Главная » Статьи » Литературная страничка. » Рассказы. |
СИНАЙСКИЕ РАССКАЗЫ ВВЕДЕНИЕ. Я намерен написать книгу для детей, прежде всего, для христианских детей, т.к. в Египте я часто посещал святые места и монастыре, принадлежащие коптским христианам; но также и для мусульманских детей, т.к. я жил с бедуинами на Синае. Сегодня, много лет спустя, я смотрю на время, в которое жил на Синае и в Египте, как на особое, счастливое время. Я поселился на Синае с мусульманами в 1967 году. Хотя это было поначалу сложно, мы все больше уважали и любили друг друга: бедуины, в частности, до сих пор сохраняют свой патриархальный уклад и особенный образ жизни – очень мирной жизни, из поколения в поколение. Я коснусь особой темы. Как должен я, христианин, вести себя с мусульманами? Как я должен вести себя с коптскими христианами? А вот ответ, его даёт ап. Павел: мы должны оказывать любовь и милосердие ко всякому человеку, сотворенному Богом. Мне особенно нравятся бедуинские ребятишки: они невинны и рады всякому маленькому подарочку. И коптские христиане оказывали мне преизобильно подлинную любовь. Эта любовь отражена в каждой истории, которые я теперь начинаю рассказывать. ____________ Сам я, к моему стыду, никогда не достигал в любви уровня коптских христиан. Но я изо всех сил стараюсь не оказаться неблагодарным за то, что получил по милости Божией, зная, что неблагодарность – величайший грех, который отделяет нас от Бога, чему Он столь живо научает нас в Евангелии, в притче о виноградной лозе и ей ветвях. Насколько далеко или близко нехристиане от Бога – не это должно быть моей заботой, а то, чтобы поступать по слову прп. Серафима Саровского, который говорит в своих наставлениях: спаси самого себя, свою душу, и этим ты спасёшь тысячи вокруг себя. Для примера, в монастыре св. Екатерины живет о. Павел. Он живет столь добродетельно, что даже бедуины говорят, что он святой. Увы – другие, впрочем, считают его доброту слабостью. Неведомы пути Господни, но дивно то, к чему они приводят. Когда-то в одном городке жила семья. У них была маленькая дочка – их единственный ребёнок, звали её Анна; она была их гордостью и радостью, их зеницей ока. Что бы ни пожелала маленькая Анна, её родители, всё исполняли, ибо любовь их не имела границ. Подруги Анны всегда по воскресениям посещали воскресную школу в церкви св. Николая, и девочка попросила родителей разрешить ей ходить вместе с ними. Родители не могли ни в чём ей отказать, и маленькая Анна стала беспрепятственно расти в благодати Божией. Но, как мы сказали прежде, Господь ведёт к цели, Ему угодной, такими путями, которых человек не может понять. Однажды, когда ей было одиннадцать лет, Анна очень тяжело заболела. Хотя обращались ко многим врачам, и назначено было лечение, всё было напрасно. В один прекрасный день Анна умерла – к ужасному, безутешному горю своих родителей. Их собственная жизнь потеряла для них отныне всякий смысл: их ребенка больше нет. Они не знали Бога и не любили Его, поэтому Иисус Христос не мог дать им успокоения (утешения). Однажды ночью её отцу был примечательный сон. Он оказался в очень мрачной, лишенной солнечного света местности, в пугающей тьме. Вскоре, озираясь, он увидел вдали большой сад, ярко освещенный. Ему было слышно, что там играют дети. Он подошёл ближе к стене, окружавшей сад, и узнал голос своего ребёнка – Анны. Она играла в увлекательную игру с другими детьми. Обрадованный отец позвал свою маленькую дочку: «Аннушка! Ты видишь меня?» - Нет, папочка, - ответила она, - я не могу видеть тебя, потому что я живу во свете благодати Божей. - Как я могу придти к тебе? – спросил отец. - Тебе нужно обойти вокруг стены ко главным вратам, - отвечала она, - а на вратах написано: «Я Свет мира, Путь и Истина». Ты должен войти этими вратами, папочка, и мы, наконец, увидимся. И сон закончился. Утром отец рассказал жене о чудесном сне, в котором он видел Анну. Но значения сна он не мог понять. И вот, он попросил жену растолковать ему сон. Она сказала мужу: «Я не знаю. Но чуть позже мы можем сходить к священнику в Церковь св. Николая, куда Анна обычно ходила в Воскресную школу, и спросить его об этом». А священник с радостью использовал этот случай для того, чтобы познакомить их ближе со Христом. Через несколько месяцев они стали настоящими членами Церкви, и о. Димитрий во всякой нужде оказывал им духовную помощь и поддержку. Казалось, они потеряли свою маленькую Анну, но, по её предстательству за них на небесах, они получили вечную жизнь. Да, поистине, дивны пути Господни. _____________ Случилось так, что эта новая дверь отворилась и мне. У меня были очень серьезные проблемы с израильтянами. По приказу израильского правительства, я должен был открывать пещерный монастырь св. Харитона два дня в неделю. Среди непрошенных гостей бывали грубияны, которые кричали у ворот: «Открывай, австрийская свинья!» Заходя ко гробнице св. Харитона, они просто лопались от хохота, и я воспринимал эти посещения как своего рода гонение со стороны израильского правительства. В то же время, я должен был присматривать еще за одной Церковью в Иерехоне. Здесь мне приказано было властями открывать туристам фруктовый сад. Намерение правительства было весьма коварным: Иерихон – арабский город, если бы я открыл там древнюю Церковь для израильских гидов, моя жизнь оказалась бы в опасности, т.к. арабы подумали бы, что я сотрудничаю с евреями. Итак, я не подчинился властям, потому что подчиниться было очень опасно, и потому что я потерял бы дружбу арабов. ___________ Потом я получил двести долларов от главы Русской Миссии в изгнании, чтобы вернуться в Вену. На железнодорожной станции в Израильском секторе Иерусалима солдат, охранявший мои вещи, спросил, что я успел повидать на Св. Земле. Когда я сообщил ему, что не был до сих пор на Синае, еврейский солдат убедил меня съездить туда, прежде чем я покину Израиль. Кроме того, он сказал, что я буду благодарен ему за его совет: он сам только что вернулся с Синая и очень хвалил монастырь св. Екатерины – самый старый монастырь в мире, расположенный в восхитительной горной местности. - Не бойтесь, - добавил он, - я присмотрю за вашими вещами; они будут в полной безопасности. Итак, воспользовавшись услугами Израильской Автобусной компании, я отправился к Эйлату на Красное море, а на другой день сел на автобус, следовавший оттуда к монастырю. Автобус остановился в какой-то бедуинской деревушке. Первым человеком, которого я встретил на пути в монастырь, был «духовный отец из монастыря св. Екатерины собственной персоной!». С искренней доброжелательностью он не просто пригласил меня в монастырь, но даже предложил остаться в нём навсегда: они были бы счастливы иметь у себя человека, который мог бы хорошо говорить по-арабски. Откуда мне было знать тогда, что о. Адриан должен будет стать моим духовным отцом на многие годы? Я остался там на месяц и благодарил Бога за этот чудесный дар – возможность побывать в этом древнем духовном центре мира под сенью горы Хорив, где пророк Моисей получил от Господа десять заповедей. По истечении месяца, монастырский автомобиль доставил меня обратно на израильскую железнодорожную станцию, чтобы забрать мои пожитки. Солдат очень беспокоился о том, что со мной произошло, ведь мы условились, что я отлучусь только на три дня. Когда я объяснил ему, что Синай понравился мне настолько, что я решил остаться там навсегда – он открыл рот от удивления. И он сказал: «Что ж, это, значит, я привёл вас на Синай?» «Ну, это зависит от того, как вы на это смотрите, - отвечал я, - потому