20:20 Евангелие от Марка. Глава 1. Протоиерей Олег Стеняев. Библия | |
Евангелие от Марка. Глава 1.Представляем вам новый цикл лекции Протоиерея Олега Стеняева - толкование Евангелия от Марка.
❗Друзья, просим обратить внимание что комментарий даётся по тексту Острожской Библии 1581 года. Евангелие от Марка (др.-греч. Ευαγγέλιον κατά Μάρκον, лат. Evangelium secundum Marcum) — вторая книга Нового Завета и второе из четырёх канонических Евангелий. Самое короткое из четырёх Евангелий. В Новом Завете следует после Евангелия от Матфея и перед Евангелиями от Луки и Иоанна. В 1-й лекции цикла касаемся следующих тем: Об отличиях славянского текста Острожской Библии от русского текста. О слове "Зачало" и слове "Евангелие". Предыстория слова "Евангелие". О пророчествах Ветхозаветных пророков. Пророчество об Иоанне Крестителе. О проповедях в пустыне Иоанна Крестителя. Об обряде крещения Иоанна Крестителя. Что говорит Иоанн Креститель о Иисусе Христе? О Крещении Духом Святым. О Крещении Иисуса Христа. О Евангелисте Марке. Что представляет из себя Евангелие от Марка? О причинах, по которым крестился Иисус Христос. Об обряде Крещения сегодня. О важности Крещения полным погружением. Об искушениях сатаной Сына Божьего. О причинах, по которым Господь разрешил Себя искушать. О начале проповеди Иисуса Христа. С чем связано время начала? О призвании первых учеников и апостолов. О событиях в синагоге на субботнем сонмище. О беседе Иисуса с человеком, одержимом бесами. Почему Господь запретил бесами называть его Святым Богом? Об исцелении тещи Симона Петра. Почему Господь запрещает говорить бесам, Кто Он. Почему Христос уходит в пустынные места для молитвы? К кому обращается Христос во время молитвы? Об исцелении прокаженного. Что означала Библейская проказа? Сегодня на Библейском портале «Экзегет» мы приступаем к изучению Евангелия от Марка по церковнославянскому списку Острожской Библии 1581 года. Комментарии на русский текст этого Евангелия у нас есть. Однако славянский текст существенно отличается от русского. Не будем забывать, что русский Синодальный текст Библии предназначался для благочестивого домашнего чтения. Сакральным же текстом нашей Церкви является именно церковнославянский, который восходит к кирилло-мефодиевской традиции. Читаем 1-ю главу Евангелия от Марка. «Зачало евангелиа Иисус Христова Сына Божия, яко же есть писано в пророцех» (1:1). Слово «зачало» означает начало, а «евангелие» переводится с греческого как радостная или благая весть. Все мы помним, что когда в древности греки одержали победу при Марафоне над персами, один из греческих воинов бегом отправился сообщить эту радостную весть (т. е. «евангелие») в Афины, но сделав это, будучи нетренированным, он скончался. Слово «евангелие» имеет свою предысторию. Зачало Евангелия Иисуса Христова – это не просто повествование, где речь идет о какой-то радостной вести. В данном случае говорится о той радости, которую мы получаем в Иисусе Христе. «Зачало евангелиа Иисус Христова Сына Божия, якоже есть писано в пророцех» (1:1), – здесь евангелист Марк отсылает нас к писаниям пророков, которые предсказывали о Христе. Далее приводится очень интересная цитата из Ветхого Завета. Следует отметить, что, проповедуя, ветхозаветные пророки, главным образом, пророчествовали о Христе или касались тех обстоятельств жизни народа Божия, которые приходились на период их служения. Однако, есть один пророк, о приходе которого существует ветхозаветное свидетельство. Марк воспроизводит его в первой главе Евангелия. Это пророчество об Иоанне Крестителе, который является Предтечей Христа. «Якоже есть писано во пророцех (у пророков): се аз посылаю ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творити стези Его»(1:2-3). – Вот «пророчество о пророке». Это уникальный случай. Нигде более в библейском тексте ни один пророк не свидетельствует о приходе другого. Иоанн Креститель – это истинный