосердии.

На Всенощной (вечернем богослужении накануне воскресенья) в Неделю о Страшному суде, как и в Неделю о блудном сыне, к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма «На реках Вавилонских».

Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.

Читать последование Литургии


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31 — 46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" 45 Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение:

Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 8, стих 8 — глава 9 стих 2

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Комментирует священник Антоний (Борисов)


Сегодня, в начале последней недели перед Великим постом, мы обращаемся к сонму великомучеников и исповедников российских. Перечитывая их краткие жития и вглядываясь в тюремные фотографии накануне расстрела, мы задумываемся о приоритетах в своей жизни.

Уже завтра в понедельник 8 марта — светский праздник, выходной день, не имеющий к Церкви никакого отношения. В православном календаре 8 марта - день обретения мощей святой Матроны Московской. Этот день, как и любой другой, можно использовать, чтобы порадовать своих родных и близких, помочь им по дому или в делах. 

 «Фома»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 188 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]