Возникновение монашества в Уэльсе
Витраж с изображением прп. Кадфана (источник – Stainedglass.llgc.org.uk)Уэльс, общая площадь которого составляет 20 000 квадратных километров, занимает небольшую часть острова Британия. Он охватывает полуостров Уэльс на западе Британии и группу прибрежных островов к северу, западу и югу, крупнейшие из которых – Англси, Бардси, Калдей, Рамси и Холи-Айленд. Несмотря на скромные размеры, эта земля в первые века христианства породила множество святых, и они до сих пор являются частью национальной идентичности валлийского народа. Здесь в первом тысячелетии нашей эры процветали Православие, культура, образование, ученость и строгая аскетическая жизнь. Точно неизвестно, сколько святых просияло на валлийской земле, но считается, что их было не меньше, чем во всей Англии, которая в 6,5 раз больше Уэльса. Сотни приходских храмов и источников по всему Уэльсу освящены в честь местных святых, о большинстве из которых из-за последствий Норманнского завоевания и Реформации почти ничего не известно, хотя образы многих из них вошли в валлийский фольклор, воспевались в поэмах и балладах, а их именами названо немало населенных пунктов, улиц, площадей, школ и больниц.
Уэльс в первые века христианства породил множество святых
Христианство, по преданию, впервые пришло в Уэльс в I веке. К V столетию валлийцы, которых никогда не завоевывали варварские народы из континентальной Европы, переняли православную монашескую традицию у Египта через контакты с Галлией, где жизнь 200 монастырей была устроена по образцу египетских обителей. Были многочисленные контакты с Ирландией и Арморикой (нынешняя Бретань), где Православие развивалось в том же духе. Вдохновившись подвигами египетских отцов, валлийские святые просветили собственную страну и принесли свет Христов в Думнонию (графства Девон и Корнуолл юго-западной Англии), южную Ирландию, на север Британии и даже на континент. По всему Уэльсу открывались мужские и женские монастыри, школы, а несметное число анахоретов предпочитали удаляться в «пустыню» – в болотистые места, леса, горы, пещеры и прибрежные острова, где основывались монашеские центры. Величайшие из них находились на островах Англси и Бардси, а один из самых известных «островных» святых – преподобный Кадфан.
О жизни преподобного Кадфана. Ранние годы
Икона св. Гвен Тейрброн, матери прп. Кадфана (иконописец – Leon Liddament)По одной версии, преподобный Кадфан (Cadfan, Catamanus, Caiman) родился около 490 года, а преставился около 542 года; а по другой версии, он жил с 530 по 590 годы. Хотя Кадфан упоминается в житиях других святых, его раннее житие не сохранилось, и историки располагают обрывочными сведениями о его жизни. Согласно валлийской традиции, святой родился на юго-востоке Уэльса, а согласно бретонской традиции – в Бретани. Его матерью была святая Гвен Тейрброн[1] (Gwen Teirbron; память: 18/31 октября), которая, возможно, приходилась сестрой святой Нонне – матери святителя Давида, покровителя Уэльса. У Гвен было пятеро детей, и все они тоже прославлены в лике святых. Но именно Кадфану предстояло стать одним из основателей православного монашества в Уэльсе. Вероятно, среди родственников Кадфана были святые Киби и Патерн – великие отцы валлийской Церкви. Преподобный муж воспитывался в благочестии и с детства отличался любовью к Церкви Христовой. В юности он обучался у одного духовного наставника в Уэльсе, а также у своего родственника (возможно, старшего брата) преподобного Винвало (Winwaloe, Gwenole; память: 3/16 марта) в обители Ландевеннек (Landevennec) в Бретани, от которой сохранились руины.
Икона прп. Винвало, родственника прп. Кадфана .Набравшись духовного опыта, угодник Божий стал миссионером. В ранней молодости он основал ряд церквей и монастырей на месте департаментов Финистер и Кот-д’Армор в Бретани. Позднее группа из 17 или более миссионеров, среди которых были святые Кадфан и Патерн, переехали из Бретани на запад острова Британия – в Уэльс и Думнонию. Многие историки считают, что святые были вынуждены покинуть Арморику (Бретань) в связи с франкским завоеванием ряда областей Галлии в VI веке. Они были движимы желанием беспрепятственно исповедовать свою веру и совершать регулярные богослужения. Приезд святых миссионеров оказался промыслительным: проповедью слова Божия и учреждением новых духовных центров они значительно укрепили Православие и монашество в этих землях.
