Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.11.2024, 07:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 7 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 24.
13:24
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 24.

Евангелие от Матфея. Глава 24.

В 24-й главе Господь говорит о кончине мира страшные слова, которые призывают людей к бодрствованию. Читает и комментирует священник Олег Стеняев.

«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Мф.24:1)

Иисус же сказал им: видите ли, всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:2). После того, как Христос вышел из Храма, ученики показали Ему великолепие этого здания. Господь отвечает словами: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». На самом деле, Христос произносит пророчество. Пройдет всего несколько десятилетий, как Иерусалимский Храм действительно будет разрушен, а римский полководец Тит даст приказ разбить каждый кирпич в городе Иерусалиме и пройти плугом через весь город. Таким образом, пророчество Христа исполнилось буквально. На месте Храма не осталось камня на камне. Единственное место, которое сохранилось, – это Храмовая стена, называемая сегодня Стеной Плача. Она – напоминание о том величественном строении, всецело разрушенном, о том городе, который по сути дела был стерт с лица земли. Но какое назидание для нас может быть в этом тексте? Нас действительно иногда поражает величие какого-нибудь строения или общественной структуры, организации. Порой мы очарованно влюбляемся в то или иное движение, нас очаровывает строй какой-нибудь человеческой традиции. Однако Христос показывает, что все, что создано человеком, зыбко, оно может существовать, и даже очаровывать, но до определенного момента. Рано или поздно, как сказано, все вещи истлевают от употребления, то есть приходят в некоторую негодность. И, напротив, то, что создано Богом, существует в веках. Великая Римская империя… Что от нее осталось? Только наименование. А Церковь Христова, которую Он создал, до сих пор существует во всем мире. В ней проповедуется Евангелие, совершаются таинства, обряды, произносятся молитвы перед Богом. То есть организм Церкви оказался более живым и устойчивым, чем те империи, которые возникали и исчезали. Римская, Византийская, Османская, даже Российская империи – все они существуют на протяжении какого-то исторического отрезка, по прошествии которого, от них ничего не остается. И часто даже камня на камне не остается. Поэтому, когда мы ищем для себя что-то устойчивое, необходимо понять, что Христос и есть тот камень, который сообщает прочность любому зданию. Если мы строим свою веру на Христе, на убеждении в том, что Иисус из Назарета есть Сын Божий и Мессия, то это серьезное основание. Если же свое счастье мы связываем с какими-то политическими движениями, мощными общественными структурами, следует осознавать их зыбкость и приходящий характер.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Действительно, многих людей занимает вопрос – сколько еще будет существовать этот мир? Но в таком вопросе есть некое праздное любопытство.

«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, (Мф. 24:4)

Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. (Мф. 24:5)

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: (Мф. 24:6)

Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; (Мф. 24:7)

Все же это – начало болезней» (Мф. 24:8). Прежде всего Христос говорит о том, что если люди будут проявлять праздное любопытство в вопросе о конце света, то придут многие лжехристы и прельстят многих, когда будут говорить, что конец света уже через год, в ближайшее время. Действительно, только Господь Бог знает, когда завершится история человечества. Ведь Христос и есть смысл человеческой истории. Христос в Своем Боговоплощении, который Сам о Себе говорит: «Я есть альфа и омега, Я есть начало и конец» (Откр. 21:6). Но в то же время Христос говорит о приметах, которые будут связны с концом света. «Также услышите о войнах и о военных слухах». Кто-то может сказать, что войны были всегда. Военные слухи также распространялись довольно часто. О чем же идет речь? Христос говорит не просто о войнах, а о неких глобальных конфликтах. «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство». Речь идет не просто о том, что восстанет народ на народ, или царство на царство и все…Господь произносит слова: «народ на народ, и царство на царство», имея ввиду не конфликт между одним народом и другим народом, одним царством и других царством, а всемирное противостояние, когда народы и царства приходят в движение, вследствие войн. В истории XX века мы уже имели два глобальных конфликта. Это Первая и Вторая Мировые войны. Многие политические аналитики считают, что сейчас мы уже стоим на пороге Третьей Мировой войны. И ситуация не будет ограничиваться территориальными притязаниями одной страны по отношению к другой, но вся планета может быть втянута в трагическое противоборство.

«Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7). Разве не бывает землетрясений в наше время? «Глады, моры» – эпидемии. Разве они не реальность любой эпохи? Речь идет о том, что в последние времена «глады и моры» усилятся. Кстати, ученые обращают внимание на то, что сейсмическая активность на планете стала значительно более высокой. Землетрясений и природных катаклизмов, в целом, становится все больше и больше. Ученые связывают это, конечно, не с концом века, а с тем экологическим кризисом, который является частью нашей реальности, неким необратимым процессом. Однако, с чем бы они не связывали усиление подобных процессов, представляется очевидным, что это часть нашей жизни. Когда Христос говорит о болезнях, вероятно, речь идет о том, что эпидемии станут результатом военных конфликтов. Лучевая болезнь — это проблема, которая до сих пор мучает японцев. Хотя ядерный удар по Хиросиме и Нагасаки был нанесен очень давно, последствия лучевой болезни до сих пор дают о себе знать. Возможно, появятся новые болезни, которых люди не знали раньше. Например, тот же СПИД – чума XX века, как его называли, – болезнь, которая не была известна людям прошлого. В наши дни, это часть окружающей нас реальности.

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Мф. 24:9)

И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; (Мф. 24:10)

И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24:11). Здесь Христос совершенно конкретно говорит о том, что христиан будут ненавидеть во всем мире. Еще пятнадцать, двадцать лет назад трудно было представить, что на Ближнем Востоке будут обезглавливать христиан, только за то, что они христиане. Пятнадцать, двадцать лет назад отношение к Церкви было очень почтительным. Однако, мы видим, как оно трансформируется в нечто непочтительное, даже совершенно презрительное по отношению к верующим людям, христианам, особенно к духовенству. Это та реальность, в которой мы живем. Речь идет об очень жестком отношении к Церкви. «Будут предавать вас на мучения и убивать вас». Конечно, под мучениями и убийствами в данном случае имеются ввиду некие действия в широком контексте. Будут информационные киллеры, которые будут нападать в общественном пространстве на священнослужителей, будут мучения, связанные не только с умерщвлением верующих в Иисуса Христа, но и с созданием такого контекста их существования, когда их жизнь будет становится все более и более невыносимой. «И тогда соблазнятся многие», возможно здесь речь идет о том, что кто-то не выдержит этих мучений. «И друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга». Действительно, агрессия по отношению к любой части населения всегда оборачивается агрессией по отношению к другой части населения. То есть те люди, которые враждуют против Церкви, со временем неизбежно начинают враждовать друг против друга. Сначала они объявляют христиан противниками всего прогрессивного, начинают их преследовать, доносить на них. Затем охота за ведьмами превращается во взаимное информационное истребление друг друга. И следующий признак последних времен – «многие лжепророки восстанут, и прельстят многих». Лжепророки – те, кто обещает нам что-то ближайшем будущем. Но, как правило, это не всегда исполняется. Лжепророками могут быть и политические лидеры, деятели, которые одурманивают народ своими обещаниями, или религиозные деятели, которые будут предлагать некие откровения от Бога. Новейший Завет будут предлагать людям от Бога, но, в действительности, под этим, конечно же, будут скрываться еретические течения, которые искажают жизнь и не дают людям возможности иметь чистое познание о Боге и его откровениях. «И прельстят многих». Под очарование этих лжепророков, и политических, и псевдорелигиозных, попадут очень многие люди. Идеи Маркса в свое время завладели значительной частью планеты. Китай до сих пор исповедует идеологию Маркса. Когда-то и Россия подсела на эту идеологию. Идеи Ленина, Сталина, Гитлера и многих других политических и общественных деятелей будоражат сознание людей некими заманчивыми обещаниями, но, в конце концов, приходит неизбежное разочарование.

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; (Мф. 24:12) то есть грех будет усиливаться в мире.

Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). Иными словами, преодоление искушений последних времен еще не означает стяжания каких-то добродетелей. Претерпеть до конца — это уже путь спасения. И далее говорится об очень важной примете последних времен, исполнение которой мы наблюдаем прямо сейчас.

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). То есть проповедь Евангелия будет абсолютно доступна и открыта. Вы можете включить Интернет, найти нужный портал…Мы сейчас общаемся с вами, и не важно, где вы находитесь в этот момент, в Москве или в Нью-Йорке, в Сан-Франциско, или в Токио. Проповедь Евангелия в последние времена звучит как последний призыв. Она приобретет глобальное значение и распространится по всему миру. Это действительно будет последний призыв. Кстати, еще двадцать, двадцать пять лет назад невозможно было даже представить, что священники смогут приходить в воинские части, в тюрьмы, что проповеди будут не то, чтобы на просторах интернета, тогда не было Интернета, но то, что по радио, по телевидению это станет всем доступным. Но это будет уже последний призыв.

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» (Мф. 24:15). Мерзость запустения, которая была обозначена пророчеством Даниила, – это предсказание о том, что на святом месте будет нечистота. С одной стороны, это указание на ту компанию, которую начнет первый император из дома Флавиев – Веспасиан. Речь идет об Иудейской войне. Город Иерусалим и Святой Храм будут окружены римскими войсками. С другой стороны, слова пророка Даниила говорят и о гибели всего мира. Мерзость запустения — это всемирная апостасия, отступление от истинной веры. При этом, ни, например, кришнаит, ни свидетель Иеговы, ни какой-нибудь язычник не могут отступить от истинной веры. Апостасия — это процесс, который происходит внутри христианского сообщества, потому что отступником от веры может быть лишь тот, кто пребывал в истинной вере, а затем, как Иуда, отстал от сообщества святых апостолов. И Ефрем Сирин указывает на то, что многие христиане прельстятся новыми учениями, идеологиями последнего времени и отступят от чистоты веры. Вот что имеется ввиду под «мерзостью запустения».

«Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:16). Христиане, сохранившие веру, должны будут возвышать свое сознание через исследование писаний, духовные наставления, молитвы и Таинства Церкви.

«И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; (Мф. 24:17)

И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» (Мф. 24:18). Вопрос спасения должен быть самым главным вопросом. Человек не должен будет думать о том, как спасти душу и при этом спасти свой бизнес и не потерять каких- то социальных льгот и так далее, и так далее. Так не получится. Христос говорил, что спастись может тот, кто возьмет свой крест и пойдет за ним. Нельзя пойти за Христом и при этом не взять крест. То есть невозможно быть христианином и не принимать на себя сложности, обусловленные тем фактом, что ты верующий, а мир, в котором ты живешь, это мир безбожия. Ведь Христос и посылает верующих в мир как овец среди волков. Тьма пытается объять свет, но свет во тьме светит, и тьма не может его объять.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» (Мф. 24:19). О чем здесь речь в широком аллегорическом смысле? О том, что для того, кто еще не разрешился, не родился, не выстроил правильных отношений с Богом и, как младенец, еще питается молоком из груди матери, это будет трагедия. То есть, к тяжелым дням, о которых говорит Господь, мы должны запасаться духовным хлебом, исследовать писания под руководством Церкви для того, чтобы духовная пища всегда был в запасе. Ведь проблема последнего времени, как пишет пророк Амос, заключается в том, что «будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8.12).

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Под зимой можно понимать нравственные, моральные «заморозки». Суббота – указание на время, когда мы слишком расслабились, слишком успокоились. Несчастья последнего времени начнутся именно тогда, когда люди будут говорить «мир и безопасность», то есть покой и безопасность, и внезапно их настигнет пагуба.

«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. (Мф. 24:21)

И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22). То есть Господь попустит, чтобы самые тяжелые последние гонения не длились бы достаточно длительное время.

«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. (Мф. 24:23)

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Мф. 24:24)

Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:25). И, действительно, в истории XX века мы видим очень много лжепророков, лжехристов, не только в России, но и в других странах. Это люди, которые объявляют себя Мессиями, пророками, духовными лидерами. На самом же деле, речь идет о бесовских обманках.

«Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте; (Мф. 24:26)

Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; (Мф. 24:27)

Ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:28). То есть пришествие Христово не будет происходить в каком-то подвале, или сокровенном помещении. Оно будет подобно движению молний по небу. Речь идет о явственном событии, когда небо свернется как свиток, и Христос в окружении ангелов и святых спустится на эту землю.

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29). Солнце, луна, звезды — это источники света. Как мы уже говорили, в период апостасии люди потеряют доступ к Слову Божию, и откровения Господни как бы сокроются от многих. Они будут пребывать во мраке неведения.

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Знамение Сына Человеческого на небе – это крест. Крест Христов будет оставаться нашим упованием до последнего мгновения существования мира, когда не будет возможности читать, изучать Библию, приобщаться к Таинствам. Надежда на Крест Христов, само крестное знамение, как оружие над дьяволом, данное нам, будет защищать нас в эти последние, самые тяжелые дни. И на небе явится знамение креста как предвозвещение его Второго Пришествия. Не отдельные люди увидят его, а все «племена Земли». Облака небесные свидетельствуют о том, как учили древние Отцы Церкви, что Божий суд будет не без милости.

«И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Что значит «от края небес до края их»? Край земли — это сердце каждого человека, и звук ангельской трубы будет столь мощный, что каждое сердце услышит его и содрогнется.

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; (Мф. 24:32)

Так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. (Мф. 24:33)

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; (Мф. 24:34)

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Что означает «не прейдет род сей, как все сие будет»? Ведь прошло почти две тысячи лет после того, как Христос произнес эти слова. Под родом сим имеется ввиду род человеческий. Ведь у Бога один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день. Если бы люди принципиально изменились бы, то есть поменяли природу своего рода, своего вида, то, наверное, потребовалось бы новое откровение Бога о Самом Себе этим новым существам. Но люди принципиально не меняются. Это все тот же род. Как сказано в Книге Премудрости, «если говорят что-то новое, не верь, это забытое старое».

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; (Мф. 24:36)

Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: (Мф. 24:37)

Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, (Мф. 24:38) То есть вели себя беспечно.

И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; (Мф. 24:39)

Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; (Мф. 24:40)

Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. (Мф. 24:41)

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). Вот для того, чтобы Господь скрыл дату конца света. Для того, чтобы мы пребывали в ожидании, чтобы вся история Церкви стала историей ожидания. Помните, как в Книге Деяний святых апостолов описывается Вознесение Христа? Два ангела подошли к апостолам и сказали, что как вы видите сего Иисуса, возносящегося на небо, таким же образом Он и вернется. И с этого момента история Церкви становится историей ожидания. Меня иногда спрашивают, когда же настанет конец света, потому что в свое время я написал большую книгу «Беседы на Апокалипсис». Я отвечаю очень просто – умрешь, вот тебе и конец света. Солнце погаснет, луна и звезды, появятся ангелы и бесы, начнутся мытарства. Это и есть конец света. Персональный, личный, для отдельно взятого человека. Но нас ждет и глобальный исторический апокалипсис. Поэтому в любом случае мы должны бодрствовать, ибо не знаем дня и часа собственной кончины, не знаем дня и часа «исторического» конца света.

«Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. (Мф. 24:43)

Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. (Мф. 24:44) то есть надо бодрствовать.

Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? (Мф. 24:45)

Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так» (Мф. 24:46). Верный, благоразумный раб, который дает вовремя пищу другим рабам – это служители Церкви. Если Господь найдет служителей Церкви в тот момент, когда они будут духовно окормлять людей Словом Божьим, то Он благословит их.

«Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. (Мф. 24:47)

Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, (Мф. 24:48)

И начнет бить товарищей своих и есть, и пить с пьяницами (Мф. 24:49), – то есть перестанет заботится об их насыщении, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, (Мф. 24:50)

И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:51). Действительно, со служителей Церкви будет спрошено значительно больше, чем с обычных людей. И Бог всегда, мы это видим на примере Моисея, Арона, Адама, апостолов, спрашивал со Своих избранников значительно строже, чем с обычных людей.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-24-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 238 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]