Предтеча – тот, кто идет пред Христом. Он рождается за три месяца до Христа, начинает свое служение и погибает раньше Его, он прежде Спасителя сходит во ад и там начинает проповедь о том, что в преисподнюю придет Сам Спаситель и облистает ад сиянием Божества. Во всех этих случаях Креститель действует как Предтеча Господа. Далее мы читаем описание Иоанна и его служения. «Бысть Иоанн крестяй в путыни и проповедуяй крещение покаяния во отпущение грехов. И исхождаше к нему вся Иудейская страна и иерусалимляне (жители Иерусалима) и крещахуся вси во Иордане, реце от него исповедующе грехи своя» (1:4-5). Из текста неочевидно, почему Иоанн проповедует в пустыне? Казалось бы, гораздо лучшее место для проповеди – город, или село. Для чего он уходит в пустыню? Есть несколько причин. Одна из них – Креститель должен был напомнить евреям их предысторию. Само рождение еврейского народа происходит в пустыне. После исхода из Египта, в течение сорока лет, Моисей водит израильтян по пустыне, где они слышат великие пророчества Божии. Голос Бога Отца звучал с Синайской горы, когда Израилю были дарованы заповеди Торы. Задача Иоанна Крестителя заключалась в том, чтобы, как бы, обновить обеты этих людей. При Синайской горе они сказали: «Мы исполним и выслушаем». Это неожиданная конструкция предложения. Обычно говорят наоборот. Но, в данном случае, еврейский народ проявил, прежде всего, покорность Богу: «исполним», а затем «выслушаем». Иоанн Креститель проповедует у Иордана, в Иудейской пустыне, как бы напоминая о тех временах, когда народ странствовал в этих песках. Была и другая причина, по которой Иоанн Креститель проповедовал в пустыне. Он должен был показать приходящим к нему иудеям их внутреннюю пустоту. Да, Бог очень много дал еврейскому народу. Можно сказать, что Господь превознес их над всем миром. Однако, они не сохранили твердость исповедания. Еще древние пророки обличали евреев как народ жестоковыйный, упрямый, горделивый. Совершая крещение в пустыне на Иордане, Иоанн как бы говорит этим людям – вы оказались духовно пустыми. А что такое крещение, о котором мы прочитали? «И исхождаше к нему вся Иудейская страна и иерусалимляне и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя». (1:5). То, что совершает Иоанн Креститель на Иордане, не является крещением в современном христианском смысле этого слова. Этот обряд называется омовением. Он очень подробно описывается в Книге Левит – книге святости, в которой рассказывается о том, что чисто и что нечисто в глазах Бога. Это такой, как бы, жреческий кодекс. Обычно, совершая омовение, люди полностью погружались в воду (по-еврейски – «микве»). Иудеи приступали к этому обряду в случае осквернения. Если еврей возвращался в Святую землю после долгих лет жизни на чужбине, среди язычников, он также совершал омовение. Удивительным в евангельском описании является тот факт, что Иоанн крестит жителей Иерусалима. Марк делает на этом акцент. Другие евангелисты говорят, что Предтеча «погружал» в воды Иордана приходящих из Десятиградия, Иерусалима и других мест; Марк же ставит во главу угла именно Иерусалим, показывая тем самым, что, несмотря на проживание в Святом городе и в Святой земле, эти люди были осквернены. «И крещахуся вси в Иордане реце от него исповедающе грехи своя». -Дальше описание Иоанна: «Бе жи Иоанн, - то есть, был же Иоанн, - обалчен (одет) власы велблужди (одежда из шкур верблюдов) и пояс усмен о чреслех его (препоясан был кожаным поясом) и ядый (ел) акриды и мед дивий (дикий)». (1:5-6). Здесь Иоанн напоминает нам другого Божиего пророка – Илию, о котором рассказывается в Книгах Царств. И Христос позже скажет об Иоанне Крестителе: «если хотите, он и есть Илия»; то есть Иоанн Креститель пришел в духе пророка Илии, но не в том смысле, что он является реинкарнацией Илии. Сам Илия не умирал – он был живым взят на Неб. Пророк вернется на землю во дни антихриста и будет убит. Но, как после вознесения Илии, дух Илии почил на Елисее – его ученике, так теперь этот же дух воспринял Иоанн Креститель. «И проповедаше, глаголя: гредет креплий мене вслед мене» (1:7), – проповедь Иоанна Крестителя о том, что за ним идет Тот, Кто сильнее его. «Ему же несть достоин: преклонься разрешите ремень сапог его» (1:7) – он говорит, что недостоин даже ремень обуви Его развязать. «Аз убо(я) крестих вы водою Той же (то ест Христос, который грядет) крестит вы Духом Святым» (1:8). Этими словами Иоанн Креститель показывает, что Тот Кто идет за ним – могущественнее его. Иоанн крестит в воде; а «Той же крестит вы Духом Святым». Как Иисус Христос крестит нас Духом Святым? Спаситель искупил нас Своей драгоценной Кровью, вознесся на небеса и умолил Бога Отца, чтобы Тот послал Духа Святого. Заслугами Христа и через Него мы получаем благодать Святого Духа, на что и указывает в этом стихе Иоанн. «Аз убо крестих вы в воде, Той же крестит вы Духом Святым. И бысть в онех днех, прииде Иисус от Назарета Галилейского и крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды виде разводящася небеса и Дух яко голубь, всходящ нань. И Глас бысь с Небесе: Ты еси Сын мой возлюбленный о Нем же благоволих» (1:8-11), – здесь описывается крещение Иисуса Христа. По церковному преданию, евангелист Марк был соработником первоверховного апостола Петра. На самом деле, Евангелие, которое мы с Вами читаем– это проповеди апостола Петра, которые записывал Марк. Хотя Марк – христианин второго поколения, его Евангелие – это, по сути, Евангелие Петра. Лаконичный стиль Евангелия от Марка показывает, что это благовестие предназначалось для римлян. Мы знаем апостола Петра как основателя Римской церкви. Он был первым Папой римским. Петр также основал и Антиохийскую кафедру, став и там папой – то есть подлинным отцом. При чтении этого отрывка возникает очень серьезный вопрос. Для чего Христу нужно было креститься? Разве в Его крещении существовала какая-либо необходимость? Отвечая на этот вопрос, Амвросий Медиоланский в своем комментарии на Евангелие от Луки писал: «Господь крестился не ради очищения Себя, но чтобы очистить воды, дабы они, будучи очищены Плотью, не знавшей греха, Плотью Христа, обрели способность крестить». Иными словами, Христос крестился «нас ради человек и нашего ради спасения». Это означает, что, когда нас погружают в купель нас омывают те же самые воды Иордана, которых касалась безгрешная Плоть Христа. Она же и освятила воды крещения. Подобное пишет и Златоуст: «Что Он (Христос) пожелал оставить освященные воды тем, которые имели креститься после Него». Когда Сын Божий входит в воды Иордана, Он освящает каждую купель, в которой будет совершаться крещение, каждый водоем, реку, озеро, где будет совершаться это таинство. Это – первая причина, по которой Христос совершил омовение в реке Иордан. О второй причине, в частности, говорит святитель Иоанн Златоуст: «Хотя Христос не был грешником, тем не менее, Он принял греховную природу и подобие плоти греховной, поэтому, хотя, Сам Он не нуждался в крещении ради Себя, однако в нем (крещении) нуждалась чувственная природа других», – Он соделал эту воду способной очищать! Григорий Назианзин (Богослов) говорит, что «Христос крестился, дабы полностью погрузить в воду ветхого Адама», как сказано у апостола Павла: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22). Вот почему очень важно крестить полным погружением – потому что погребением считается полное закапывание (погружение, зарытие) в землю тела. Была третья причина, почему Христос погрузился в воды Иордана. Он пожелал креститься, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление: «Он пожелал сделать то, что предписал делать всем, и именно это Он имел ввиду, когда говорит: “так надлежит нам исполнить всякую правду”». Амвросий Медиоланский пишет: «”Исполнить правду”», – значит сначала самому делать то, что ты желаешь делать другим, тем самым побуждая их собственным примером». Итак, как мы видим в Евангелии от Матфея, когда Иисус приходит креститься, Иоанн удерживает Его и говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14). Мы видим, что существует несколько важных причин, по которым Христос принял крещение. Все это «нас ради человек, и нашего ради спасения». «И абие (тотчас после крещения) Дух изведе его в пустыню. И бе ту в пустыни дний четыредесять искушаем сатаною и бе со зверьми: и ангели служаху ему» (1:12-13). Сначала обратим внимание на то, что после крещения Сын Божий был искушаем сатаною. Возникает вопрос: «Чему это может нас научить?» Почему Сын Божий подвергается искушению от диавола сразу после крещения? Во-первых, Господь хотел дать нам силу против искушений. Святитель Григорий Великий в своей проповеди говорит: «Нашему Избавителю, пришедшему для того, чтобы быть подвергнутым смерти, приличествовало также, пожелать и быть подвергнутым искушению, дабы подобно тому, как своею смертью Он преодолел нашу смерть; точно также Своим искушением победит наши искушения». Когда мы окажемся в духовной пустыне, и дьявол начнет нас искушать, Христос даст нам силу противостоять любому соблазну. Оказывается, для этого Он претерпел искушения. По словам апостола Павла, великое преимущество в том, что Христос был искушен во всем, кроме греха. А в чем же это преимущество? Дабы, быв «искушен», Он мог бы и искушаемым помочь. Что имеется ввиду? Он знает, что такое искушение. Он пережил это состояние в пустыне, в течение сорокадневного поста, без еды и питья. Есть и другая причина – предупредить нас: никакой человек, даже святой, не может быть защищен от искушений и соблазнов. Если Сам Сын Божий подвергался искушениям со стороны дьявола, то не удивительно, что мы тоже терпим нечто подобное. Иларий Пиктавийский пишет: «Дьявол со своими искушениями нападает в первую очередь на освященных, – Мы знаем, что священники всегда подвергаются большим искушениям, чем обычные люди. – Поскольку больше всего дьявол желает одолеть святых; по этой причине читаем: “Сын мой, если ты преступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению”». Здесь Иларий Пиктавийский приводит цитату из Книги Иисуса, сына Сирахова (2:1). Была третья причина, почему Христос попустил дьяволу искушать Себя – чтобы подать пример и научить нас, как преодолевать искушения дьявола. Блаженный Августин пишет, что «Христос позволил искушать Себя дьяволу, чтобы, превзойдя искушения, быть посредником не только Своим содействием, но и Своим примером». А какой пример нам показал Христос в преодолении искушения? Дьявол искушает Его цитатами из Библии, и Христос отвечает по Писанию. Дьявол говорит: «сказано о Тебе», а Христос отвечает: «написано». Таким образом, мы имеем вернейшее пророческое слово – Библию, и это есть меч обоюдоострый, который помогает нам преодолевать искушения. Была четвертая причина, по которой Христос принял на Себя искушение от дьявола. Чтобы дать нам уверенность в Своем милосердии и сострадании. Апостол Павел в Послании к Евреям пишет: «Мы имеем не Такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (4:15). Поэтому все, что делает Христос, что Он попускает делать с Самим Собой – все это «нас ради человек, и нашего ради спасения». Далее говорится, что после того, как дьявол отошел, «ангели служаху ему» – ангелы Божии приступили к Иисусу и служили Ему. «По предании же Иоаннове», – то есть после того, как Иоанн Креститель был заключен в темницу; « прииде Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия, и глаголя, яко исполнися время и приближися Царствие Божие: покайтеся и веруйте в Евангелие». (1:14-15). Здесь возникает резонный вопрос: почему Христос начинает свою проповедь только после того, как Иоанн Креститель взят под стражу? Этим Христос обнаруживает неспособность Ветхого Завета преодолеть проблему греха. Пленение Иоанна Крестителя – это образ пленения ветхозаветного человечества страстями, похотями. Заключение его в темницу символизирует неспособность ветхозаветных людей без действия благодати Божьей одержать победу над силами зла. И когда сень закона отступает, является проповедь благодати – Христос начинает проповедовать о том, что Царствие Божие приблизилось: «Яко исполнися время и приближися Царствие Божие, покайтеся и веруйте в Евангелие» (1:15). И далее. «Ходя же в при мори Галилейстем, виде Симона и Андреа, брата того Симона вметающа мрежи (забрасывающих сеть) в море: беста бо рыбаре (они были рыбаки). И рече им Иисус: «приидита вслед мене, и сотворю вас быти ловца человеком, И абие (тотчас) оставльши мрежи своя (сети свои) по нем идоста». (1:16-18). Эти два человека – Андрей Первозванный и Симон (Петр). «Пришед мало оттуду узри Иакова зеведеова и Иоанна, брата его, и та в корабли строяща мрежа: (они чинили сети) и абие (тотчас) воззва я. (позвал их за Собой) И оставша отца своего зеведея в корабли с наемники по нем идоста. И внедоша в капернаум: и абие субботы вшед в сонмище, (субботнее собрание верующих для молитвы) учаше. (Он сразу начинает учить в синагоге) И дивляхуся о учении его: бе бо учя их яко власть имый, и не яко книжницы» (1:19-22). Все удивлялись тому, что Он говорил не так, как книжники и фарисеи. Христос говорил со Славой и Силой Божией. «И дивляхуся о учении Его бе бо уча их яко власть Имый, а не яко книжницы» (1:22), – то есть Он говорил со властью. «И бе в сонмище их человек в дуси нечисти»(1:23), - в этой синагоге оказался человек бесноватый; «И воззва глаголя (он начинает кричать) остави, что нам и Тебе Иисусе Назарянине пришел еси погубити нас: вем Тя кто еси Святый Боже» (1:24), – здесь мы видим как бесы в этом человеке кричат: «Оставь нас, мы знаем кто Ты, Святый Боже». «И запрети ему Иисус, глаголя: “умолчи”» (1:25). Почему Христос говорит ему: «умолчи»? Казалось бы, бесы говорят правильные слова: «Ты Сын Божий, еси Святый Боже»? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, утверждают, что Христос не хотел принимать даже правильное свидетельство о Себе от бесов. Он желал, чтобы оно звучало или из Писания, или от Его Божественных учеников. Христос говорит: «умолчи и изыди из него (бесам), и сотрясе его дух нечистый, и возопи гласом великом и изыди из него. И ужасошася вси якоже стязатися им к себе, глаголющем: что есть се?» (1:24-27), – то есть все ужаснулись, не только увидев это чудо, но пораженные силой Его слов! «Яко по области и духовим нечистим велит и послушают Его» (1:26), – Он имеет власть и духам нечистым повелевать, и те слушаются Его со страхом. «И изыде слух Его (молва о Нем разнеслась) абие (тотчас) во всю страну Галилейскую. И абие (тотчас) из сонмища исходящее приидоша к дому Симонов и Андреев с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова…» (1:28-30), – имеется ввиду теща Петра. Симон был женат. «Теща же Симонова лежаща огнем жегома» (1-30), – в горячке; «и абие(тотчас) глаголашу Ему о ней и приступль воздвижи ю (поднял, исцелил ее) ем за руку ия (взяв ее за руку) и остави ю огнь абие» (1:31), – тотчас горячка оставила ее. «и служаша им», – она не просто исцелилась, а сразу же «стала служить им»; «Позде же бышу егда захождаша солнце приношаху к нему вся недужныя и бесная и бе ве се град собрася к дверем и исцели многи зле страждущия различными недуги» (1:32). К вечеру многие принесли своих больных к Иисусу. «И бесы многие изгна и не оставляше глаголати бесы, яко ведеху Его Христа Суща»(1:34), – то есть Господь изгнал этих бесов, и не разрешил говорить им о Себе, не принимая свидетельства от этих лукавых духов. «И утро нощи сущи зело (на следующий день) восстав изыде, и иде в пусто место и ту молитву дейше» (1:35). Почему Христос уходит в пустынные места для молитвы? Этим Он научает нас обращаться к Богу в уединении. Кто-то спросит: «А к кому Он обращался в молитве?» Иисус Христос