Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 25.11.2024, 11:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 3 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 19.
12:43
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 19.

Евангелие от Матфея. Глава 19.

В 19-й главе, вместе с отцом Олегом Стеняевым, мы будем читать об учении Спасителя о нерасторжимости брака: "...кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует..."

Также в сегодняшней главе - благословение детей Иисусом Христом, Христос и богатый юноша.

Сегодня на портале ekzeget.ru, мы продолжаем наши беседы на Евангелие от Матфея. Сегодня будем изучать девятнадцатую главу этого Евангелия.

В самом начале главы говорится о том, как Христос приходит из Галилеи в Иудею. «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За ним последовало много людей, и Он исцелил их там» (Мф. 19:1-2).

Общеизвестно, что Иудея была в те времена более ортодоксальна, нежели Галилея. В Книге пророк Исаии этот регион называется «Галилеей языческой» (Ис. 9:1). Население Галилеи было смешанным. Там жили и евреи, и эллины, и римляне, и сирийцы. Но, Христос проповедует и в Галилее, и в Иудее, потому что Он ищет спасение не только для консерваторов-традиционалистов, но и для тех, кто не придерживался ортодоксальных начал жизни.

Следующая тема девятнадцатой главы Евангелия от Матфея – нерасторжимость брака. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? (Мф. 19:3)

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? (Мф. 19:4) И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6).

И, действительно, в Книге Бытия рассказывается о том, как Бог, сотворил человека как мужчину, и как женщину. Сначала был создан мужчина. Сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни...» (Быт. 2:7.) Затем, уже из ребра первого человека – Адама, Бог творит для него жену, подобную ему.

Однако, общий библейский принцип взаимоотношений мужчины и женщины – «муж и жена, во плоти едино». Более того, иконой таких взаимоотношений являются отношения самого Христа со своей Святою Церковью. Сказано: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…» (Еф. 5:25.).

И не надо этому удивляться, потому что семья в апостольских посланиях и называется «Домашней церковью», где муж предстает в образе Христа, а жена – в образе Церкви – невесты Христовой. Если кто-то не дорожит семейным единством, он, на самом деле, бросает вызов единству Христа с Его Церковью. А, как мы знаем, грех раскола не смывается даже мученической кровью, и человек всячески должен стараться оберегать святость брака, супружеских отношений, насколько это только возможно. Ведь то, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает», как мы здесь прочитали.

Далее: «Они говорят ему: как же Моисей заповедовал давать разводное письмо и разводиться с нею?» (Мф. 19:7). Мы видим, что фарисеи задают подобные вопросы, искушая Господа. «Он, – то есть Христос, – говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:7).

И, действительно, в самом начале Бог провозгласил: «посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей и будут два одной плотью» (Быт.2:24). Почему же Моисей повелел давать разводное письмо? По жестокосердию. В противном случае те израильтяне, которые хотели бы избавиться от своих старых жен, просто бы их убивали. И, исходя из жестокосердия этих людей, Бог, через Моисея, повелел давать разводное письмо, «гет». Муж давал такое письмо своей бывшей жене.

Далее, Христос говорит: «Но я говорю вам, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и, женившись на разведенной, прелюбодействует» (Мф. 19:9). Здесь Христос прямо указывает на то, что единственный повод для развода – это прелюбодеяние: «Я говорю вам, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние». Иными словами, если акт прелюбодеяния доказан, жена изменила мужу, или муж изменил жене, то церковный развод возможен. Во всех противных случаях любое подобное действие уже само по себе является актом прелюбодеяния.

Затем следует тема безбрачия: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. (Мф. 19:10) Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.» (Мф. 19:11-12).

Здесь Христос указывает на то, что есть три причины, по которым люди могут избрать для себя безбрачие, например, некоторые мужчины рождались от чрева матери в некотором таком психологически поврежденном состоянии и не испытывали стремление к семейной жизни. Это те, которые скопцы из чрева матери. То есть, такими они родились от своих матерей. Есть скопцы, которые оскоплены от людей. Речь идет уже о насильственном действии, которое было совершено над людьми. Их оскопили, и они чисто физиологически не могут вступать в семейные отношения. И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Имеется в виду добровольный обет безбрачия.

