Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 25.11.2024, 00:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 24 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 16.
21:39
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 16.

Евангелие от Матфея. Глава 16.

Отец Олег читает и комментирует 16 главу Евангелия от Матфея. В ней говорится о просьбе знамения с неба от фарисеев, о их лицемерии, о предсказании, о втором пришествии Христовом. А также очень важный 18 стих: "ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" - как этот стих правильно понимать? Объяснение в сегодняшней лекции.

«И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф. 16:1). В пятнадцатой главе мы читали о полемике Иисуса с книжниками и фарисеями. В данном же случае мы видим, как к Спасителю обращаются фарисеи и саддукеи. Известно, что фарисеи и саддукеи были непримиримыми богословскими врагами. Фарисеи являлись консерваторами, традиционалистами, а саддукеи, напротив, модернистами, не верившими в воскресение мертвых, в ангелов, духов. Фарисеи и саддукеи не сообщались друг с другом, но в своем стремлении искусить Христа они объединились. Как сказано во втором псалме царя Давида: «Восстают цари земные, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:2). Иными словами, против Христа Спасителя составляется заговор с участием самых разных сил этого мира.

«Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно» (Мф. 16:2). Что значит будет ведро? То есть дождя накапает столько, что наберется целое ведро воды. В Святой земле редко бывают большие ливни, и, если накапает дождя на целое ведро воды, этого будет уже много.

«И поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. (Мф. 16:3)

Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Мф. 16:4). Проблема фарисеев, книжников и саддукеев, как и людей из простого народа, заключалась в том, что все они искали всяких знамений, чудес. Однако чудо, если это подлинное чудо от Бога, не может разрушить свободную волю человека, что было бы насилием над ним. Именно поэтому чудо совершается в жизни верующего человека и не совершается в жизни неверующего. Как сказано в Евангелии, в некоторых случаях «по неверию» людей Христос не сотворил в том или ином городе никакого чуда. Эти люди, которые искали знамений и чудес, должны были через Слово Божие убедиться в том, что Христос есть истинный Спаситель мира и Мессия. Об этом свидетельствовал и Закон, и пророки, и писания. Далее говорится об опасности уже для христиан, для верующих в Иисуса Христа, закваски фарисейской и саддукейской. Кого-то бросает в фарисейский консерватизм или в опасный, граничащий с безверием, саддукейский модернизм.

«Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. (Мф. 16:5)

Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. (Мф. 16:6)

Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. (Мф. 16:7)

Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? (Мф. 16:8)

Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? (Мф. 16:9)

Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? (Мф. 16:10)

Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? (Мф. 16:11)

Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мф. 16:12). Как я уже объяснил, фарисеи и саддукеи представляли собой две крайности. Одни были архимодернистами — саддукеи, а другие архиконсерваторами – фарисеи. Путь же Христа — это царский, срединный путь. Далее мы читаем о событиях, которые происходят в Кесарии Филипповой. Этот текст, который мы будем рассматривать, является неким камнем раздора между западными и восточными христианами.

«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф. 16:13)

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:14). И в наше время существуют разные мнения о Христе. Одни верят, что это Сын Божий, Мессия, другие считают, что это просто был мудрый человек, а некоторые полагают, что Иисус был философом. Кто-то из апостолов видел в Нем одного из пророков. И сейчас есть люди, например, те же самые мусульмане, которые называют Иисуса пророком. И во дни Христа о Нем ходили разные толки.

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16:15)

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). То есть он исповедует Иисуса Богом, потому что Господь – Сын Божий, значит он единосущен Богу Отцу.

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Это очень радостные слова для христиан. Если кто-то верит в Иисуса Христа как в Бога, Сына Божия, Христа, Мессию, значит сам Небесный Отец прикоснулся к нам и открыл эту истину. И далее Христос произносит слова, которые до сих пор являются камнем преткновения между западными христианами и восточными.

«И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Имя Петр означает «камень».

«И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Многие западные христиане до сих пор считают, что Церковь созидается на апостоле Петре, а так как Петр основал после Антиохийской кафедры Римскую, то, логически рассуждая, эти люди говорят: «Раз эта кафедра Римская, верховная, созданная Петром, а на нем основание Церкви, то эта община является как бы доминирующей». Но давайте посмотрим, какие истолкования нам предлагают Святые отцы. Наиболее точное истолкование этого текста мы находим у западного отца, блаженного Августина, который настаивает на том, что Церковь созидается не на личности Петра, а на вере, которую исповедовал апостол Петр в Иисуса Христа как в Сына Божия, Мессию. Вот основание Церкви – не какая-то иерархическая должность, не личность апостола, а исповедание Петрово, в котором он выразил не только свою точку зрения, но и то, во что верили другие апостолы, к которым прикоснулся Отец Небесный и открыл им эту истину. И блаженный Августин пишет, что, если бы после Вознесения на небо Церковь на земле возлюбила бы апостола Петра или апостола Павла больше, чем жениха – Христа, это была бы преступная любовь, преступная потому, что ради Христа и превосходства во Христе, как писал апостол Павел, мы должны все почитать за сор, за ничто. Ибо мы кто-то и что-то во Христе, и никто и ничто вне Христа. И Церковь не может созидаться на иерархической должности. Она созидается на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, Мессию. Удивительно, как точно западный отец, великий учитель Западной Церкви дал такое истолкование. Оно нам очень подходит. Некоторые Святые отцы истолковывали это место так, что получалось не очень по-православному. Здесь следует обратить внимание на то, что Церкви в лице Петра дается власть: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». В восемнадцатом стихе восемнадцатой главы мы видим, что эта власть дается и остальным апостолам. Там говорится: «что вы свяжете», «что вы разрешите на земле». В Евангелие от Иоанна мы вновь видим, что эта власть была дана не только одному Петру, но и другим апостолам, когда через затворенные двери к ученикам приходит Христос и дает им власть: «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).

«Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф. 16:20), – то есть Мессия, Сын Божий. Почему Господь запрещает свидетельствовать об этом? Потому что люди не были готовы усвоить этот спасительный догмат. Должно было пройти какое-то время, чтобы они созрели до того, чтобы понять его. И далее Христос говорит о том, что он будет убит и через три дня воскреснет.

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Мф. 16:21)

И, отозвав Его, Петр, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Это происходит после того, как Христос сказал, что Ему надлежит пострадать, умереть. Заметим, что, если несколькими стихами выше Петр называется «камнем», то здесь мы увидим, как Христос именует его сатаною.

«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). В любом человеке наблюдается непостоянство. Если кто-то возлагает надежды на какую-то иерархическую должность, Папы Римского, или кого-то еще, полагая, что спасение здесь, следует осознать, что люди непостоянны. Мы видим, как Петр исповедал истину, которую ему открыл Небесный Отец, а, спустя совсем непродолжительный период времени, ведет себя как противник Христа, ибо слово «сатана», по-еврейски «сатан», означает противник.

«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). И далее Христос говорит о то, что необходимо отвергнуть все ради служения Ему.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, (Мф. 16:24)

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; (Мф. 16:25)

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26)

Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Это призыв действительно отказаться от всего, даже, если потребуется, и от жизни, во имя идеалов веры. Конечно, христиане не должны провоцировать преследования, но если все-таки наступает период гонений, они не должны уклоняться от прямых ответов на вопросы, когда мир вопрошает их о Христе-Спасителе. Мы верим в Него, как в Сына Божия, то есть Бога, Мессию и Спасителя.

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). О чем это? Когда Святой Дух сошел на апостолов в день святой Пятидесятницы, они пережили помазание от Бога и, став царственным священством, созерцали Христа уже в себе самих, во славе присутствовавшего в них. Как восклицает апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2:20). В другом месте Нового Завета говорится: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что Дух Святой, который войдет в жизнь верующих, напомнит ученикам о Нем самом и о всех Его словах, наставлениях и поучениях. Дух Христов есть Дух Святой, как он называется в Писании, потому что заслугами Христа, Его крестными страданиями, мы сподобились того, что после очищения наших сердец, душ, страданиями Христа, мы сподобились снисхождения в наш внутренний мир и благодати Духа Святого. Как говорил Христос: «Лучше для вас, если Я пойду к Отцу, умолю его, и Он пошлет вам Духа Святого, который научит и наставит вас на всякую правду».

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 301 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]