20:20 Евангелие от Марка. Глава 2. Протоиерей Олег Стеняев. Библия | |
Евангелие от Марка. Глава 2. Эпизод в Библии: Мк 2 На Библейском портале Экзегет мы продолжаем изучение Евангелия от Марка по церковнославянскому тексту Острожской Библии 1581 года. Сегодня мы будем изучать вторую главу.
«Вниди паки (опять) в Капернаум по днехъ и слышано бысть, яко в дому есть. И абие (тотчас) собрашася мнози, якоже к тому не вмещатися ни при дверех и глаголаша им слово» (Мк. 2:1-2). – В доме, где находился Иисус собралось столько людей, что уже нельзя было войти в это помещение. «И придоша къ нему носяще расслаблено [жилами] носима четырьми: и не могущим приближитися» (Мк. 2:3-4), – то есть, пришли четыре человека, которые несли на постели своего расслабленного друга, который не мог приблизиться к Иисусу сам по причине немощи. «И не могущим приближитися к нему народа ради (из-за толпы) откры же покров (разобрав плоскую крышу) идеже пе прокопавше (разобрав все, что было на крыше) свесиша одр (на постели спустили этого больного) на нем же расслабленный лежаща. Виде же Иисус веру их глагола расслабленному: чадо отпущаютися греси твои» (Мк. 2:4-5). Похоже, что Господь не видит веру в самом этом расслабленном, но видит веру и усердие в его друзьях, поэтому здесь сказано: «видевши Иисус веру их» (Мк. 2:5), – самих друзей. Дай Бог нам иметь таких друзей, которые приносили бы нас на руках, воздетых в молитве, ко Господу пред Престолом Славы Божией, ходатайствуя и заступаясь за нас. Христос говорит: «…отпущаютися греси твои. Беху же нецыи от книжникъ (то есть здесь были книжники) ту седяще и помышляюще в сердцах своихъ (они в сердцах своих думали): что сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехы, токмо един Бог?» (Мк. 2:5-7). – Они это помышляли в своих сердцах. Но, Иисус Христос, будучи Богом, видит их их сердечные помышления. В Библии прямо сказано, что о том, «еже бе в человеке, никто не весть, кроме самого человека и Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Если бы Христос не был бы Богом, Он не проник бы в их сердечные намерения. Но Спаситель делает это. Мы читаем: «И абие разумев Иисусъ духом своим, (Духом Божиим, как Бог), яко тако тии помышляют в себе, рече им: что сия помышляете в серцых ваших? что есть удобее рещи разслабленному: отпущаютися греси? (то есть, что легче сказать расслабленному: отпускаются тебе грехи) или рещи: востани и возми одр твой, и ходи? но да увести, (узнайте) яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи: глагола разслабленному: тебе глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди в дом твой (Христос действует силой Собственного Ипостасного Божества). И восста абие, и взем одр, (тотчас исцеляется этот человек) изыде пред всеми: яко дивитися вси и славити Бога, глаголющем, яко николиже тако видехом» (Мк. 2:8-12), – то есть все люди говорят, что не видели ничего подобного. Христос именно «абие» – тотчас – исцеляет его! Это слово «абие» (тотчас) встречается несколько раз в Евангелии: Абие - расслабленный вста, взя постель, и иде в дом свой; Абие - имевший суху руку простре ее; Абие - слепый прозре. Абие – тотчас происходит избавление (исцеление) от Бога. Однако, если мы ищем избавление от своих проблем не в Боге, а в чем-то еще – проблемы будут продолжаться; а если мы ищем настоящего разрешения проблем, то это может произойти абие, то есть тотчас же. Далее мы читаем: «И изыде паки (вновь) къ морю: и весь народъ идяше къ нему, учаше их. И мимогрядый виде Левию алфеова, седяща на мытнице» (Мк. 2:13-14). Христос идет и видит Левия Матфея (левита, священника; так его называли другие евангелисты, сам же он называл себя мытарем). Христос видит, как этот человек сидит на мытнице. Иисус говорит этому меняле: «По мне гряди!» (Мк. 2:14). Последовав за Иисусом, Матфей покинул свою мытницу. Он бросает свои деньги – они ему больше не нужны! Слышим ли мы этот призыв: «по мне гряди» (Мк. 2:14)? Это действие Призывающей благодати Святого Духа, которая через Христа касается наших сердец: «по Мне гряды!». И вот Матфей нашел в себе силы тотчас – абие – оставить все и последовать за Иисусом! Далее читаем: «И бысть возлежащу ему въ дому его, и мнози мытари и грешницы возлежаху со Иисусом и со ученики его бяху бо мнози, и по немъ идоша» (Мк. 2:15). Матфей не просто идет за Иисусом абие (тотчас). Он собирает в своем доме всех друзей, таких же мытарей, чтобы Иисус пообщался с ними. Может быть, они также будут способны оставить свои мытницы и откликнуться на призыв Христа: «по Мне гряды»! И мы прочитали: «и со ученики его беху по мнози и по немъ идоша» (Мк. 2:15), – теперь не только Матфей, но и другие откликаются на призыв Христа: «по Мне гряды! «И книжницы и фарисее, видевше его ядуща съ мытари и грешники. Книжники и фарисеи – извечные противники Христа, весьма негативно и брезгливо относившиеся к грешникам, мытарям, которые считались коллаборационистами, поскольку собирали подати, в том числе, и для римских оккупантов. Когда книжники и фарисеи увидели, что Иисус ест с мытарями и грешниками, – «глаголаху учеником его: что яко съ мытари и грешники ястъ и пиетъ?» (Мк. 2:16) Мы также часто слышим подобные упреки от того или иного человека. «И слышав Иисусъ глагола имъ: не требуютъ здравии врача, но боляшии: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мк. 2:17). Эти слова Христа подчеркивают характер Его миссии: Спаситель и пришел к таким грешникам, как мытари. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет, что Христос «Умре за нечестивых, едва ли кто умре за праведников» (Рим. 5:7). А зачем Ему умирать за праведников? Христос и пришел в этот мир спасать нечестивых. И если кто-то не считает себя нечестивым, пусть знает – Христос за него не умирал. Христианство начинается с осознания верующим собственной греховности. «И бяху ученицы Иоаннови и фарисейстии постяшеся (ученики Иоанна и фарисеи постились). И придоша и глаголаша ему: (они приходят и говорят Христу) почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а твои ученицы не постятся? И рече имъ Иисусъ: еда могут сынове брачнии дондеже жених с ними есть поститеся?» (Мк. 18:19). Если Христос с ними – они на мессианском пире! Какой пост?! Но так будет не всегда. Далее говорится: «елико время съ собою имутъ жениха (пока они на мессианском пире) не могут поститися, приидут же дние, егда (когда) отымется от них жених и тогда постятся в тыи дни» (Мк. 2:19-20). После Вознесения Христа на небо, его ученики, конечно же, будут соблюдать посты, установленные еще Боговидцем Моисеем. «И никто же приложение плата небелена пришивает къ ризе ветсе: аше ли же ни: возмет конец его новое от ветхаго и горше дира будет» (Мк. 2:21), – то есть никто не пришивает заплату к ветхой одежде: если она порвется, то дыра будет еще больше. Этими словами Христос обличает книжников и фарисеев, которые не способны принять это новое учение. А ведь о Новом Завете говорили ветхозаветные пророки! Они возвещали, что Бог заключит Новый Завет с народом Израиля, не тот Завет, который был на Синае. Но, книжники и фарисеи не способны изменить себя. «И никто же вливает вина нова въ мехи ветхи: аще ли же ни, (а если кто вливает) просадит вино новое мехи, (то есть новое вино прорвет ветхие мехи) и вино пролиется, и меси погибнут: но вино нова в мехи новые влияти» (Мк. 2:22). Ветхозаветная церковь оказалась неспособной принять новое учение Иисуса. Тогда Бог призовет новых людей, – «некогда не народ, а ныне народ», – как будут писать апостолы об обращенных язычниках, – «некогда не помилованы, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9). «И бысть мимо ходити ему въ субботы сквозь сеяния, и начаша ученицы его путь творити (они идут через засеянное поле, и ученики начинают «путь творити») востерзаюше классы» (Мк. 2:23). Ученики Иисуса растирают колоски и едят их. Для того, чтобы съесть зерно необходимо вырвать колосок, растереть его руками, сдунуть шелуху и лишь затем употребить зерно в пищу. Это происходило в субботу. «И фарисеи глаголаха ему: виждь что творятъ въ субботы, его же недостоит? (они ставят на вид Христу эти действия учеников). И той глаголаша имъ (Христос отвечает им) несте ли николи же чли? (вы что, никогда не читали?) что сотвори Давидъ» (Мк. 2:24-25). «Помяни, Господи, [царя] Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1). Христос говорит: «Разве вы никогда не читали, что сделал Давид?» – «Егда требование име и взалка самъ и иже съ ним? како вниде въ домъ Божий при Авиафари архиереи, и хлебы предложения снесть, ихже не достояше ясти токмо иереемъ». Спаситель приводит пример Давида, когда он взалкал и его люди ели хлебы, которые никто не имел права употреблять в пищу, кроме иереу (священников). «И даде, и сущымъ съ нимъ» (Мк. 2:25-26), – Давид ел сам и дал пищу тем, кто был с ним. Приведя этот пример, Христос далее «глаголаша имъ: суббота человека ради бысть, а не человекъ субботы ради: тем же Господь есть Сын человеческий и субботе» (Мк. 2:27-28). Здесь Гочподь провозглашает истину о том, что заповеди даны для жизни, а не для смерти и праздники установлены для человека, а не человек создан для того, чтобы отмечать эти праздники. Закон дан для жизни, а Сам Христос, этот Сын человеческий – является и Господином субботы, будучи также и Сыном Божиим. Он и есть тот, как пишут Отцы Церкви, Который и установил празднование субботы. И, как Господин субботы, Он может приостанавливать ее действие. В других текстах мы видим рассуждение Христа о том, что когда священники в субботы трудятся, они являются не нарушителями, а исполнителями Закона; ибо все, что делается во Имя Господа, освящено Его Святым Именем. Спаси Господь! https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-marka-glava-2-oleg-stenaev-protoierej/?&book=56 | |
|
Всего комментариев: 0 | |