Основание монастырей в Уэльсе
Прибыв в Уэльс, преподобный Кадфан стал во главе большого числа миссионеров, среди которых были его братья, кузены и кузины по отцовской и материнской линии, другие родственники и ученики. Центром проповеди Кадфан и его соратники выбрали западный Уэльс. Благодаря их равноапостольным трудам в регионе появились новые монастыри, церкви, часовни, скиты, отшельнические келии, школы. Сегодня память о них продолжает жить: на месте их подвигов сохранились приходские церкви, руины монастырей, источники, кельтские кресты (некогда воздвигнутые самими миссионерами или их последователями), в отдельных случаях – раки, могилы, надгробные камни, иконы, витражи и статуи этих святых.
Остров Бардси, Уэльс (взято с Bardseyapple.co.uk)
Имя Кадфана навсегда вошло в историю благодаря тому, что он учредил три значимых духовных центра. Во-первых, церковь и христианское поселение (clas) в Тивине (Tywyn; первоначально: Towyn) на берегу Кардиганского залива в королевстве Гвинет на северо-западе Уэльса, рядом с целебным источником. В Тивине он поставил служить 12 клириков из числа своих учеников и братьев. Последователи святого построили много дочерних церквей в округе. Во-вторых, преподобный Кадфан основал храм или монастырь в Ллангадфане (Llangadfan; «церковь Кадфана») на реке Банви во время одной из миссионерских поездок в центральный Уэльс – ныне в графстве Поуис. И, в-третьих, величайшее достижение Кадфана – монастырь в честь Пресвятой Богородицы на острове Бардси, или, по-английски, Инис-Энли (Bardsey; Ynys Enlli), расположенном поблизости от «материкового» Уэльса на северо-западе страны. Хотя Бардси отделен от полуострова Ллин (Lleyn) тремя километрами бушующего моря, он стал одним из величайших святых мест и центров паломничества в Британии (и во всей западной Европе) на века.
Церковь св. Кадфана в Ллангадфане, Поуис, Уэльс
Руины монастыря Пресвятой Богородицы на о. Бардси, Уэльс (взято с Britannica.com)
При св. Кадфане монастырь разросся до такой степени, что три паломничества на Бардси считались равносильными одному паломничеству в Рим!
Кадфан стал первым игуменом бардсийским, управляя этой обителью 26 лет. При нем островной монастырь разросся до такой степени, что на его кладбище упокоились тысячи иноков, а в средние века считалось, что три паломничества на святой остров Бардси равносильны одному паломничеству в Рим!
Преподобный Кадфан не только строил обители и служил игуменом и проповедником. Как и другие святые кельтской традиции, он регулярно удалялся в уединенное место на тихую созерцательную молитву, подражая пустынникам Египта. Еще он совершал многочисленные поездки во все уголки Уэльса, возводя храмы Божии и распространяя Благую Весть о Христе тем валлийцам, которые все еще пребывали во тьме язычества. Вот почему многие места страны носят его имя, а в его честь освящено немало церквей. Кадфан имел духовную связь и со значимой обителью Абердарон в Гвинете, о которой будет рассказано ниже.
Кончина и посмертное почитание
К сожалению, место смерти преподобного Кадфана неизвестно: это мог быть Тивин или святой остров Бардси. Скорее всего, он был похоронен на Бардси, а несколько столетий спустя его мощи, по некоторым данным, перенесли в Лландаффский кафедральный собор (Llandaff Cathedral – ныне в черте Кардиффа, столицы Уэльса). Однако многие верят, что останки преподобного и поныне пребывают на Бардси. На протяжении веков бесчисленные чудеса совершались и на Бардси, и в Тивине, и в Лландаффе по молитвам преподобного Кадфана и других святых, связанных с этими местами. Хотя на острове Бардси подвизалось и трудилось немало святых, именно преподобный Кадфан по праву считается главным святым и небесным покровителем священного острова.