что это Бог привёл меня на Синай». ИСТОРИЯ О ТЯЖЕСТИ ДВУХСОТ ДОЛЛАРОВ. Теперь я был на Синае, и после того, как прошло немного времени, меня начала сильно мучить совесть за двести долларов, полученные мною на возвращение в Австрию. Конечно, это были мои собственные деньги, я их не украл. Но кое-кто мог бы подумать, будто я намеренно обманул Миссию, выпрашивая их, что было неправдой. У меня были ужасные угрызения совести: ни днем, ни ночью я не имел покоя в душе. В страданиях своих я пошёл к моему духовному отцу и обсудил с ним эту проблему. Я вижу всё так, как будто это было вчера. В те дни он жил в маленькой келье с окном, выходящим во внутренний двор монастыря. Только утром солнце немножко освещало эту тёмную комнатку. О. Адриан с пытливым блеском глянул мне в глаза и спросил: «Можешь ты дать мне эти двести долларов?» «Да, конечно», - ответил я, вовсе не догадываясь о его намерении. Я сбегал в свою келью, схватил двести долларов и, запыхавшись от бега, вернулся к нему. «Вот эти двести долларов», - сказал я, кладя их в его руку. Я предполагал, что он отдаст деньги кому-нибудь нуждающемуся. Представьте! Как могу я забыть этот момент? Незабываемое зрелище! Солнечные лучи наискосок пронзали келью, усиливая впечатление от происходящего. О. Адриан взял эти двести долларов и разорвал их на множество крохотных клочков. Эти маленькие кусочки, падая на пол сквозь солнечные лучи, были похожи на снежные хлопья. «Мы одолеем беса, - сказал он, - и проклятье этих денег теперь потеряет силу». От неожиданности я ахнул, и невероятная сладость овладела моим сердцем. Тягостная забота сменилась удивительной лёгкостью и радостью. Я обнял о. Адриана, полный благодарности к нему за его мудрый поступок. Мне казалось, Бог исполнил на мне «Премудрость Сирахову»(?) Если собрать все мои счастливые воспоминания об о. Адриане, хватило бы на множество книг, но одна история, в частности, достойна того, чтобы быть рассказанной. Обычно в конце недели я поднимался к его пустыньке на горе. Это место носит имя св. Епистимии. Эта, фактически самая старая пустынь в мире, была основана в 250 г. н.э. Св. Епистимия была замужем за св. Галактионом, который построил мужской скит на вершине монастырской горы, в то время как св. Епистимия собрала вокруг себя множество дев. Однажды, ок. 250 года, египетские солдаты пришли на Синай и попытались схватить св. Галактиона, намереваясь сделать его мучеником. Монахи спрятались по пещерам в горах, а девственницы убежали в пустыню. Солдаты, однако, были заинтересованы только в том, чтобы доставить св. Галактиона в Александрию на мученичество. Св. Епистимия не покинула его и отправилась со св. Галактионом (своим бывшим мужем) разделить с ним страдания как жертва Господу нашему Иисусу Христу. Около 40 минут занимает подъём по маленькой тропинке и лестнице к пустыньке о. Адриана. Там был ещё крохотный садик, засаженный овощами и тремя грушевыми деревьями; а под скалой был маленький источник, называемый «Агиасма», т.е. «целебная вода» (ошибка о. Александра). Там же, в древней часовне, были две комнатки, окруженные высокой каменной стеной. ИСТОРИИ О ВЕРБЛЮДАХ В СИНАЙСКОЙ ПУСТЫНЕ. Как-то раз один бедуин шёл высоко в горах к саду из фруктовых деревьев. Чтобы защитить этот садик, он нёс с собой сколько-то колючей проволоки, которая должна была послужить к большей безопасности его. Узкая тропинка тянулась бесконечно долго, уходя к горам, где находятся многочисленные сады бедуинов на высоте где-то 2000 м над уровнем моря. Все бедуины живут летом в этих чудных садиках, где воздух всегда свежий и пронизан солнцем: место идеальное для летнего отдыха. Этот мой знакомый, мистер Али, как я уже сказал, хотел сделать защитную ограду из колючей проволоки вокруг своего сада. Моток проволоки оказался весьма коварным: в продолжении пути к горам, кожа верблюда протёрлась, и получилась серьёзная рана. По шкуре животного сочилась кровь. Так как тропинка была весьма крутой, то мар Али всё время смотрел вверх и не обращал внимания на верблюда. Верблюд шёл медленней, чем обычно, и не обращал внимания на верблюда. Верблюд шёл медленней, чем обычно, и бедуин сказал. «Давай-ка пойдём побыстрее». Верблюд должен был терпеть ужасную боль и, не выдержав страданий, укусил бедуина за ногу, желая отомстить за его жестокость. Одним сильным рывком он в момент напрочь оторвал ногу. Итак, бедуин оказался в затруднительном положении и бросил верблюда. Он громко вопил от боли. На его счастье тут как раз с горы спускались к деревне другие бедуины, и они бережно доставили его в монастырь, а монастырский «лэнд-ровер» отвёз его в Каир для экстренной помощи. Они достигли госпиталя через 9 часов. Я могу сообщить читателю, что этот человек ещё жив и до сего дня, и ходит с деревянной ногой. Вот так бывает, если мы немилосердны к верблюдам, потому что мощь этого животного такова, что может уничтожить человека. А верблюд никогда не забудет человека, причинившего ему столь сильную боль, даже до конца жизни. ------------ Однако, все животные от природы добры и очень чувствительны. Время от времени юный бедуин по имени Радуан приходил в монастырь; он брал в монастыре хлеб для своей семьи и соседей, который им милостиво предоставлял архиепископ. К несчастью Радуан сильно курил, и один монах, знавший медицину, предупреждал его, что его дыхательные пути уже сильно повреждены неумеренным курением; но он не прислушивался к советам. «Ведь это, - говорил он, - только маленькое удовольствие. Я не могу отказаться от него». Что касается этого бедуина, то он был, надо сказать, весьма добросердечным и любил своего верблюда как родного ребёнка, и животное отвечало тем же. Вобщем, казалось, что они не могут жить друг без друга, так что, где бедуин, там и верблюд. Похоже было, что им на роду написано жить вместе в полной гармонии до скончания века. Увы, мар Радуан заболел от курения, и дело дошло до рака. Когда было уже поздно, он стал просить помощи в монастыре, но было уже слишком поздно, и он, наконец, смирился со своим смертельным недугом. Когда он уже не мог ходить, он с великим трудом доползал до своего верблюда, так сильно они любили друг друга, и верблюд много-много раз целовал его в щёку и заглядывал печально ему в глаза: с его чувствительностью верблюд, конечно, догадывался о страданиях хозяина. Естественно, со дня, в который хозяин скончался, он уже не мог больше приходить и общаться со своим верблюдом. Верблюд понял, что он умер, и три дня с раннего утра проливал обильные слёзы, а на 4-й день, к сожалению, верблюд сошёл с ума. С тех пор уже никто не мог приближаться к нему; в своей невыносимой скорби, он лягал всякого, кто приближался к нему, так что на семейном совете в конце-концов решено было пристрелить сошедшее с ума животное, и, таким образом, получалось, что и в смерти они остались навеки неразлучными. Бедуины, которые рассказали мне эту историю, добавили: «Радуан взял своего верблюда с собой в Рай, и оба они счастливы вместе».* А я вспоминаю день, когда, покидая Синай, я пришёл в деревню последний раз и зашёл к семейству Фарангов, а также к их верблюду – его звали «Слава Божия», о котором у меня самые счастливые воспоминания, связанные с о всеми нашими совместными походами в течение 3-х лет, которые я был на Синае. Я был так тронут, когда увидел «Славу», когда он на прощание целовал мне руку. В тот раз он поцеловал мою руку дважды, в знак своей любви. У меня болело сердце. Я дал ему множество бисквитов в качестве утешения и отбыл навсегда. Но чувства к нему живут в моём сердце. | |
Просмотров: 526 | |