16:50 Евангелие от Луки. Глава 1. Протоиерей Олег Стеняев. Новый Завет | |
Евангелие от Луки. Глава 1. Эпизод в Библии: Лк 1 Приблизительное описание лекции:
Евангелие от Луки – третья книга в новозаветном каноне. Она следует за Евангелием от Марка и перед Евангелием от Иоанна. Согласно церковной традиции, евангелист Лука являлся спутником и соработником апостола Павла. Предание устанавливает (на основании Писания), что он был врачом. Лука исцелял людей с помощью естественных средств и, конечно же, с помощью молитвы. Также Предание устанавливает (уже только Предание), что он был первым иконописцем. Евангелист Лука написал изображение Пресвятой Девы Марии, которое стало каноническим для разных христианских конфессий. Эти образы дошли до наших времен, по большей части в списках, когда последующие иконописцы делали с них копии. Почему, собственно говоря, мы имеем четыре Евангелия? Кажется, можно было бы ограничиться одним Евангелием. Это связано с тем, что в Законе Божьем сказано, что любое слово верно при устах двух-трех свидетелей. И действительно, даже в любом суде, когда устанавливается очевидность того или иного события, свидетельство одного человека считается недостаточным. И даже свидетельство двух человек иногда также не является весомым аргументом. В Писании же сказано: два или три свидетеля. Наличие четырех свидетелей – это как бы свидетельство сверх меры. Оно является более чем достаточным. Но если строго оценивать всех евангелистов на основании критерия «свидетельства», подлинными очевидцами событий, описанных в первых четырех книгах Нового Завета могут считаться только Матфей и Иоанн, которые были непосредственными учениками Иисуса Христа. Так, евангелист Марк был уже христианином второго поколения. Согласно Преданию, он был спутником апостола Петра. Лука же – христианин третьего поколения, соработник апостола Павла (который сам принадлежал ко второму христианскому поколению). Однако Предание устанавливает, что Евангелие от Марка – это записанные Марком проповеди апостола Петра, так как Марк, повторимся был спутником Кифы. А проповеди Святых апостолов – это и есть Евангелие, которое мы читаем. Они рассказывали о том, что видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. То есть они сами были очевидцами Слова. Давайте вспомним: когда Иуда повесился и было необходимо выбрать на его место другого человека, то ученики Иисуса (об этом рассказывается в самом начале Книги Деяний святых апостолов) избрали нового апостола. Основной критерий, на основании которого они сделали выбор – новоизбранный апостол должен быть являться свидетелем всех событий, начиная от Крещения Иоаннова и до Вознесения Христова. Свидетелями Вознесения, согласно Священному Писания, были около ста пятидесяти верующих христиан – мужчин и женщин, апостолов из числа Двенадцати и из числа Семидесяти. Среди них были совсем юные, даже дети, например, Марк. В самом Евангелии от Марка он назван юношей. Это тот самый юноша, который во время ареста Иисуса в Гефсимании, когда его схватили за одежду, вырвался и убежал нагим. И Святые отцы говорят: так как это событие описывает только Марк, скорее всего, он говорит о себе самом. Но со временем эти люди возмужали (кстати, Иоанн Богослов тоже был очень молодым человеком во дни земной жизни Христа). И в Новом Завете есть такое понятие: «свидетельство Иисусово». Что такое свидетельство Иисусово? Были люди, которые помнили жизнь Господа Иисуса Христа. И они имели в себе свидетельство Иисусово, чтобы рассказывать другим людям о Сыне Божьем, каким они Его застали, видели, запомнили. Причем не следует думать, что речь идет о каких-то частных свидетельствах, которые порой могут быть очень субъективными. Христос говорил Своим ученикам: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святаго, который научит и наставит вас на всякую правду и напомнит вам все Мои слова». Таким образом, Евангелия были написаны Святым Духом, который в День Пятидесятницы сошел на апостолов. Как о древних ветхозаветных пророках сказано в Библии: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1.21). Очевидно, что как евангелисты, так и другие авторы новозаветных книг, были движимы Святым Духом. Мы имеем множество толкований на Евангелие от Матфея, большое число истолкований на Евангелие от Иоанна, в меньшей степени – на Евангелие от Марка, а вот на Евангелие от Луки истолкований очень и очень мало. Традиция как бы немножко обходила вниманием этот текст. Однако, при этом мы все-таки имеем некоторые святоотеческие, церковные сборники, в которых давались истолкования на это Евангелие. (Друзья! Когда вы будете приходить на эти занятия, берите с собой текст. Текст должен быть перед глазами. Возможно, кто-то будет смотреть эти занятия по видео, или слушать в аудиозаписи. Всегда необходимо иметь текст перед глазами. Когда мы следим по тексту, то лучше воспринимаем материал, который нам преподносится, который нам предлагается.) Итак, толкования на Евангелие от Луки. Во-первых, мы имеем толкование Блаженного Феофилакта. А, как известно, Блаженный Феофилакт не был самостоятельным истолкователем. Он