Церковь св. Кадфана в Тивине, Гуинет, Уэльс
Интересно, что долгое время святого Кадфана почитали своим покровителем военные Уэльса, поскольку, по преданию, святой служил в армии до принятия монашеского пострига. Рыбаки западного Уэльса тоже считали его своим заступником – и это почитание продолжалось до XIX века.
Из мест, носящих имя преподобного Кадфана, упомянем деревню Росгадфан (Rhosgadfan) графства Гуинет, более известную как родина выдающейся валлийской писательницы-романистки Кейт Робертс (1891–1985). К таковым также относятся ряд мест в окрестностях Тивина, через которые проходил путь святого в Ллангадфан (он совершал пастырские поездки в основанные им обители): Pistyll Gadfan («водопад Кадфана»), Llwbyr Gadfan («тропа Кадфана»), Eisteddfa Gadfa («сиденье Кадфана»), Dol Gadfan («луг Кадфана»), Buarth Gadfan («огороженное место Кадфана»).
Церковь св. Кадоана в Пуллан-сюр-Мер, Бретань
Одна из часовен в приходской церкви святого Катена деревни Ллангатен (Llangathen) графства Кармартеншир освящена в честь преподобного Кадфана, а неподалеку находится местечко «Llethr Codfan» («склон Кадфана»). Преподобного до сих пор почитают и в Бретани, где он является покровителем приходской церкви «святого Кадоана» в коммуне Пуллан-сюр-Мер (Poullan-sur-Mer) департамента Финистер; а в часовне святого Венека (Винвало) местечка Бриек (Briec) того же департамента находится статуя Кадфана.
Живущие на Британских островах православные отмечают день памяти преподобного Кадфана 14 ноября, а католики и англикане – 1 ноября, что совпадает с их праздником всех святых.
Преподобного Кадфана Бардсийского не следует путать с его тезкой, королем Кадфаном, правившим валлийским королевством Гвинет с 616 по 625 год.
Наследие преподобного Кадфана: остров Бардси
Остров Бардси (его английское название переводится как «остров бардов», а валлийское – «остров течений») административно относится к графству Гуинет. Он имеет 1,6 км в длину и 1 км в ширину. Население – 11 человек. Он также широко известен как «святой остров» и «остров 20 000 святых», так как, согласно древней традиции, тысячи монахов и аскетов, стяжавших дар молитвы, обрели здесь вечное упокоение.
В период римского владычества Бардси служил прибежищем христианам, которые скрывались от гонителей-язычников
Люди начали заселять Бардси с эпохи неолита. По преданию, еще в период римского владычества остров служил прибежищем христианам, которые приплывали сюда из Британии, скрываясь от гонителей-язычников. После того, как около 516 года преподобный Кадфан основал на этом месте монастырь, он стал важнейшим центром монашества и аскетического делания. Немало святых подвизались на острове или окончили здесь свои дни. Начиная с VI века Бардси постоянно служил домом для сотен иноков, а барды называли его «прямой дорогой на Небеса» и «Райскими вратами». Благодаря таким островным монастырям, как Бардси в Уэльсе, Скеллиг-Майкл в Ирландии, Иона в Шотландии и Линдисфарн в Англии, эти земли стали называть «Фиваидой святых». На протяжении средневековья сюда стекалось несметное число паломников из Британии и других стран, и многие мечтали быть похороненными в этой земле, надеясь, что близость к святым, подвизавшимся здесь в своей земной жизни, послужит их вечному спасению. Говорили, что в древние времена все, кто жил на Бардси, доживали до глубокой старости и никогда не умирали от болезней. Неиссякаемая атмосфера святости, изолированность и красивая природа Бардси всегда привлекали художников, музыкантов, поэтов, бардов и простых верующих. В то время как большая часть западной Европы в XI веке стала католической, кельтский православный монастырь на Бардси процветал до начала XIII века!
Икона свт. Дейниола Бангорского, захороненного на БардсиВероятно, в IX или X веке монашеская традиция на Бардси на время все же прервалась из-за набегов викингов. Хотя этому не существует документальных подтверждений, на острове могли просиять и мученики за Христа, погибшие от рук скандинавских пиратов; возможно, инокам пришлось на время покинуть остров. Из великих святых, захороненных на Бардси помимо преподобного Кадфана, упомянем святителя Дейниола (Даниила), епископа Бангорского (Deiniol of Bangor; память: 11/24 сентября), преставившегося около 584 года, и святителя Дифрига, епископа-миссионера Эргингского (Dyfrig of Ergyng; память: 14/27 ноября), преставившегося около 545 года, чьи мощи позднее перенесли в Лландафф.
В 1219 году на месте основанной преподобным Кадфаном обители на Бардси появился августинский католический монастырь в честь Божией Матери, который действовал до роспуска монастырей Генрихом VIII в 1537 году. После Реформации монашеская жизнь здесь прекратилась, хотя некоторые святыни удалось спасти и перевезти на «материковый» Уэльс. На Бардси стали хозяйничать пираты и преступники, а паломничества были запрещены. Наконец, в XIX веке на острове появились сельскохозяйственная и рыболовецкая общины, а в 1875 году освящена методистская часовня. В 1986 году Бардси был объявлен заповедной территорией. Здесь можно увидеть редкие виды растений и животных, особенно птиц (тупики, буревестники, клушицы, моевки, гагарки, кайры, глупыши), а воды вокруг острова привлекают дельфинов, морских свиней и серых тюленей.
Сегодня на остров Бардси совершают паломничества православные и представители разных христианских деноминаций со всего мира. Верующие приезжают поклониться целому сонму святых, лежащих в этой земле, освятивших ее своими подвигами и молитвой. На Бардси можно найти лишь руины некогда большого монастыря. Однако сохранилась монастырская колокольня XIII века (хотя она без крыши), и в ее стенах регулярно совершаются богослужения. На острове стоит кельтский крест приблизительно на том месте, где захоронены «20 000 святых».
На острове сохранилась 1000-летняя яблоня, чудом дожившая до наших дней
Возможно, величайшей святыней Бардси является обнаруженная в конце XX века 1000-летняя яблоня, чудом дожившая до наших дней. Искривленная от времени, она до сих пор плодоносит! Ботаники назвали ее «уникальной». Эксперты из Национальной фруктовой коллекции на ферме Брогдейл графства Кент (Англия) установили, что это давно забытый вид «Бардсийская яблоня», считавшийся исчезнувшим. Она дает сладкие на вкус, сочные, хрустящие, среднего размера плоды кремового цвета с розовыми полосками. За этой яблоней ухаживали православные иноки Бардси в монастырском саду 1000 лет назад! Сегодня яблоню размножают путем прививки.
1000-летняя яблоня с о. Бардси (источник – Commons.wikimedia.org)
Поездка на остров Бардси является подвигом и в наши дни: «коварное» море рядом с ним известно своими сильными течениями и ветрами. Паромные переправы на Бардси доступны с апреля по октябрь, однако из-за частой плохой погоды возможны значительные задержки. В 2000 году 17 человек (среди которых – семьи, любители птиц и католические монахини) застряли на острове на две недели из-за непрекращавшихся штормов.
С Бардси связано немало легенд. По одной из них, на острове захоронены король Артур и волшебник Мерлин. По другой, вождь викингов Барда в X веке основал здесь поселение, а англичане позднее назвали остров в честь него.
Тивин и Ллангадфан
Источник св. Кадфана в Ллангадфане, Уэльс (взято с Megalithic.co.uk)Население городка Тивин (в переводе с валлийского – «пляж», «песчаная дюна») на берегу Кардиганского залива чуть превышает 3000 человек. Старинная просторная городская церковь освящена в честь святого Кадфана. В средние века верующие стекались к ней, а также к часовне (снесена в 1620 году) и источнику преподобного в юго-восточном конце церковного кладбища. Вода источника исцеляла от кожных заболеваний, ревматизма и золотухи. Паломничества к этим святыням продолжались долгое время и после Реформации, когда почитание святых и связанных с ними реликвий было запрещено и сурово каралось. Рядом с источником стояли купальни и домики для переодевания. В 1894 году вплотную к источнику построили каретный сарай с конюшнями, купальни были снесены, паломничества прекратились, но источник дожил до наших дней.
