10:38 Беседы о литургии. Часть 3: Литургия оглашенных. | |
Слово Бога и человека. Беседы о литургии. Часть 3: Литургия оглашенных. От чтения Евангелия до Херувимской песни
Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных – т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения – это, конечно, слово. Слово Божие – то есть чтение Священного Писания, и слово священника – проповедь, толкующая услышанное Евангелие языком и смыслами, понятными молящимся в храме людям. Поэтому сразу после пения Трисвятого чтец и хор поют небольшие стихи из псалмов, назначенных на этот день церковного календаря (целиком эти псалмы пелись лишь в древности) - они называются прокИмны, и далее следует собственно чтение отрывка из деяний святых апостолов или апостольских посланий. Это и называется чтение Апостола. Так же называется и большая богослужебная книга, по которой это чтение совершается. Так как в подавляющем большинстве храмов этот отрывок будет прочитан (и не всегда внятно, увы) на церковно-славянском языке, то лучше заранее прочитать по-русски дома это место Писания, чтобы его смысл не ускользал от внимания. После чтения апостола хор торжественно поет "Аллилуия", а Диакон должен совершать каждение. Но кадить надо весь алтарь, хор, народ, чтеца, а пение довольно короткое. Поэтому в подавляющем большинстве храмов каждение начинается уже во время чтения Апостола. Смолкает "аллилуйя". Диакон выходит в предшествие свещеносцев на амвон, а священник тихо молится, чтобы чтение святого Евангелия, воссияв в наших сердцах, освятило и упорядочило не только наши мысли, но и наши поступки: Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред Тобой, да не нарушим приводящие к блаженству (=счастью) Твои заповеди, но все плотские влечения поправ, проведем духовную жизнь, о всём, что к угождению Тебе, думая и то же совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. После этого диакон просит священника благословить его на чтение, потому что в Церкви все должно совершаться не по своей воле, а с благословения: Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста (произносится имя Апостола). Священник, благословляя его рукой, говорит: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Диакон отвечает "аминь" и вновь призывает нас, выпрямившись, внимать премудрости Евангелия. Хор прославляет Бога и начинается чтение. Церковно-славянский язык Евангелия, в силу разных исторических причин, яснее, чем текст Апостола. Но всё равно могут помешать пониманию и дикция диакона, и паронимы - одинаково звучащие в русском и славянском языках слова, имеющие разное значение, и другие причины. Поэтому с текстом Евангелия дня лучше тоже познакомиться заранее. Благо, что существует множество интернет программ и приложений для смартфонов, где вся эта информация с переводом предлагается на каждый день года. После чтения хор снова славословит Бога. В древности сразу после чтения Евангелия епископ или священник произносил проповедь. Это осмысленная и полезная традиция, помогающая лучше понять евангельский текст, насыщенный иносказаниями и бытовыми подробностями двухтысячелетней давности. Опять же, взывает к толкованию не всегда ясный перевод и подчас разительно отличающийся от современного образ мышления апостолов. Сегодня многие священники переносят проповедь на время перед причащением народа - "запричастный стих", или на окончание богослужения, чтобы не "разрывать" единого молитвенного настроения и течения богослужения. У каждой из этих традиций есть свои плюсы и минусы, и все они уместны за богослужением. Однако изначальное место проповеди именно здесь - после чтения Евангелия. После проповеди диакон снова выходит на амвон и возглашает сугубую ектению, то есть усиленное моление. "Рцем вси ( =скажем все) от всея души и от всего помышления нашего": - Господи, помилуй! - отзывается хор. Далее диакон снова молится о нуждах каждого из нас, о церковных и светских властях, строителях и благотворителях храма, о почивших, о трудящихся в храме, о поющих и о других наших нуждах. Эта ектения перекликается с первой, читаемой в самом начале. Это неудивительно – в древности первая большая ектения были именно здесь, и лишь в начале второго тысячелетия переместилась в начало литургии оглашенных. В это время священник разворачивает лежащий на престоле плат с зашитыми в него мощами святых и изображением положения во гроб Христа Спасителя. Это плат называется антиминс - "вместо престола". Он подписывается епископом, особо складывается и хранится на престоле. Без него немыслимо совершение Божественной литургии. После священник молится: - Господи Боже наш, прими это усердное моление от Твоих рабов, и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя неистощимой милости. В воскресные дни поминовение умерших - в Церкви мы говорим - "усопших", т.е. уснувших, не полагается. Для этого есть особое субботнее богослужение. Но не во всех храмах есть возможность служить по субботам. Опять же после многих войн и катастроф резко возросло количество тех, о упокоении кого хотелось бы помолиться. Поэтому и в воскресные дни можно услышать в храме ектению и молитву об усопших: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ведь только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, имена, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Потом царские врата во многих храмах закрываются, а диакон на амвоне продолжает молитву об оглашенных (тех, кто готовится принять Святое Крещение), призывает их покинуть храм, потому что присутствовать при возношении Святых Даров могут лишь крещеные христиане. Затем молится и о нас - верных. Священник в это время тихо читает молитвы: Господи Боже наш, на высотах обитающий, и дольнее озирающий, Ты, во спасение рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду.... Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию, прося о наших грехах и о грехах неведения народа! Прими, Боже, моление наше, сделай, чтобы мы были достойны приносить Тебе моления и мольбы и жертвы бескровные за весь народ Твой, и дай нам, которых Ты поставил на это служение Тебе, способность силою Духа Твоего Святого, безукоризненно и без преткновения, с чистым свидетельством совести нашей, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы внимая нам, Ты был милостив к нам, по множеству Своей благости... Вновь и многократно мы припадаем к Тебе, и молим Тебя, благой и Человеколюбец, чтобы воззрев на это моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам неповинно и не в осуждение предстоять святому Твоему жертвеннику! Даруй же, Боже, и молящимся с нами возрастать в жизни, и вере, и разумении духовном. Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе и неповинно и не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств, и небесного Твоего Царства удостоиться... Последняя молитва заканчивается возгласом: Яко да под державою Твоею (так как силою Твоею) всегда храними (мы всегда охраняемы), Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Открываются царские врата, храм вновь наполняется ароматом ладана, а хор поет один из самых красивых и мистических церковных гимнов – Херувимскую песнь. https://foma.ru/slovo-boga-i-cheloveka-ot-chteniya-evangeliya-do-heruvimskoy-pesni.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |