12:53 Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета | |
Евангелие от Матфея. Глава 10. Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.
Мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея на библейском портале «Экзегет» и сегодня будем изучать десятую главу этого Евангелия. Она начинается словами: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). В прошлой главе мы прочитали, что Христос сказал, увидев множество народа, которые шли за Ним: «Жатвы много, а делателей мало». И здесь Христос призывает на эту жатву Своих учеников. Далее перечисляются имена Двенадцати апостолов. «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10:2–4). Далее: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5,6). Казалось бы, это нечто неожиданное для христиан. Христос говорит, что на путь язычников не ходите, а проповедуйте только евреям – погибшим овцам дома Израилева. Почему? Потому что в Своем Первом пришествии Христос явился для того, чтобы исполнить древние обетования, которые были даны еще патриархам и пророкам, царям еврейского народа о том, что Мессия будет послан к ним. И, как сказано в Евангелии от Иоанна, в первой главе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). То есть сначала необходимо проповедовать своим, и лишь затем – чужим. В нашей ситуации «погибшие овцы дома Израилева», которым мы должны проповедовать – это, прежде всего, крещеные в православие люди, но не воцерковленные, и даже не оглашенные. Иными словами, прежде чем ехать спасать китайцев или корейцев, мы должны обратить внимание на свое российское народонаселение. Эти люди, хотя и крещены, не знают своей веры. Поэтому Христос здесь и говорит: «На путь к язычникам не ходите». То есть время для этого еще не.пришло Прежде всего «идите…к погибшим овцам дома Израилева». «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:7,8). Мы видим, что проповедь святых апостолов подтверждалась великими чудесами и знамениями, потому что в этот период вера Христова лишь начинала распространяться. И ученикам были даны чрезвычайные дары чудотворения, исцеления и даже воскрешения мертвых. Мы знаем, что в день Пятидесятницы Апостолы получили уникальный дар Бога – говорение на иных языках. Ученики Христа приходили к разным народам и проповедовали на их языках, хотя сами они не изучали эти языки. Но как Дух Святой давал провещевать, они свидетельствовали на разных языках, наречиях и диалектах. Далее Христос выдвигает некое условие, необходимое для успеха миссии, так как ничто не должно отвлекать Его служителей от очень важного дела – проповеди Евангелия. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы́ на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9– 10). Христос говорит, что апостолы будут кормиться, питаться от своего благовествования. Они не должны иметь при себе никаких запасов. Именно по мере того, как ученики будут благовествовать святое Евангелие, Господь через других верующих людей позаботится и о них самих. Сохранилась книга, которая называется «Учение святых Апостолов» или «Дидахе». В ней содержится устав поведения истинного ученика Иисуса Христа, в котором даны отличия апостола от лжеапостола. И там сказано, что, если апостол пришел в какую-то местность и пробыл там больше трех дней, он уже не апостол, а лжеапостол. Ученики не имели права задерживаться в одном месте больше трех дней. Они должны были переходить из одного города в другой, из одного села в другое село, чтобы как можно большее количество людей огласить проповедью святого Евангелия. Господь, конечно, позаботится об их пропитании. «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф. 10:11). Здесь говорится, что не следует проповедовать всем подряд, как некоторые с таким пост-комсомольским энтузиазмом и сектантским духом бегают сегодня по нашим городам. Эти люди пытаются всем навязать свою веру, но мы знаем, что нельзя метать бисер перед свиньями. А здесь Христос прямо говорит: «Наведывайтесь, кто в нем достоин». «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф. 10:11,12). Апостолы были служителями мира Божия. Что значит «мир дому сему»? В результате грехопадения, род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом. Символом этих враждебных отношений оказался херувим с огненным обращающимся мечом, который был поставлен, чтобы заграждать людям путь для их возможного возвращения в рай. Когда Христос умирает на Кресте, как объясняет