21:32 Первоисточник | |
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» — известное выражение, которое мы, действительно, привыкли считать пословицей. Оно есть и в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона, и в Пословицах русского народа Даля. У Владимира Ивановича поговорка звучит так: «Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт». В форме пословицы выражение существует и во многих других языках: белорусском, польском, украинском, болгарском, французском, английском и испанском. Тем интереснее узнать о корнях этого выражения и его значении. Первоисточник выражения, как вы догадались, — Библия. Оно неоднократно встречается в Книгах Ветхого Завета. Например, Книга притчей Соломоновых, охватывающая вопросы знания и жизни ветхозаветных времен, сообщает: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится». В следующей главе Книги притчей, изображая нечестивого и праведника, автор повторяет мысль: «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро». Это изречение было попыткой кратко и емко выразить мудрость, применимую в различных жизненных ситуациях. А по степени его употребления можно сделать вывод, что это выражение было в ходу у народа, и возможно, существовало ещё до того времени, когда его записал мудрец. В Книге Екклесиаста, в главе, описывающей свойства и поведение мудрого и глупого сказано: «Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей». Тот, кто замышляет рискованные и опасные действия ко вреду других, легко может навредить себе. Эту мысль подтверждают и слова Давида. Процитируем Псалтирь: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Давид, терпящий гонения от своих врагов уверен в том, что их злоба и злодейства обратятся против них. И чем сильнее ненависть к Давиду, тем страшнее будет нечестивцу кара от Бога. Это выражение встречается в Псалтири многократно и заключает в себе мысль неизбежной расплаты за неправедные мысли или дела. Значение выражения «не рой другому яму, сам в неё попадёшь» сохранилось до наших дней: не нужно делать другим зла, ибо оно обязательно обратится против замышляющего его. | |
|
Всего комментариев: 0 | |