не только истинный Бог, но и истинный человек, и в Своем истинном человечестве Он показывает нам подлинную человеческую жизнь. Если кто-то спросит: «А будучи не только человеком, но и Богом, когда Он, Иисус-человек молится, то обращается к Самому Себе?» Да, можно так сказать. Но, обращаясь к Божеству Собственному, как человек, Он обращается и к Богу Отцу, и к Богу Духу Святому. Ибо все, что имеет Сын, имеет Отец и имеет Дух Святой. «И гнаша его Симон и еже с ним (находит его в этом уединенном месте Симон) и обретши (найдя) его, глаголаша ему: яко вси тебе ищут и глагола им: идем в ближнее веси (села) и грады да и ту проповедуем (и здесь будем проповедовать) на се бо изыдох» (1:36-38), – Христос говорит, что для того и пришел, чтобы проповедовать в градах и весях. «И бе проповедуя на сонмищах их (в их собраниях) во всей Галилеи и бесы изгоня» (1:39), – то есть Он проповедовал не только словом, но и силой чудотворения. «И прииде к нему прокажен (прокаженные), моля его, и на колену припадая пред ним, и глагола ему: яко аше хошаше можеше мя очистити» (1:40), – этот прокаженный проявляет великое смирение; он не говорит «очисть меня», а говорит иначе: «яко аше хошаше можеше мя очистити», – то есть, «если хочешь, можешь меня очистить». Почему он так говорит? Он знает, за какие преступления, грехи получил этот недуг – проказу. По-еврейски проказа («мацора») – это не та проказа (лепра), которую мы знаем. В понимании древних экзегетов, проказа в библейском смысле означает духовное заболевание. Она давалась людям за осуждение других. Помните, когда Аарон и Мариам покрылись проказой, они осуждали своего брата Моисея. И во всех других случаях «мацора» описывается как некий духовный недуг. Этот прокаженный спрашивает: «яко аше хошаше можеше мя очистити». Хочет ли Господь очистить нас? Весь мир, в котором мы живем – это огромный прокаженный! Как у пророрка Исаии сказано: «От темени головы до подошвы ног нету здорового места! Раны, язвы неочищенные, необвязанные, несмягченные елеем – во что вас бить еще!?» (Ис. 1:6). Этот прокаженный мир стоит перед Христом. Хочет ли Он Очистить его? Хочет ли Христос очистить нас? Мы читаем: «Иисус же милосердовав, простер руку косну его (прикоснулся рукой) и глагола ему: хощу очистися» (1:41). Кто говорит «хощу очистися»? Тот, Который сказал: «Да будет свет». «И стал свет». Тот, Кто сказал: «Да бысть твердь». «И бысть твердь»! Он говорит: «хощу очистися», и апостол Павел пишет: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Сол. 4:3). « И рекшу ему (сказав это) абие отиде от него прокажение (он стал чист) и чист бысть. И запрещ ему (запретил ему рассказывать) и абие изгна его (отправил от Себя): и глагола ему: блюди, никому же ничесоше рцы (никому не говори об этом): но шед покажися иерееви (священникам покажись) и принеси за очищение твое яже повеле Моисей во свидетельство им. Он же изшед начать проповедати много и проносите слово якоже ктому не можте ему яве во град внити» (1:42-45), – этот прокаженный пошел и начал рассказывать всем о произошедшем. Так, многие услышали о том, что Иисус не мог спокойно проходить через эти города и села – все выходили к Нему навстречу. «Но вне в пустех местех бде» (1:45), – то есть Христос вынужден был удаляться в пустынные места. «И прихождаху к Нему отвсюду» (1-45), – но и в эти пустынные места приходили люди, чтобы получать исцеление от Христа – душевное и телесное. Сегодня мы окончили изучение древнеславянского текста первой главы Евангелия от Марка. Я думаю, что вы с трепетом воспринимаете эти живые глаголы древнеславянской речи, а моя задача – сделать этот текст актуальным, понятным и доступным для всех нас. В следующий раз, если будем живы, и Господь позволит, мы будем изучать уже вторую главу Евангелия от Марка. https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-marka-glava-1-oleg-stenaev-protoierej/?&book=56 | |
|
Всего комментариев: 0 | |