В третьем из приведенных случаев не имеется ввиду самооскопление. Согласно церковным законам, оскопившие самих себя есть самоубийцы. Сделавшийся скопцом ради Царствия Небесного – тот, кто дает обет безбрачия и строго следует ему. Это или монашеский обет, или целибат – обет, который давали еще до возникновения монашества в древние времена.

Например, из Нового Завета мы видим, что апостол Павел был безбрачным и его отношение к этой ситуации было следующим: женатый думает о том, как угодить жене, неженатый думает о том, как угодить Господу. И он даже настаивал на том, что лучше оставаться таким как он, но, так как не все могут вести такой целомудренный образ жизни, лучше жениться, чтобы не разжигаться. Действительно, стать монахом – это поменять не просто одежды, но и весь образ жизни, скажем так, с обычного «человеческого» на приближенный к ангельскому бесстрастному существованию. Поэтому Христос и говорит: «кто может вместить да вместит». Этот путь не для всех.

Далее в 19 главе Евангелия от Матфея рассказывается о благословлении детей: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им» (Мф. 19:13). Почему ученики возбраняли тем людям, которые хотели, чтобы их детей благословил Христос, чтобы Он произнес «браху» – благословления для этих детей, тем более, что в Ветхом Завете даже существует тест такого благословления? Наверное, ученики были немного напуганы тем шумом, которые поднимают вокруг себя дети. Так как Христос постоянно пребывал в научении людей, детский шум мог отвлечь учеников от наставлений самого Сына Божьего.

В свое время протопресвитер Александр Шмеман говорил: «Не бойтесь в храме детского шума, если в Храме раздается детский шум, это значит, что у этого прихода есть будущее». Христос останавливает апостолов, и мы читаем с 14 стиха: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:14-15).

Христос останавливает чрезмерное усердие апостолов в этом вопросе и говорит им, что дети должны приходить к Нему. И неправильно поступают те христиане, которые считают, что крестить младенцев нельзя. Мол, человек должен стать взрослым, а потом он сам решит, прийти ему ко Христу, стать членом Церкви, или нет. На самом деле такое решение за ребенка могут принимать его родители и веру за него могут исповедовать его крестные. И в Священном Писании, в частности, в Евангелии, мы видим достаточно часто, как одни люди верили за других людей, и те, по их вере, получали чудесное исцеление и особое благословление от Бога.

Собственно говоря, в еврейском понимании того времени, в соответствии с ветхозаветной традицией, восьмидневного ребенка уже через обрезание вводили в общину Израиля, в общину Иакова, а так как по закону Моисееву, только необрезанный не может есть пасху, то восьмидневный обрезанный младенец уже мог приступать к пасхальной трапезе ветхозаветной Церкви. В нашем случае, новозаветная Пасха – это Христос, закланный за нас. По этой аналогии мы и крестим младенцев, и причащаем их Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Конечно, они очень маленькие. Мы причащаем их только Кровью.

Затем Христос повторяет тему, которая достаточно часто встречается в Евангелиях. Он говорит о том, что трудно богатому войти в Царствие Небесное. «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16) Это эпизод, связанный с неблагоразумным богатым юношей. Во-первых, мы видим в его глазах двойственность: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго?». Если этот юноша называет Христа учителем, все становится очевидным. Но, после этого, он именует Иисуса «благим». Все иудеи того времени считали, что благ лишь Господь, который абсолютно самодостаточен. Получается, что этот человек не решается открыто назвать Христа Господом и в его словах прослеживается некая двойственность.

Он говорит: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он, – то есть Христос – сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Здесь Христос как бы говорит: «Если назвал меня благим, назови и Господом. Почему такая двойственность в твоем сердце?» «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие?» (Мф. 19:18) Этот юноша спрашивает: «какие»?

«Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-19). Христос указывает на вторую скрижаль Закона Моисеева, которая посвящена отношениям между людьми. Он не говорит о первой скрижали Моисеева Закона, где регулируются отношения между Богом и человеком, потому что Христу, как сердцеведцу, очевидно, что этот юноша вполне религиозный человек. «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? (Мф. 19:20) Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).