пользовался комментариями древних Святых отцов, объединял их. Затем, в Толковой православной Библии преемников Лопухина мы также имеем подробный текст комментария на Евангелие от Луки. Сейчас издательство «Герменевтики» готовит сборник святоотеческих комментариев на третье Евангелие. Я думаю, мы не успеем изучить весь текст Евангелия от Луки. Когда выйдет этот сборник, мы сможем со всяческим вниманием использовать и новый дополнительный материал. Одна из особенностей деятельности издательства «Герменевтики» заключается в том, что в рамках его работы, переводятся и выходят в свет комментарии, которые, в основном, еще никогда не появлялись на русском языке. При этом переводятся труды только тех Святых отцов и церковных авторов, которые жили до VIII века (то есть, речь идет об очень древних комментариях к Священному Писанию). Блаженный Феофилакт пишет: «Святой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской, в просвещенной греческой семье. Он был врачом. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе семидесяти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны». Мы знаем, что Павел неоднократно ходил в Иерусалим и встречался со знаменитейшими среди первых христиан учениками Иисуса Христа, и, согласно Преданию, с Девой Марией. Он собирал множество сведений о земной жизни Спасителя. И так как Лука был спутником и соработником Павла, то, в некотором смысле, его Евангелие – это сборник древнейших свидетельств о Христе, собранных самим «апостолом язычников», – первоверховным апостолом Павлом, который был христианином второго поколения; а Лука, хотя и уверовал во дни проповеди и общественного служения Спасителя, чаще воспринимается как христианин третьего поколения. Далее мы читаем у Блаженного Феофилакта: «Когда святого Павла оставили все сотрудники (во время гонений на Павла), апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (об этом рассказывается во Втором послании Тимофея, четвертая глава, десятый стих). После мученической кончины первоверховных апостолов (Петра и Павла; они погибли в Риме) святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земную жизнь». Далее Блаженный Феофилакт сообщает очень интересную для нас информацию: «Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука также написал иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла». И, действительно, как бы мы узнали, что у апостола Павла были залысины на голове, если бы кто-то из его современников не написал бы икону? Во всех последующих иконописных и живописных традициях христиане Западной и Восточной Церкви изображали Павла с залысинами на голове. Таким образом, евангелисты были людьми, которые живописали Христа и апостолов в своих текстах. Лука к тому же еще и писал святые иконы. Возможно, лишь на основании этих икон уже в поздние времена, более близкие к нам, некоторые Святые отцы описывали образ Девы Марии: каким был цвет ее волос, какой был цвет лица, какая продолговатость головы, какие были пальцы у Пресвятой Девы Марии. Они донесли все это до нас с иконографической достоверностью. Таким образом, мы видим, что есть несколько источников, из которых мы можем черпать наставления в вере: это записанные свидетельства – то, что мы относим к богодухновенным текстам Нового Завета, всевозможные предания, которые не вошли в канон и древнейшие изображения, сохранившиеся в списках (по мнению некоторых исследователей, они сохранились не только в списках, но и, в некоторых случаях, в подлинниках). Так Предание связывает, например, Владимирскую икону Божией Матери с иконописными трудами апостола и евангелиста Луки. Во время наших бесед мы будем пользоваться истолкованием Блаженного Феофилакта (эта книга доступна, ее легко приобрести), а также Толковой православной Библией преемников Лопухина (она тоже доступна: можно найти ее на просторах Интернета, или приобрести в книжном формате). Евангелие от Луки начинается словами: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1), как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:2), то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил (Лк. 1:3), чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Следует отметить, что лишь у Луки есть подобное предисловие к евангельскому повествованию, и обозначено имя адресата. Евангелие написано для некоего Феофила. Что означает имя «Феофил»? «Феос» – по-гречески Бог, «филия» – любовь. То есть Феофил – это «любящий Бога». Многие истолкователи считают, что какого-то «персонального» Феофила никогда не существовало. Евангелие от Луки имеет своим адресатом всех, кто любит Господа Иисуса Христа. В этом смысле, каждый из нас – Феофил («любящий Бога»). Здесь может возникнуть вопрос: а как мы можем любить Того, кого мы не видели, свидетелями жизни которого мы не являлись? Давайте вспомним о том, что в Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29)». И тем более блаженнее те, которые возлюбили Господа, хотя во дни своей земной жизни они не видели Его очами, не слышали Его ушами, не осязали Его руками. Но мы познаем Бога невидимого, во-первых, через рассматривание видимых творений. Это мир природы, как пишет апостол Павел в Послании к римлянам. И мир природы – также книга о Боге. Люди постигают невидимого Бога через рассматривание Его видимых творений. Мы постигаем Господа через Слово Божие – книги Ветхого и Нового Завета, через святую Библию. Это великое откровение Бога о Самом Себе, записанное пророками и апостолами. Однако, величайшее Откровение Бога о Самом Себе – в воплощенном Слове Божием, Господе Иисусе Христе. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Мы постигаем Христа в церковных Таинствах, начиная с Таинства Крещения. Помните, во время Крещения, когда верующего человека погружают в воду, произносятся слова: «Елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся». Мы обретаем единство со Христом Спасителем в Таинстве Святой Евхаристии, когда мы причащаемся Его истинного Тела и Его истинной Крови. Поэтому, мы не можем сказать, что в нашей жизни не было личной встречи со Христом. Конечно, она была, иначе бы мы не называли себя христианами, то есть Христовыми. Итак, евангелист Лука пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» (Лк. 1:1). Многие. Однако, на тот момент было написано лишь Евангелие от Матфея. Возможно, Лука видел начальные записи Евангелия от Марка. Но это явно не «многие». Евангелия от Иоанна во дни Луки еще не существовало. Иоанн Богослов – последний автор книг Нового Завета. Но кого же имеет ввиду евангелист Лукаа, когда пишет, что «многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях»? Блаженный Феофилакт объясняет, что в то время были еретики, которые писали свои подложные Евангелия. Однако, мы не можем объяснять слова из Лк 1:1 лишь наличием апокрифических текстов, потому что евангелист пишет: «Многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». Знать о совершенно известном среди первых христиан означает, как минимум, принадлежать к ним самим. И, действительно, существовали Евангелия, которые признавались Святыми отцами как вполне авторитетные, но неканонические тексты. Это свидетельства о Христе, которые подписывались «Евангелие Никодима», или как-то иначе. Далеко не в каждом случае Церковь объявляла, что эти книги еретические. Просто, некоторые авторы писали о Христе без вдохновения от Духа Святаго. Аналогичным образом, о Христе проповедует вся Вселенная, однако мы отдаем предпочтение проповеди Святых отцов. И, казалось бы, все говорят об одном, но по-разному: кто-то говорит в духе и истине, а кто-то говорит от себя. Наша задача, при изучении любого текста Нового Завета, – иметь сопровождением святоотеческое понимание этого текста. Итак, адресатом Евангелия от Луки является всякий, любящий Бога. И далее евангелист Лука пишет: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета» (Лк.1:5). Именно в Евангелии от Луки мы находим подробности, которых не находим, например, в Евангелии от Матфея. Следовательно, можно предположить, что эта информация исходила от ближайшего окружения Господа Иисуса Христа. Далее Лука объясняет, что, вернее, кто является источником этой информации. Он пишет о Деве Марии, что она слагала в своем сердце все описываемые события. Поэтому Евангелие детства Иисуса Христа – это то, что исходит из сердца Пресвятой Богородицы. Она сохраняла в Своей душе память о евангельских событиях, и передала эти воспоминания апостолу Матфею, который описывает Рождество Христово, и апостолу Луке, или Павлу, который затем передал Луке, что следует записать. «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета». Это родители Иоанна Крестителя. (И мы имеем счастье сегодня находиться в храме в честь Рождества Иоанна Крестителя.) Почему евангелисты подчеркивают, что Рождество Христово происходит во дни царя Ирода? Почему важно было сделать на этом акцент? Потому что в Библии, в Книге Бытия (это одна из древнейших книг Ветхого Завета) пророчество о том, что Христос придет в этот мир тогда, когда царская власть отойдет от дома Иуды. Умирающий патриарх Иаков дает пророчество о том, что Мессия, Христос явится в этот мир, когда скипетр, символ царской власти, будет отнят от дома Иуды, и законодатель умолкнет. И именно во дни Ирода на престоле Иудее воцарился нееврей (это сам Ирод, который был по своему происхождению идуменянином). В этот период у евреев была отнята и законодательная власть, вследствие того, что Иудея находилась под римской оккупацией. Так что, хотя Синедрион и вынес Иисусу Христу смертный приговор, его должен был утвердить римский наместник, прокуратор Понтий Пилат. Таким образом, евреи фактически не имели никакой власти на собственной земле. Давайте посмотрим этот текст. Умирающий Иаков призывает сыновей и дает пророчество (это Книга Бытия, 49 глава, 10 стих): «Не отойдет скипетр от Иуды (Иуда – это царственный дом, царь Давид был из дома Иуды) и законодатель от чресл его (то есть законодательная власть), доколе не придет Примиритель (то есть Мессия, Христос), и Ему покорность народов (через проповедь Евангелия не только еврейский народ обратится ко Христу, но и многие другие, в итоге евреи обратились ко Христу в меньшей степени, нежели другие народы). | |
|
Всего комментариев: 0 | |