«Камень Кадфана» в церкви св. Кадфана в Тивине, УэльсЦерковь преподобного Кадфана датируется норманнским периодом. Хотя первоначальный храм построил сам святой, его разрушили викинги в X веке, а норманны перестроили спустя 200 лет. Церковь святого Кадфана славится романской архитектурой, но главная ее жемчужина – высеченный крест VIII или IX века, известный как «камень Кадфана», хотя он не имеет прямого отношения к святому. Он находится в северо-западном конце храма рядом с еще одним древним камнем-монолитом с солнечными часами, некогда указывавшими время молитвы. «Камень Кадфана» сохранился не полностью: сейчас его высота 2,18 м, ширина – 20 см. На нем с четырех сторон сохранились старейшие известные науке надписи на старом валлийском языке. Они косвенно свидетельствуют о том, что в раннем Уэльсе в церквях широко использовался местный язык, а не латынь. Согласно Королевской комиссии по древним и историческим памятникам Уэльса (RCAHMW), надписи расшифровываются так: «Здесь внизу покоится прах Кингена»; «Эгрин, Малтег, Гуаддиан, вместе с Дифодом и Мархиау»; «Могила для…» А это перевод, содержащийся в путеводителе по церкви: «Кенгруи, законная жена Адгана, между Буддом и Марциалом»; «Кун, жена Келена. Сохраняется горечь утраты». У подножия креста следующие надписи: «Здесь покоятся трое» и «Здесь покоятся четверо». Некоторые верующие считают, что крест некогда стоял над могилой преподобного Кадфана, но это маловероятно. Трудно поверить, но после Реформации эту святыню использовали в качестве столба для ворот свинарника и спасли лишь в конце XVIII века!
Скульптура «плачущего рыцаря» в церкви св. Кадфана в Тивине, Уэльс (источник – Britainexpress.com)В алтарной части храма выделяются две скульптуры XIV века: одна изображает священника в полном облачении, а другая – военного, прозванного «плачущим рыцарем» из-за трещины в камне у правого глаза, который становится влажным в сырую погоду, создавая впечатление слез. В Тивине действует римско-католическая церковь святого Давида, покровителя Уэльса, снаружи которой установлена его статуя из валлийского сланца.
Приходская церковь в деревне Ллангадфан графства Поуис освящена в честь святого Кадфана. Нынешнее здание возведено в XV веке, а первую монастырскую церковь построил сам святой между 510 и 515 годами. Кадфана почитают небесным покровителем деревни. Действующий целебный источник святого Кадфана с кристально чистой водой расположен чуть за пределами Ллангадфана. В XIX веке через него должна была проходить строящаяся дорога, но благодаря вмешательству местного священника была установлена арка, и источник удалось спасти.
Ученики и духовные последователи преподобного Кадфана
Многие ранние святые Уэльса, по преданию, были родственниками, учениками или последователями преподобного Кадфана
Многие ранние святые Уэльса, по преданию, были родственниками, учениками или последователями преподобного Кадфана. Часть из них были связаны с островом Бардси. Расскажем о некоторых из них (дни памяти указаны по старому стилю):
- Церкви в двух деревнях рядом с Ллангадфаном освящены в честь кузена и кузины преподобного Кадфана. Церковь в деревне Лланерфил (Llanerfyl) носит имя святой девы Эрфилы (Erfyl, Eurfyl; память: 5 июля), основавшей на этом месте храм. В церкви хранится реликварий, в котором, предположительно, некогда покоились ее мощи. Рядом с церковью находится ранний крест с надписью в память о 13-летней девочке Рустике, жившей примерно в то же время, что и святая. Некоторые считают, что святая Эрфила захоронена рядом. Поблизости можно увидеть тис, по преданию, выросший из посоха святой, и частично сохранившийся источник святой Эрфилы. Церковь в деревне Гартбейбио (Garthbeibio) носит имя святого Тидехо (Tydecho; память: 17 декабря), воспетого в средневековых валлийских поэмах. Он был миссионером, строителем церквей и часовен в Гвинете и Поуисе и аскетом: носил власяницу, спал на камне, близко общался с животными (два диких оленя пахали на его поле, а волк тащил за ними борону) и сотворил много чудес (спас свою сестру, похищенную одним знатным человеком, превратил воду одной речки в молоко). Ему также посвящены другие храмы. Раз в год приходы трех деревень собираются на совместное богослужение, посвященное памяти трех святых, а затем следуют процессией к источнику святого Кадфана;
- Святые Ллевелин и Гунерт (Llewellyn, Gwrnerth; VI в.; память: 7 апреля) были монахами и духовными друзьями, подвизавшимися в Уэлшпуле в Уэльсе, а затем на о. Бардси;
- Святой Ллеудад (Lleudadd;память: 15 января) был спутником преподобного Кадфана в Бретани, а затем подвизался на Бардси, где стал преемником Кадфана по управлению обителью. Захоронен на Бардси. Рядом с Абердароном существует пещера святого Ллеудада, а к востоку сохранился источник святого Ллеудада, вода которого исцеляла людей и животных;
- Святой Маэль (Mael, Mahel; память: 13 мая) был учеником преподобного Кадфана, с которым приплыл из Британи в Уэльс, где вел жизнь пустынника на Бардси. Церковь XII века в городе Коруэн (Corwen) графства Денбишир освящена в честь святых Маэля и Сулиена (еще одного ученика Кадфана) – оба изображены на ее витраже;
- Святой Маэлрис (Maelrhys; память: 1 января), кузен преподобного Кадфана, родился в Бретани, а позднее переехал в Уэльс. Служил на Бардси и полуострове Ллин, где построил церковь. С ним связано множество преданий (во время голода Маэлрис делал и раздавал муку нуждающимся, а, узнав, что одной общине негде молиться, продал всю свою муку и на вырученные деньги построил храм). Древняя церковь в тихой красивой деревне Лланфелрис (Llanfaelrhys) на полуострове Ллин носит его имя. Однажды в церковь проникли два вора, вынесли ценные предметы, но, дойдя до ограды, превратились в камни («камни Маэлриса»), простоявшие много лет;
- Святой Моган (Mawgan, Meugant; память: 26 сентября), живший в VI веке, был родом из Бретани и управлял значимым монастырем в Уэльсе, название и местоположение которого неизвестны. Был миссионером и пустынником, преставился на Бардси. Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле (в деревнях Сент-Моган-ин-Пайдар (St Mawgan in Pydar) с великолепной миниатюрной фигурой Христа на кресте и святым источником, Моган-ин-Менедж (Mawgan in Meneage) с кельтским крестом с надписями, а также красивая долина Вейл-оф-Моган) носят его имя;
- Святой Садурн, или Сатурнин (Sadwrn, Sadwen; память: 29 ноября) был родственником и учеником преподобного Кадфана. Женился на святой Канне (Canna; память: 25 октября), и они стали родителями святого Кралло. Ряд церквей в Уэльсе посвящен святому Садурну, который впоследствии стал пустынником на о. Англси и основал церковь в Ллансадурне (Llansadwrn). Там на месте келии и могилы святого стоит посвященная ему церковь. В 1742 году найден уникальный камень VI века, ныне хранящийся внутри храма, в свое время служивший надгробием святой супружеской четы. Древняя латинская надпись на нем гласит: «Здесь захоронены святой Садурн со своей блаженной супругой. Да покоятся с миром!» В местечке Лланган (Llangan) графства Вейл-оф-Гламорган стоит церковь святой Канны. На кладбище находится уникальный крест IX века из песчаника, на котором высечена фигура Христа в византийском стиле. Еще одна церковь святой Канны находится в приходе Лланган на границе Пембрукшира и Кармартеншира, где также сохранились источник (исцелявший лихорадку и болезни пищеварения) и камень святой Канны («кресло Канны»);
- Святой Тануг (Tanwg; память: 10 октября) был учеником и спутником преподобного Кадфана. Построил церковь в Лландануге (Llandanwg) на побережье пролива святого Георгия в Гвинете среди песчаных дюн. На том месте стоит средневековая церковь святого Тануга, известная как «церковь в песках» – ее не раз спасали от беспощадных песков и от моря. Сохранившиеся два креста V века с надписями говорят о том, что место было святым еще до прихода святого Тануга. Один из них ирландского происхождения, и он мог быть связан с миссией святителя Патрика;
- Святой Тегай (Tegai; память: 5 июня) был связан с Бардси и преподобным Кадфаном. Сделал себе келью на старом кладбище на севере Уэльса к югу от Бангора и просвещал окрестные районы. Церковь святого Тегая в деревне Лландегай (Llandegai) графства Гуинет стоит на месте построенного им храма. Внутри святому посвящен витраж. На церковном погосте можно увидеть древний каменный гроб, в котором, возможно, он некогда был захоронен;
Церковь св. Хивина (соратника прп. Кадфана) в Абердароне, п-ов Ллин, Уэльс
Часовня св. Трилло, ученика прп. Кадфана, в Рос-он-Си, Уэльс
На «камне Турога» можно различить отпечатки пальцев святого
- Святой Турог (Twrog; память: 26 июня) жил в V–VI веках. Сначала состоял в братии обители на о. Бардси, а затем основал несколько церквей в Уэльсе, например на месте нынешней деревни Майнтурог (Maentwrog: «камень Турога») в графстве Гуинет, где церковь освящена в его честь. Внутри есть его витраж и статуя, а снаружи лежит «камень Турога». По легенде, святой сбросил его с горы, сокрушив языческий жертвенник. На камне можно различить отпечатки пальцев святого. Церковь в деревне Бодурог (Bodwrog; «жилище Турога») на о. Англси освящена в его честь;
- Святой Трилло (Trillo; память: 15 июня) был подвижником и миссионером VI века, построившим церкви в разных местах Уэльса и на о. Англси, преставился на Бардси. В деревне Лландрилло (Llandrillo) в графстве Денбишир стоит церковь святого Трилло на месте построенного им храма на возвышенности близ родника. В графстве Конуи в приморском городке Рос-он-Си (Rhos-on-Sea) сохранилась посещаемая многими паломниками часовня святого Трилло на месте его келии над источником. Часовня действующая, вмещает 6 человек, внутри находится витраж с изображением святого Трилло, а вода источника, протекающая под престолом, кристально чистая. Часовня святого Трилло считается одной из самых маленьких в Британии;
- Два камня, высеченных в честь священников V–VI вв. Хранятся в церкви в Абердароне, Уэльс (источник – Britainexpress.com)Святой Хивин (Hywyn; память: 6 января), возможно, был двоюродным братом и учеником преподобного Кадфана. Трудился на полуострове Ллин и основал христианское поселение и обитель в Абердароне (Aberdaron) на краю полуострова Ллин. Оттуда распространял благую весть среди жителей полуострова, иногда уединяясь на созерцательную молитву. Позднее служил экономом и духовником братии в монастыре Бардси. Церковь в Абердароне имела тесные связи с Бардси и была значимым центром еще при жизни преподобного Кадфана, который ее посещал. На протяжении средневековья Абердарон был последней остановкой для многочисленных клириков, монахов и паломников, ехавших на Бардси. В XII веке рядом с церковью построили дом, где путников кормили, поили и оставляли на ночлег, прежде чем те отчаливали на Бардси. Обитель Абердарон предоставляла на 40 дней «право убежища» беглым узникам или несправедливо преследуемым людям; в ее стенах разрешались споры. Церковь неоднократно расширялась (имеет 2 больших нефа). После Реформации она пришла в запустение, но в XIX веке ее восстановили из руин. Стоящая на месте обители церковь святого Хивина в Абердароне (XII в.) прозвали «собором полуострова Ллин»: она является центром массового паломничества и в наши дни. Внутри выделяются два больших высеченных камня в честь «Верация священника» и «Сенака священника со многими братиями». Камни найдены на берегу моря напротив Бардси. Недалеко от церкви на обрыве утеса находится действующий старинный источник святой Марии.
Преподобный Кадфан и все святые острова Бардси, молите Бога о нас!