Здесь ситуация немного меняется. Отвечая на вопрос «что мне сделать?», то есть какие усилия необходимы со стороны человека, чтобы наследовать жизнь вечную, Христос указывает юноше на Закон Божий, а, когда тот говорит: «я от юности все исполнил», Христос призывает его к совершенству. Однако, это не означает, что человек, который не достигает совершенства в таком абсолютном библейском понимании, не спасается. Действуя в соответствии с заповедями Бога, уповая на благодать Божью, и, получая прощение за свои грехи, он уже идет ко спасению. Совершенство же – это то, что недоступно для многих и многих.

Поэтому Христос отделяет одну тему от другой: «если хочешь быть совершенным, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Но, с другой стороны, вполне возможно, что здесь была и следующая ситуация. Когда этот юноша сказал: «все это я исполнил от юности моей», он немного слукавил, и Христос предлагает ему некий тест, чтобы перепроверить его состояние, чтобы он сам смог перепроверить свое состояние. Христу не надо нас экзаменовать. В его глазах мы все и так абсолютно прозрачны.

«Услышав слово сие, о том, что нужно все раздать, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:22). Он не выдержал этого экзамена. На самом деле юноша слишком привязан к тем богатствам, которые имел, а, как известно, богатство – это зона риска, в том числе нравственного и морального. Апостол Павел писал, что те, которые стремятся к богатству, как правило, впадают во всякие бессмысленные и безрассудные похоти.

«Иисус же сказал ученикам Своим, – после того, как юноша с печалью отошел от него – Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное, и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24). В те времена игольными ушками назывались ворота, которые оставались всегда открытыми, даже ночью, и через которые можно было проникнуть в Иерусалим, когда на ночь все остальные ворота закрывались.

Но все жители Иерусалима и окрестностей знали, что, чтобы, например, верблюда протолкнуть в эти ворота, между каменными плитами с него необходимо было снять всю поклажу. В противном случае, верблюд не пролезал в игольные уши. Когда с верблюда снимали все, его могли протолкнуть в эти ворота между огромными камнями, с невероятными усилиями. Эта небольшая расселина также охранялась, но не закрывалась даже ночью. Иными словами, богатый спасается обнищаем, в том смысле, что когда он воспринимает те богатства, которые имеет, как некоторое поручение от Господа, его назначение, на протяжении своей жизни, выполнить поручение от Господа, то есть правильно, разумно, а не безрассудно, распоряжаться своими богатствами. Поэтому Христос говорит: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Игольными ушами называли именно ворота в Иерусалим, которые тогда существовали. Это были очень тесные ворота.

«Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф. 19:25). Вот что здесь происходит? В понимании евреев того времени богатый означает благочестивый и праведный. Например, Авраам был благочестивым и праведным, имея большие стада, золото, серебро и т. д. В понимании Иудеев того времени (они исповедали некую теологию процветания и обогащения), благочестивый – это, по определению богатый, а если Христос говорит, что таковому трудно спастись, все эти представления разрушаются, рассыпаются. Ученики, весьма изумившись, спросили: «так кто же может спастись?».

Апостолы Иисуса Христа были лучшими людьми того времени, и мы читаем: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Действительно, каким бы не был человек: богатым или бедным, усердным во спасении или не очень, своими силами он не способен возвыситься до богообщения, если сам Господь не прибудет ему на помощь. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26) – добавляет Христос. Ему было возможно воплотиться здесь, на Земле и совершить чудо искупления всего рода человеческого, ибо мы не можем исполнить Закон Божий без того, чтобы не соприкоснуться с Божественным прощением. Как говорит Блаженный Августин: «Весь закон исполнен только тогда, когда все грехи прощены».

И, далее, мы читаем: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27) Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:27-30).

Здесь Христос объясняет Петру, что, прежде всего, надо искать Царствия Божьего и Славы Его, и, может быть, апостолу и не стоило задаваться этим вопросом: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?», потому что, мы – кто-то или что-то во Христе, и мы никто и ничто без Христа…

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 212 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]