14:48 Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета | |
Евангелие от Матфея. Глава 9. Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.
Мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея на библейском портале «Экзегет» и сегодня изучаем девятую главу этого Евангелия. Она начинается словами: «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1). До этого мы читали о том, как жители Гадаринской страны не приняли Христа, потому что у них погибло множество свиней. И они думали о своем бизнесе больше, чем о возможном спасении. Христос возвращается в Свой город. Имеется ввиду Назарет, где Он провел детство. Некоторые толкователи полагают, что речь в данном случае идет о Капернауме. Христос жил в этом городе длительное время. Далее описывается исцеление «расслабленного»: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Здесь мы видим, как по вере этих людей исцеляется человек, который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою. И вновь создается некий прецедент, когда по вере одних людей, другие получают особое Божье благословение. Об этом очень важно помнить, когда мы выбираем крестных для наших детей, чтобы они были действительно верующими и могли бы принести благословение нашим чадам. «При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:3–4). Здесь мы видим, что Христос – Бог, потому что Он видит помышления книжников. В Писании говорится о том, что распознать, что происходит в душе может сам человек и дух Божий. Даже дьявол не в силах проникнуть в наши мысли. Если Христос видит помышления их сердец, Он показывает, что является не только Истинным человеком, но и Истинным Богом. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: “прощаются тебе грехи”, или сказать: “встань и ходи”? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:4–8). Действительно, разве человек имеет власть от Бога прощать грехи? Да. Когда Господь наш Иисус Христос, по Воскресении из мертвых, явился ученикам накануне своего Вознесения на небо, Он, готовясь покинуть этот мир, оставляет на земле уникальную поистине, Божественную власть прощать грехи. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что Он приветствует учеников словами: «Мир вам» (Ин.21:21). И далее: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Священники Церкви Божией отпускают грехи не в силу своего благочестия, но в силу того поручения, которое Христос Божественной властью дает служителям Церкви. «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:8). И мы должны прославлять Бога и благодарить Его, что, среди таинств Церкви мы имеем и таинство Примирения, то есть Исповедь, благодаря которому мы можем иметь мир с Богом. В шестнадцатой главе Евангелия от Матфея Христос говорит: «…Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Эти слова были обращены к апостолу Петру. А в 18 главе Он подтверждает, что этой властью обладают и другие Апостолы, когда говорит нечто подобное («что свяжете на земле») уже во множественном числе. Далее рассказывается об обращении мытаря Матфея – мытаря Матфея, являеющегося автором Евангелия, которое мы изучаем. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9). Надо сказать, что только евангелист Матфей говорит о себе как о мытаре. Другие же авторы Евангелий не используют словосочетания «мытарь Матфей», описывая события, связанные с призванием апостола. Они говорят: Левий Матфей, с уважением вспоминая о его левитском происхождении. Причина этого заключается в том, что в те времена быть мытарем означало быть коллаборационистом, потому что мытари собирали подати не только на Иерусалимский храм, но и на римских оккупантов. И вот Христос призывает этого мытаря. Тот бросает свои деньги, оставляет ремесло и идет за Христом, став одним из Его Апостолов. И далее, как бы объясняется, почему подобное может произойти. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его» (Мф. 9:10). Эти мытари и грешники узнали об обращении Матфея. Что значит возлежали? В Палестине времен Иисуса принимали пищу не за столами, или стульями. Обычно стелили ковры и сидящие за трапезой облокачивались на такие подушки-пуфики. Собственно говоря, так же было и на Тайной Вечере. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мф. 9:11). Наверное, каждый миссионер сталкивается с такой ревностью некоторых псевдоправославных, которые заражены фарисейски брезгливым отношением к чужим. «Зачем ты пошел к этим кришнаитам?» – так могут сказать некоторые из них. Или: «Православный миссионер, зачем ты встречался с этими баптистами? Зачем ты разговаривал с этими пятидесятниками? Зачем ты вообще поддерживаешь какие-то отношения с этими людьми?». У иудеев того времени были галахические принципы. И один из них гласил, что евреи с самарянами не сообщаются, а тем более – с мытарями: коллаборационистами, предателями, грешниками. Но Сын Божий пришел в этот мир спасать именно таких людей. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что́ значит: “милости хочу, а не жертвы”? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:11-13). Действительно, в Своем Первом пришествии Христос является в этот мир не для того, чтобы судить мир, а для того, чтобы спасти его. Но в Своем Втором пришествии Он предстанет как Судья, который воссядет на Небесном Престоле и в День Суда ангелы отделят грешников от праведников, поставив одних справа от Него, как верных овец, а других – слева от Него, как строптивых козлищ. В Первом пришествии Он приходит ко всем, призывая к спасению словами: «Придите ко мне все…» (Мф. 11:28). И далее следует тема о посте. «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14–15). Когда православный христианин не может поститься? На Пасху, когда царские врата раскрываются и мы все находимся в состоянии радости общения с Господом. Конечно, когда Христос был вместе с учениками, это была их Пасха, их, апостолов, духовное ликование, торжество. Праздник праздников был для них каждый день общения с Самим Богом Словом, Иисусом Христом, Божественным Логосом. Но придут дни, когда отнимется у них жених. Сначала Он был отнят от собрания Апостолов на мучение, на страдания. Затем, когда произошло Его Вознесение на Небо, и Апостолы наблюдали, как облако взяло Его из вида, с этого момента история Церкви становится историей ожидания. И с этого момента мы все постимся, приготовляя свою душу в посте и молитве ко встрече с Господом. Но в праздничные, особенно пасхальные дни, ни один православный, конечно, уже пост не соблюдает. Христос чудом своего Воскресения опять возвращается к нам. Он как бы показывает нравственное состояние тех людей, которые все время придирались к Нему. Иногда им казалось, что Он общается не с теми людьми, иногда, они считали, что Он не так строго воспитывает апостолов. Христос говорит: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16–17). О чем это? О том, что, когда мы приходим к Иисусу Христу, следует оставить за плечами все предубеждения, связанные с прежней жизнью. Как апостол Павел, который когда-то был очень ревностным иудеем, писал впоследствии, что ради преимущества, то есть ради превосходства во Христе, он все почел за сор, за мусор, отказался от всего своего прошлого, чтобы без всяких предубеждений прийти к Спасителю и последовать за Ним. И далее рассказывается о воскрешении дочери Иаира и об исцелении женщины, страдавшей кровотечением. «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его» (Мф. 9:18,19). Этот человек, по имени Иаир, был начальником синагоги. Он принадлежал к еврейскому истеблишменту. У Иаира была проблема с дочерью. И Христос идет в дом начальника синагоги. Что происходит по дороге? «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его» (Мф. 9:20). А почему Матфей не написал, что она просто прикоснулась к Нему. Чему нас может научить эта деталь – «прикоснулась к краю одежды Его». Где вообще в Библии говорится о том, каким должен быть край одежды? Об этом говорится в Пятикнижии Моисея. Христос прямо говорит о Себе: «Не нарушить пришел Я (Закон), но исполнить» (Мф. 5:17). А в Законе Моисеевом сказано, что все мужчины должны иметь на краях своих одежд кисти. Это то, что у иудеев называется «цицит» – белые нити, которые должны были напоминать людям о заповедях Божиих, которые они должны соблюдать. И в эти кисти обязательно вшивали голубую нить, свидетельствовавшая о Небесном происхождении всех этих заповедей. Женщина касается ритуальной части одежды Христа. Согласно Закону Моисея, женщина имеющая осквернение, не может касаться другого человека. Она вообще должна выдерживать карантин, сидеть дома, никуда не ходить. Но эта женщина устала. У нее было не цикличное выделение крови. Она 12 лет страдала от этого состояния. И в Евангелии от Луки сказано, что женщина издержала все имение, обращаясь к разным врачам. И никто ей не помог. Казалось бы, хотя по Закону Божию, эта женщина не имела права вообще прикасаться к человеку, тем более к кистям на краю одежды, она это делает, потому что измучена некой безысходностью. Когда Закон Божий обвиняет ее, она прибегает к Божественной благодати. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «…Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). «Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9:21). То есть эта женщина прикасалась к одежде Иисуса с определенным намерением. Здесь говорится о том, что она, может быть, догадывалась, почему Господь послал ей такое наказание. Но Иисус из Назарета – праведник, который исполняет Закон. И женщина думала: «Я только прикоснусь к Его одежде. И как бы приобщусь к Его праведности. Исцеление может войти в мою жизнь». Она имела подобное рассуждение. «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:22). Она действует не по Закону. Она действует по вере. И по вере же она получает всецелое исцеление от болезни, с которой она не могла справиться в течение двенадцати лет. И теперь она может приходить в Иерусалимский Храм вместе с другими женщинами, заходить в синагоги, чтобы там слушать чтение Закона Божия, пение псалмов и жить полноценной религиозной жизнью. Прикоснуться к Иисусу может и каждый из нас, если проявит веру и с молитвой обратится к Господу, который силен очистить нас от всякой греховной скверны, проказы и нечистоты. Женщина с того часа стала здоровой. И далее: «И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним» (Мф. 9:23–24). Это были профессиональные плакальщики, плакальщицы и свирельщики, которые играли грустные мелодии. А плакальщицы и плакальщики могли рвать на себе волосы. Это был такой ритуал. Им за это доплачивали. Когда Христос сказал: «Она спит», они начали смеяться. Как быстро их лицемерный, ритуальный плач сменяется хохотом. Но Господь говорит, чтобы их выслали. «Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:25). И у других евангелистов Христос произносит слова: «Девица, встань!». Он действует как Бог, проявляя сострадание, услышав о проблемах этой семьи. Истина человечества и Истина Божества проявляются в единстве, когда Божественная любовь изливается в согласии с человеческими чувствами Спасителя. Например, мы знаем, что, узнав о смерти Лазаря, Иисус даже заплакал, хотя знал, что силен воскресить его. Чтение Евангелие – это то, что дает нам познание Христа. Познание Христа меняет нашу жизнь. Сам смысл спасения в православном понимании заключается в уподоблении Христу. Ибо когда нас крестят, Церковь возглашает: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». «И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:26–27). Почему они так кричали? В народе ходила молва, что Иисус из Назарета происходил из семьи плотника Иосифа. Эта семья была древнего царского происхождения. Евреи ожидали Мессию, Христа именно из дома царя Давида. Так же будут приветствовать Христа, когда Он войдет в Иерусалим, сидя на ослике. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!» (Мф. 9:28). Сразу возникает вопрос: почему Христос сразу не исцелил их, когда они шли по улице и кричали: «помилуй нас»?» Христос не творит чудесных действий напоказ, не ищет человеческой славы. Все, что Он делает, Он делает во имя Отца Своего. Он и пришел в этот мир во имя Отца Своего Небесного, научая и нас самих все доброе, что мы делаем, делать во имя Бога. Когда эти слепые исповедали свою веру, Господь коснулся их глаз и сказал: «…По вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:29,30,31). Почему Христос проявляет строгость, запрещая им об этом рассказывать? По той же причине – Он ищет славы лишь для Отца Небесного. «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого» (Мф. 9:32). То есть этот человек был не просто немым, но и бесноватым. «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф. 9:33). Немой стал говорить, собственно, в духовном смысле. Немой – это тот, кто не молится. Почему? Потому что неверие, бес атеизма пребывает в его сердце. Когда Господь Христос изгоняет этого беса из сердца человека, человек перестает быть нем и начинает говорить перед Богом, петь пред Богом, восхваляя Его в словах молитвы. «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9:33–34). Бесконечные придирки ко Христу, которые мы видим только вот в этой главе – это та реальность, которой живет каждый христианин. В Писании сказано: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Слышите, братья и сестры? Не живущие благочестиво, а желающие жить благочестиво, будут гонимы. А если они будут жить благочестиво, то их могут и убить. Далее мы читаем: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35). Евангелие Царствия – это проповедь о том, что принципы теократии однажды воцарятся на земле так же, как они воцарились на небесах, когда мятежные Ангелы были сброшены в пространство между небом и землей. И принципы теократии всецело завладели небом. Главные темы всех притч Христа – это именно теократическое Царство Бога. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, моли́те Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:35–38). Действительно, в современных обстоятельствах нашей российской действительности, жатвы, то есть людей, ищущих смысла жизни, много. Но мало пастырей, которые могут проповедовать не философские измышления, а именно Слово Божие, нести людям Божественные наставления. В следующей главе рассказывается о том, как Христос призывает на жатву своих учеников, и какие правила апостольского служения он им дает. | |
|
Всего комментариев: 0 | |