Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 01.12.2024, 02:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 7 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 23.
13:20
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 23.

Евангелие от Матфея. Глава 23.

В сегодняшней лекции, отец Олег Стеняев прочитает 23-ю главу Евангелия от Матфея. Господь обличает лицемерие книжников и фарисеев, скорбит об Иерусалиме.

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим (Мф. 23:1)

И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; (Мф. 23:2)

Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: (Мф. 23:3)

Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; (Мф. 23:4)

Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; (Мф. 23:5)

Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23:6)

И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:7). Следует отметить, что Христос, обличая лицемерие книжников и фарисеев, не оспаривает «правильность» их учения: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Таким образом, Христос показывает, что истинное учение может распространяться и посредством лицемерных людей, в частности, наставников, даже при несоответствии их образа жизни этому учению. В христианстве с древних времен существовала идея о действии благодати и через недостойных священнослужителей. Об этом писали и святитель Иоанн Златоуст, и блаженный Августин, и блаженный Феофилакт и многие другие авторы. Собственно говоря, в Древней Церкви всегда настаивали на том, что сама постановка вопроса: кто достоин совершать Таинства, а кто недостоин – неправомочна. Почему? Потому что, если принять на вооружение точку зрения, согласно которой кто-то достоин совершать Таинства, а кто-то – нет, данная мысль будет граничит с богохульством в том смысле, что никто в мире не достоин этого: ни тот, кто готовится к совершению Таинства, ни тот, кто совсем не готовится. То, что мы получаем в таинствах Церкви, в Таинствах веры несоизмеримо с тем, что мы можем сделать сами. Невозможно ценою временной жизни приобрести жизнь вечную, ценою тленной жизни жизнь нетленную, ценой жизни на земле жизнь на небесах. Это несоразмерные вещи. Поэтому, в любом случае, кто бы ни учил и ни преподавал Таинства в Церкви, все недостойны. Таинство всегда совершается по благодати, и любое действие благодати – действие Христа. Священнослужитель лишь символизирует собою присутствие Христа среди народа Божия. Христос через апостолов дает нам наставление, что служители Церкви – письмо Христово, всеми узнаваемое и читаемое. Если письмо испачкано какими-то кляксами, это не обесценивает того содержания, которое мы обнаруживаем на его страницах.

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья; (Мф. 23:8)

И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; (Мф. 23:9)

И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. (Мф. 23:10)

Больший из вас да будет вам слуга: (Мф. 23:11)

Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). Здесь речь идет о том, что никто не должен считаться отцом, учителем и наставником в том смысле, в котором Бог является Отцом всего своего творения, в том смысле, что Он – Создатель и Творец. По благодати Бог является Отцом каждого живого существа. Никто не может быть учителем всех верующих, так как истинный Учитель есть Христос. Тем более, это касается ситуаций, когда человек сам себя именует отцом, святителем или наставником. Наш Наставник – Дух Святой, о котором сказано, что Дух Святой научит и наставит на всякую правду. Это не означает, что в Церкви мы не можем обращаться к священнослужителю с приветствием «отец». Например, если мы откроем Послание к Тимофею Святого апостола Павла, то увидим, что оно начинается словами: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере» (1Тим. 1:1). Павел называет Тимофея «истинным сыном в вере». Это означает, что по отношению к Тимофею Павел был его истинным отцом в вере. И Павел пишет в одном из своих посланий: «Не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). В Церкви есть и учителя. «И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор. 12:27-28). Итак, мы видим, что в Церкви есть и духовные учителя, отцы и наставники. Это не противоречит завету Иисуса, согласно которому никого нельзя называть учителем, наставником, или отцом в глобальном смысле этих слов, уподобляя кого-то Богу, который является Отцом, или Христу – Учителю по отношению ко всем верующим, живущим во Вселенной. Далее Иисус говорит, что лицемерие книжников и фарисеев – серьезная проблема для них:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. (Мф. 23:13)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Мф. 23:14)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15). Здесь говорится о том, что действия книжников и фарисеев препятствовали людям войти в Царствие Божие. Своим поведением они как бы затворяли вход туда. Фарисеи и книжники могли обходить разные места, чтобы обращать других в свою веру. Иногда такое обращение оборачивалось тем, что человек становился еще большим лицемером, чем его наставники. Хотя я часто объясняю, что фарисеи в те времена были лучшими людьми в Иудее. Во-первых, они были традиционалистами, в отличие от модернистов-саддукеев и их образ жизни был более соответствующим Закону Божьему. Фарисеи являлись консерваторами. Однако этот ложный консерватизм мешал им проявлять подлинную религиозность в том смысле, что они скорее проповедовали самих себя, нежели Слово Божие. В своем консерватизме они занимались самолюбованием и не способствовали распространению Славы Божией здесь, на Земле. А в Писании сказано: «ищите прежде всего Царствия Божьего и славы Его, и это все (остальное) приложится вам» (Мф. 6:33). Современное общество должно ожидать от любого представителя духовенства свидетельства об Иисусе Христе. Священник проповедует не себя, не свою эрудицию, не свои философские познания, а, как пишет апостол Павел: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен» (Мф. 23:16). Фарисеи и книжники не видели собственных нравственных проблем.

«Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Мф. 23:17)

Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. (Мф. 23:18)

Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф. 23:19)

Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; (Мф. 23:20)

И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; (Мф. 23:21)

И клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22). Книжники и фарисеи не могли понять, что есть образы, а есть первообразы и отделить материальное от духовного. Для них важнее был не Храм, а золото, которое было в Храме, не жертвенник, а то, что лежало на этом жертвеннике. Проблема книжников и фарисеев заключалась в том, что они не могли выстроить правильную иерархию ценностей: что должно стоять на первом месте, на втором и на третьем. И в этом заключалась их слепота.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (Мф. 23:23)

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:24) Книжники и фарисеи обращали внимания на всякие мелочи в соблюдении таких правил, как отделение десятины от мяты, от тмина, однако к делам милосердия не относились столь скрупулезно. Они были чистыми по отношению к ритуальным действиям, но по отношению к другим людям часто оставались бесчувственными и невнимательными. А мера того, как Бог отнесется к нам, обусловлена мерой того, как мы относимся к другим людям.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23:25).

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). Внешняя сторона заповедей, обрядов имела для фарисеев огромное значение. Они могли хорошо одеваться, следить за чистотой, но при этом внутреннее состояние этих людей оставляло желать много лучшего, что являлось для них серьезной проблемой. Действительно, человек может быть кем-то или казаться кем-то. Быть или казаться – разные вещи.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; (Мф. 23:27)

Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Действительно, покойника можно загримировать, одеть в красивый костюм, положить в дорогой гроб, но это не будет означать, что процесс разложения этого тела остановлен. Так и религиозное ханжество может проявляться в том, что внешне все, казалось бы, правильно и хорошо, а внутри – моральное и нравственное разложение.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, (Мф. 23:29)

И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; (Мф. 23:30)

Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; (Мф. 23:31)

Дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23:32). Здесь Христос обращает внимание оппонентов на то, что почитание пророков и праведников – это подражание их образу жизни. Данная тема является актуальной и для нас, православных христиан. Если же мы ограничиваем почитание пророков и праведных, святых тем, что как-то обустраиваем места их захоронения, и лишь подобным внешним действием памятуем о них, это неправильно. Сказано: «Поминайте наставников ваших, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Поэтому лучшее почитание пророка, святого, мученика – подражание его благочестию. Забота о месте погребения святого тоже очень важна, но не является самоцелью. Это место обозначено как святое, чтобы память об усопшем приводила нас к необходимости следовать образу жизни ушедшего праведника. И, собственно говоря, в Библии мы имеем примеры жизни разных людей. И хотя мы знаем, что все они давно умерли, но эти примеры и образы до сих пор вдохновляют нас.

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:33) Известно, что ехидны и змеи очень изворотливо убегают, прячутся, если ощущают какую-то опасность, но кто сможет спрятаться от Страшного суда Божия, который грядет на всю Вселенную? Ехидна, змея может заползти под камень. Иногда такие существа меняют свою окраску. Их трудно заметить, но, когда Бог будет производить Суд над всей Вселенной, кто сможет спрятаться от Его справедливого гнева?

«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (Мф. 23:34)

Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. (Мф. 23:35)

Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мф. 23:36). Любое действие против праведников и святых, конечно же, обернется проклятием тех, которые против этих праведников и святых восставали. Даже если впоследствии гонители начинали лицемерно почитать преследуемых, это нисколько не снимало ответственности за те преступления, которые они совершали по отношению к праведным и святым. Далее, обличив религиозный «истеблишмент» ветхозаветной Церкви, Христос говорит о судьбе Иерусалима, Святого города:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37)

Се, оставляется вам дом ваш пуст. (Мф. 23:38)

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:39). Конечно, Господь обращается не к городу, не к камням, не к земле, а к людям, которые жили в Иерусалиме, в этом Святом месте. Ведь даже простые люди несут ответственность за те действия, которые совершают их религиозные лидеры. А так как дух лицемерия проникал в сердца книжников и фарисеев, он заражал их последователей, которые должны были делить ответственность за содеянные преступления религиозного «истеблишмента – книжниками и фарисеями. В русском народе есть такая пословица: «каков приход, таков и поп», а есть пословица: «каков поп, таков и приход», то есть, в некотором смысле, мы все оказываем друг на друга влияние. И если народ будет благочестивым, благочестивым будет и духовенство. В этом случае, верующие будет вымаливать для себя у Бога хороших пастырей. Благочестивые пастыри оказывают благодатное влияние на народ. Иными словами, мы все связаны друг с другом, и несем друг за друга ответственность: народ Божий и духовенство, духовенство и народ Божий. Эти темы и затронул Христос в рассматриваемой главе.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-23-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 261 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]