Златоуст, в тот самый момент, когда Ему под ребро ударили копьем, движение этого меча приостановилось. А из ребра вытекает кровь и вода. Кровь – символ Таинства Евхаристии. Вода – символ Таинства Крещения. То есть, когда люди входят в Церковь, они обретают мир с Богом в Таинстве Крещения, становясь чадами Божьими. А через Таинство Причастия они уподобляются Самому Сыну Божию по благодати. Поэтому Евангелие – это благая или радостная весть о том, что враждебные отношения с Богом прекращаются, потому что Сын Божий своими страданиями примиряет нас с Богом Отцом. Христос, по Воскресении из мертвых, дверями затворенными приходит к Апостолам, и говорит: «Мир вам». То есть теперь – мир. «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин» (Мф. 10:11-13). «Если дом будет достоин» – здесь внлвь говорится о достоинстве тех, к кому мы приходим. «И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10:13-15). Почему Христос так говорит? В другом случае Он прямо говорит – если бы в Содоме и Гоморре были явлены чудеса, которые Иисус сотворил в разных городах Иудеи и Галилеи, в том же Капернауме, то они бы покаялись. Но ожесточение некоторых людей в те времена было столь сильным, что даже сверхъестественные чудеса Христовы они объясняли тем, что Он творит их силой вельзевула. И далее мы читаем об участи апостолов. Апостол – это человек, который совершает посольство Божие в этом мире. Каждый проповедник Евангелия совершает свой апостолат. Кто такой апостол? Любой апостол – полномочный представитель своего царя. Так и проповедник Евангелия. Он не действует от себя, а свидетельствует о Царствии Божьем. Евангелие Царствия провозглашает теократические принципы. Участь апостола в этом мире тяжелая. Если о праведных людях сказано, что даже желающий жить благочестиво будет гоним, то благочестие апостолов не могло не вызвать отторжения со стороны греховного мира. Поэтому далее Христос говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Что означает «мудры как змеи»? Сохраняйте свою веру, уходите в сторону от возможных гонений и преследований. Не провоцируйте их искусственным путем. Если не приняли в одном городе, идите в другой город. Не приняли в одном доме, идите в другой дом. Просты как голуби – то есть воспринимайте все просто. Это вам поручение от Бога. Не ищете какой-то привилегии в своем апостольском служении. «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что́ сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:17-20). О последних временах на Елеонской горе Сын Божий сказал, что гонения против христиан усилятся и они будут ненавидимы всеми за имя Христово. Я помню, в советские времена, еще подростком, я слышал эти слова из Евангелия. Но даже тогда я не видел такого неприязненного отношения к христианам, как в наше, современное время. В начале двадцать первого века мы наблюдаем, что творится по всему миру. На Ближнем Востоке обезглавливают христиан. В так называемой «цивилизованной» Европе происходит дискредитация христианства, священнослужителей, рядовых верующих. Мощный прессинг в киберпространстве идет против служителей Христа. То есть эта агрессия усиливается. Даже патриарх Кирилл однажды на проповеди сказал: «Та тьма безнравственного отношения к вере, которая распространяется в мире, может даже ускорить воцарение антихриста». Апостолы – каждый из них, в той или иной степени, взошел на свою Голгофу. Что мы знаем об этом? Апостол Андрей был распят на кресте. Он сказал, что недостоин умереть как Учитель. Его распяли с раскинутыми руками и ногами. Апостол Петр был распят, по той же причине, на перевернутом кресте, вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым как его Учитель. Казнь произошла в 64 году, во время гонения императора Нерона. По другим сведениям, это случилось в 67 или 68 году. Лишь Иоанн Богослов умирает своей смертью. Но и «апостол любви» подвергался тяжелым гонениям. Он был сослан на остров Патмос, где ему и открылось видение Апокалипсиса. Иаков Зеведеев был убит по приказу иудейского царя Ирода Агриппы. Апостол Филипп - его обезглавили, по другой версии - распяли вниз головой по приказу проконсула римского императора. Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но и на кресте он продолжал свою проповедь. Тогда с него содрали кожу, после чего обезглавили. Апостол Матфей был казненен около 60 года. Считается, что апостол Фома принял мученическую смерть, когда совершал миссию в Индии. Он был умерщвлен стрелою из лука во время молитвы. О смерти и погребении Иакова Алфеева существует несколько версий. Согласно первой из них, он был побит камнями. Сторонники другой считают, что апстол принял мученическую смерть на кресте. Иуда Фаддей умер мученической смертью в Армении, во второй половине первого века. Симон Кананит был заживо распилен пилой. Апостол Павел, как римский гражданин, был подвергнут обезглавливанию, потому что эта казнь считалась привилегированной. Ей подвергали только римских граждан. Мы видим, что, действительно, Христос послал своих апостолов как овец среди волков… «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). То есть, когда вы окажетесь перед лицом гонителей, Дух Святой будет укреплять мучеников, совершающих свой апостолат до конца. «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 10:21). Мы знаем, что святую великомученицу Варвару казнил, обезглавил ее собственный отец. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Христос сказал на Елеонской горе: «Претерпевший же до конца – спасется». Собственно говоря, нам, христианам, следует перед лицом гонений, которые усиливаются, запастись терпением, потому что самые тяжелые испытания впереди. В Книге пророка Даниила сказано, что наступит время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди. Но, как я уже сказал, мы не можем провоцировать на себя гонения. Поэтому Христос говорит далее: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23). Здесь речь идет о том, что явление Христа во славе – это «верою вселиться Христу в сердца ваши», когда Дух Святой, Дух Христов сошел на апостолов в день Пятидесятницы. После этого, они с большей силой, при знамениях и чудесах от Духа Святого, совершали свое служение. Христос говорит о том, как соотносятся такие понятия как учитель и ученик в жизни верующего человека. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). То есть, никто из нас никогда не станет таким же, как Христос или как святые апостолы. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10:24–25). Если Христос терпел, апостолы, наши учителя терпели, то мы должны стараться уподобляться им, насколько это возможно. При этом надо помнить, что, когда придут самые тяжелые испытания, Бог все-таки не попопустит людям испытаний сверх их возможностей перетерпеть. И в самих испытаниях Он пошлет нам и некое облегчение. Мы знаем, что даже во дни антихриста Божественная Евхаристия будет совершаться, а трехчинное православное священство будет сохраняться: истинный епископат, истинный пресвитериат, истинный деканат. Сам Христос сказал о святом Причастии: «Сие творите в Мое воспоминание, пока Я не приду». И, кстати, один из признаков того, что гонения будут последние, самые ужасные – перед ними будет открытая проповедь Евангелия. На Елеонской горе Христос говорит: «И проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Сейчас, благодаря средствам коммуникации, через Интернет, радио и телевидение, проповедь Евангелия уже неоднократно огласила всю планету. Возможно, это как раз признак того, что гонения, разворачивающиеся сейчас, на фоне этой волны евангелизации, могут быть последними гонениями, которые будут все более усиливаться при воцарении антихриста. И далее, Христос настаивает на том, что, несмотря ни на какие трудности, мы все-таки не должны скрывать свою веру: «Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:26–28). О чем здесь говорит Христос? О том, что мучение – это неизбежность, ожидающая человека, который только желает жить благочестиво. Но нам, прежде всего, надо бояться не этих мучений – «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Лишь Христос может кого-то отправить в геену, а кого-то – в рай. И в день Суда Он так и будет действовать. Одним Он скажет: «Войдите, благословенные, в покой Мой», а другим скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41). То есть мы можем иметь лишь страх Божий, но не страх перед мучителями. Как писал святитель Василий Великий: «Я настолько стар и настолько болен, что, может быть, только бы первый удар я ощущал во время гонений. А потом все. Моя душа отлетит ко Господу». Далее Христос предлагает некий пример: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29). Ассарий – мелкая монета. «У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:30–31). Конечно же, Господь будет особым образом промышлять о верующих в Него, особенно в дни гонений. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32,33). То есть мы не скрываем свою веру и не стыдимся ее. В то же время, не следует предлагать благовестие всем подряд, а узнаем, кто достоин его. Мы приходим в дом к этим людям, если они достойно принимают наше свидетельство. И далее Христос говорит о том, какие сложности принесет проповедь Евангелия, благодаря которой восстанавливается мир между Богом и людьми. Однако, со стороны сил зла она вызовет колоссальную агрессию. Поэтому далее Он произносит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:34-36). Что здесь имеется ввиду? Когда проповедь Евангелия доходит до сердца людей, одни принимают Слово, другие не принимают. И это некий такой водораздел. И люди становятся врагами. Казалось бы, христиане – те, которые начинают вести более нравственный образ жизни и оставляют грехи позади. Но именно за это их начинают ненавидеть, потому что своим благочестием они бросают вызов тем, кто возлюбил грех более, чем истину. Как говорит Христос: «Вы не идете ко Мне, потому что я свет, а вы во тьме ходите. А в свете обнаружатся ваши злые дела». «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39). Неужели мы не должны любить наших родителей, близких? Конечно, должны. И даже в Библии сказано, что «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8). Но христианин – это тот человек, который выстраивает правильную иерархию ценностей. И на первом месте в этой иерархии всегда стоит Христос, как глава Церкви, как Тот, Который управляет нами, будучи Царем Царей. И подчинение Ему обеспечивает подлинное благо всем нашим домашним. Равно как и мятеж против Христа не приносит мир. Посмотрите на современную Западную Европу, в которой христианство, фактически, вытесняется со своей исторической территории, а хаоса, преступлений, злобы становится все больше и больше. Здесь следует обратить внимание на очень важный момент. Христос говорит, что нельзя идти за Ним и не брать своего креста. Крест – это те трудности, которые мы имеем в жизни, но, если мы их получаем, следуя за Христом, мы должны принимать их как бы из рук Божьих. Например, христианин заболел. Он же христианин, и даже волосы на голове его сочтены, как мы прочитали. И этот болящий говорит, обращаясь к Богу: «Господи, Ты дал мне эту болезнь». Христианин не спрашивает: «Почему?», «За что?». Он спрашивает: «Господи, а для чего?». Бог всегда ищет для нас блага. Если Господь посылает какие-то трудности, Он не имеет целью нас проэкзаменовать и искусить. Есть лишь одна цель – усовершенствовать нас в этих гонениях, трудностях, скорбях, чтобы мы засверкали как золото, очищенное огнем, без всяких примесей. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:40–41). Чему могут научить нас эти слова Христа? Мы должны принимать епископа как епископа, пресвитера как пресвитера, дьякона как дьякона, православного христианина как православного христианина. Если мы начинаем судить о них, то, возможно, скажем: «Этот слишком худой, это слишком толстый, говорит как-то не очень красиво, а этот очень хорошо изъясняет». Не следует оценивать того или иного человека подобным образом. Почему некоторым не везет с пастырями и наставниками? Потому что как на рынке человек выбирает для себя арбуз, простукивает его, осматривает, так же он относится и к пастырю. Подойди к любому священнику как к священнику и получишь его награду, то есть то, что и должен дать тебе пастырь. Поэтому здесь и сказано: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:41–42). «Кто напоит одного из малых сих», то есть кого-то из учеников Иисуса Христа. Малыми Господь называет апостолов, потому что первая христианская община была небольшой. «Только чашей холодной воды, во имя ученика» – именно по той причине, что он – ученик Христа. «Не потеряет награды своей». Все доброе, что мы делаем по отношению к тем людям, которые совершают свой апостолат, вернется к нам. Необходимо поддерживать служителей Церкви, особенно тех, которые подвизаются в проповеди Слова Божия. Когда мы молимся за наш епископат, пресвитериат, деканат – это разумное решение, потому что, действительно, Христос послал их в мир «как овец среди волков». И в наше время, в эти тяжелые, последние времена, действительно, быть священником означает взять крест и идти на Голгофу, под осмеяние толпы и человеческое оплевание. Но избравшие Христа не могут поступить иначе. | |
|
Всего комментариев: 0 | |