13:53 23 февраля — неделя о Страшном суде | |
23 февраля — неделя о Страшном судеВеликий пост, который в 2025 году начинается 3 марта, предваряется четырьмя подготовительными воскресеньями или, по-церковнославянски, Неделями. Их названия тесно связаны с темами евангельских отрывков, читаемых на воскресных богослужениях: это притчи, наполненные яркими образами и реалиями Древней Иудеи. Современникам Христа они были знакомы и понятны, однако для нас, людей иной эпохи, многое в притчах нуждается в разъяснении. Накануне Великого поста журнал «Фома» постарался как можно полнее раскрыть содержание евангельских притч. 1. Воскресное евангельское чтение
2. Что значит отделить овец от козлов?Овцы и козы до сих пор — основа скотоводства на Ближнем Востоке. Овцы издавна славятся кротостью, а козы, особенно самцы — козлы, имеют репутацию строптивых и агрессивных животных. Этой разницей «характеров» и объясняется необходимость отделять овец от коз. ![]() Днем эти животные пасутся вместе — на открытой местности они не представляют угрозы друг для друга. Однако на ночь их размещают по разным загонам: козы в закрытом пространстве начинают теснить овец и легко могут причинить им вред. Раздельное пребывание овец и коз также объясняется особой ценностью овечьей шерсти, которая повреждается во время конфликтов между животными. 2. Почему в рассказе так много внимания уделено добрым делам?Добрые дела, совершаемые по отношению к другим людям, — выражение и прямое следствие живой веры во Христа, давшего Своим последователям заповедь о любви друг ко другу. Для христиан мысль о том, что вера без дела мертва (Иак 2:26), что любовь преодолевает все границы и разделения, в том числе национальные, культурные и религиозные, вполне естественна и органична. На ней зиждется весь нравственный закон Церкви. Но для слушателей Спасителя Его слова звучали странно, непривычно и вызывали недоумение, поскольку противоречили ветхозаветным принципам в одном существенном аспекте. 3. В чем же состояла эта странность слов Спасителя?С одной стороны, Господь в качестве примера добрых дел, совершенных праведниками, приводит поступки (напоить, накормить, одеть, приютить), которые для Его слушателей были нормой. Ветхозаветная традиция призывала не проходить мимо нуждающихся. И как правило, эти нормы исполнялись. ![]() Однако в глазах древнего иудея милосердия были достойны лишь единоверцы и соплеменники. Добро в отношении язычников и отступников от истинной веры, которыми, например, считались самаряне, было не только необязательным, но и осуждалось. С такими людьми нельзя было даже общаться. Иисус же, говоря о добрых делах, не делает различий между теми, в отношении кого они совершаются, но говорит о всех народах (Мф 25:32). 4. Почему среди добрых поступков Господь называет посещение заключенных?В Древнем Израиле, как и во всем Древнем мире, тюрьмы были местами лишь временного содержания перед судом или наказанием. Обычно они располагались в подвалах общественных зданий, крепостей или храмов, и условия содержания там были крайне тяжелыми: темнота, сырость, ограниченное пространство, отсутствие гигиены, отвратительное питание. Государство не особенно заботилось о заключенных, и поэтому они чаще всего зависели от помощи родственников и друзей, которые были не у всех. Без поддержки других людей заключенные могли ослабнуть, заболеть и даже умереть. В самом же обществе к узникам относились презрительно, поэтому рассчитывать на помощь чужих незнакомых людей большинству арестантов не приходилось в принципе. 5. О чем говорят образы Страшного суда?В словах о Страшном суде Господь поднимает планку требований, предъявляемых к Своим последователям. Творимые ими добрые дела, вопреки нормам ветхозаветной праведности, должны распространяться на всех людей без исключения. ![]() Страшный суд. 18 в. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Также Христос говорит о том, что добро по определению «неудобно». Верующий человек может творить добро даже с риском для себя, и при этом возможный риск не должен быть для него препятствием или оправданием. В целом же образы Страшного суда очень красноречиво свидетельствуют о радикальном отличии новозаветной нравственности от ветхозаветной. В основе евангельской нравственности лежит не просто выполнение неких внешних установлений, а живая любовь к Богу и ближнему, плодами которой и являются добрые дела. https://foma.ru/23-fevralya-nedelya-o-strashnom-sude.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |