21:54 Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 26. | |
Евангелие от Матфея. Глава 26. Сегодняшняя 26-я глава, одна из самых трагичных в Евангелии. Читаем о предательстве Иуды, о молении Спасителя в Гефсиманском саду, о взятии Христа под стражу, суд перед Синедрионом.
«Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: (Мф.26:1) Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф.26:2). Святые отцы настаивают на том, что книжники и фарисеи стремились погубить Иисуса Христа, стараясь сделать это только не на Пасху, чтобы, с одной стороны, не вызвать возмущения народа, а с другой стороны, чтобы его смерть не выглядела слишком символичной. Однако это произошло именно на Пасху. «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, (Мф.26:3) И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; (Мф.26:4) Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. (Мф.26:5) То есть они хотели сработать на опережение, чтобы это событие не было бы связано с пасхальными днями. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, (Мф.26:6) Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. (Мф.26:7) Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? (Мф.26:8) Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф.26:9). Здесь мы видим, что даже ученики проявляют некую скаредность по поводу этого драгоценного миро. Они начинают рассуждать, сколько можно было бы получить денег от его продажи. В контексте других Евангелий такая мысль принадлежала Иуде, потому что он носил ящик для сбора «цдаки», то есть пожертвований для общины Иисуса. И, наверное, когда Иуда увидел это драгоценное миро, в его голове включился некий калькулятор, и он посчитал сколько это стоит. Всегда, когда говорят, что лучше было бы помочь нищим, в этих словах присутствует какая-то коррупционная составляющая. Обычно помощью нищим, детям прикрываются люди типа Остапа Бендера, которые собирают средства с других людей исключительно в свой собственный карман. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: (Мф.26:10) Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; (Мф.26:11) То есть, а что вам мешало в другой ситуации помогать нищим? Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф.26:12). И, действительно, мы знаем, что Христос умер в пятницу. Тело с креста снимали поспешно, потому что приближался праздник Пасхи. И также поспешно оно было захоронено, без обмывания и обтирания миром. Таким образом, эта женщина действительно подготовила Христа к погребению. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф.26:13). И, действительно, во всем мире, когда читаются Евангелия, вспоминаются эти события, связанные с женщиной, которая без сомнения была грешной, но ее стремление послужить Христу заслуживало подражания. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам» (Мф.26:14). Иуда совершил предательство именно тогда, когда калькулятор заработал в его голове. «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15). Почему Иуда пошел на предательство именно тогда? Потому что он счел, что история с миро – это проявление крайней расточительности. Деньги прошли мимо его рук, и он понял, что Иисус Христос и его община это не тот коммерческий проект, в котором следует принимать участие. И Иуда решил предать своего учителя. «И с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф.26:16). В чем заключалось предательство? Оно заключалось в том, что следовало было указать время и место, где Иисус будет находиться в окружении малого количества учеников, желательно в ночное время, потому что арестовать Его днем в присутствии народа боялись, как мы прочитали выше, опасаясь возмущения в народе. Предательство Иуды заключалось в том, что он знал, в какое время и в каком месте Христос будет находиться, и он должен был оповестить книжников и фарисеев, первосвященников и садукеев о том, что планировал сделать. На самом деле это очень разные люди – книжники, фарисеи, саддукеи, первосвященники. Но в этот момент все они объединились против Христа. Мы видим, что и сейчас мир объединяется против Христовой Церкви, когда принимаются антихристианские законы. У псалмопевца Давида во втором псалме есть пророчество об этом событии: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Псалом 2:1,2). То есть совещание против Господа, против Помазанника, это та реальность, в которой мы живем, и которая впервые себя обозначила, когда был совет против Христа, описанный выше. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?» (Мф.26:17). Имеется ввиду не первый день опресночный, а день, когда было необходимо уничтожить весь «хамец». Что такое приготовить пасху? Приготовление пасхи в то время означало убрать из своего жилья все кислое, сжечь дрожжевой хлеб. Ничего дрожжевого не оставалось в помещении, где отмечали Пасху. Только пресный хлеб подавался на пасхальный стол, ибо этого требовал Закон Божий, Закон Моисеев. «Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф.26:18). Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Мф.26:19). Приготовление пасхи — это, повторимся, когда в жилище уничтожается весь «хамец». Все помещение тщательно выметали, и даже читалась специальная молитва на обнаружение «хамец». Чтобы эта молитва была не напрасной, брали кусочек «хамец», то есть кислого хлеба, а потом со свечой проходили по углам, читая слова этой молитвы, выносили обнаруженный «хамец» и сжигали его. Опресноки клали на праздничный стол тремя стопками: в честь богачей, людей среднего достатка и бедняков, знаменуя тем самым, что любой еврей может прийти на пасхальную трапезу и принять участие в седере. При этом по понятиям иудаизма того времени дверь в жилище нельзя было запирать на время пасхальных торжеств. Пасха, кстати, в те времена была семейным праздником, и отмечающие его должны были принимать всех, которые приходили к ним: и богатых, и людей среднего достатка, и бедных. В праздновании должны были участвовать все. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Мф. 26:18 неизвестный ученик Иисуса дал согласие на то, чтобы в его доме Спаситель с апостолами устроили пасхальный седер. «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф.26:20). Естественно, никаких стульев тогда не было, и столов в нашем понимании тоже. Столом в то время являлось некое возвышение, буквально на несколько сантиметров от пола, за которым люди именно возлежали. Помещение устилали коврами и всякими пуфиками, подушками, на которое люди облокачивались. Они возлежали и в таком положении отмечали Пасху. При этом по Закону Моисея они были одеты, обуты, препоясаны и с жезлами в руках, в знак того, что они готовы совершить свой исход из языческого Египта, в Ханаан, то есть из состояния греха в Царствие Божие. «И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф.26:21). Что они ели? Согласно Закону Моисееву, они ели горькие травы. Почему? Они ели горькие травы, а также чеснок, лук, перец до того момента, пока слезы не начинали течь из глаз. чтобы вспоминать тяжелое египетское рабство, из которого в эту ночь Бог вызволил еврейский народ. На Пасху также запекали ягненка, причем мясо должно было подаваться на косточке, и пили вино, а также разламывали хлеб, то есть опресноки. «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф.26:22). Здесь мы видим печаль апостолов друг за друга и за себя. В этот момент самим вопросом «не я ли? не я ли?» они проявляют смирение. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; (Мф.26:23) Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26:24). Дословный перевод Мф. 26:23 – «обмакнувший хлеб в соль». Дело в том, что соль в чистом виде не употреблялась во время Песаха. Готовили специальный соляной раствор, и человек обмокал в него опреснок. В таком виде соль, растворенная в воде, символизировала слезы еврейских младенцев, которых египтяне бросали в воды Нила. «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: Ты сказал» (Мф.26:25). Хотя к этому моменту он уже совершил акт предательства. Если со стороны апостолов этот вопрос был проявлением смирения, то со стороны Иуды – лицемерием. «Иисус говорит ему: ты сказал». То есть этими словами Иуда обличил себя. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). До этого момента ученики совершали обычный пасхальный седер. Произносится благословение, то есть «браха» на хлеб. Обычно такая молитва начинается словами «Барух Ата Адонай». После этого, благословляется хлеб. Но, когда Христос добавляет слова «сие есть Тело Мое», он меняет иудейский седер пасхальной службы на новозаветную литургию. До этих слов все было как обычно, но здесь начинается уже тайное действие. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все» (Мф.26:27). Во время пасхальной трапезы чаши поднимали несколько раз. Произносилась молитва благодарения, «браха» на вино. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). Это уже необычные слова для пасхального седера. «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29). И, действительно, с этого момента и до Крестной Смерти Христос уже не будет ни есть, ни пить ничего. Он будет подвергаться избиениям, осмеянию, заключению в темницу, а затем последуют Его Крестный путь и распятие. «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30). Что значит «воспев»? Во время пасхальной трапезы было принято петь определенные псалмы. Затем все собирались из разных домов на гору Елеонскую и составляли там единый большой хор, исполняя псалмы вместе. «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: “поражу пастыря, и рассеются овцы стада”» (Мф.26:31). Как я уже объяснял, у Матфея чаще, чем у других евангелистов, цитируется Ветхий Завет. Это связано с тем, что, по преданию, он писал Евангелие для евреев. И, действительно, в псалмах Давида есть предсказание, о котором говорит Матфей. «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» (Мф.26:32). То есть ожидаю вас в Галилее. «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф.26:33). Апостол Петр – очень импульсивный человек. Он все время вел себя как юноша, хотя, на тот момент времени, был человеком в возрасте. Самым молодым среди апостолов был Иоанн Богослов, а не Петр. Смотрите, как он ведет себя на горе Преображения, на Фаворе. Он предлагает другим ученикам сделать три кущи, три шалаша. Он весьма эмоционально ведет себя на Тайной вечере и в момент ареста Христа. Повторюсь, Петр был очень импульсивным человеком. Собственно говоря, каждый из двенадцати апостолов — это некий характер и психотип. На примере двенадцати апостолов Христос показал, что каждый человек может найти свое место в Его общине. Из Двенадцати лишь один отпал. Это был Иуда. Его беду мы понимаем и знаем: сребролюбие, корысть. Эта зараза проникла в его сердце, и не дай Бог, если она проникнет в наше. «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. (Мф.26:34) Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Мф.26:35). Мы видим, что и другие ученики поддались импульсивности Петра. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. (Мф.26:36) И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Заведеевых, начал скорбеть и тосковать. (Мф.26:37) Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. (Мф.26:38) И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Гефсиманское моление о чаше – это очень важное, знаковое событие, очень важное событие, когда Христос в Своем истинном человечестве и в Своем истинном Божестве, он как бы не приемлет то, что Ему предстоит. По человечеству Ему предстоят тяжелые страдания. Сопротивление смерти вполне естественно для любого человека. По Божеству, Иисус возьмет на себя грехи всего мира. Бог – это абсолютная святость. Бог и грех – понятия абсолютно несовместимые. Гефсиманское борение — проявление ипостасности Христа. В Его ипостаси божественное и человеческое составляют единство, согласно Халкидонскому вероопределению, «нераздельно, неразлучно, неизменно, хотя неслиянно». Как Богочеловек возьмет на себя грехи всего мира, если святость противоположна греху? И как страшно человеку вкусить смерть на кресте, ведь сказано в Законе Божием «проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21: 23, приводится по цитате из Послания апостола Павла к Галатам 3:13). Он должен был взять на себя проклятие греха. Перебарывая Себя, Иисус говорит: «Не как я хочу, но как Ты». Речь идет о всецелом уповании на волю Небесного Отца. В то же время здесь человечество Христа как бы подчиняется Его Божеству. Такое истолкование также возможно. «И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф.26:40) Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. (Мф.26:41) Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. (Мф.26:42) И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. (Мф.26:43) Здесь мы видим, что Христос уже более решительно проявляет упование на волю Отца Небесного, в этом втором молитвенном прошении в Гефсемании. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. (Мф.26:44) То есть не спонтанно было решение подчиниться воле Отца, трижды он молится. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; (Мф.26:45) Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф.26:46). Предательство Иуды заключалось также в том, что он должен был «узнать» Христа. В темноте трудно было понять кто Христос, а кто апостол, поэтому Иуда был обязан не просто привести людей в определенное время и в определенное место, но и подойти ближе, рассмотреть, кто из собравшихся Иисус, приветствовать Его поцелуем так, чтобы воины увидели кого он приветствовал. В этом также заключалось предательство. Иуда должен был сделать так, чтобы Иисуса в темноте не скрыли бы, а вместо него не схватили кого-то из апостолов. «И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. (Мф.26:47) Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. (Мф.26:48) И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его» (Мф.26:49). Это был последний акт предательства. «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф.26:50) Слова обличения были уже как бы и не нужны. Своими действиями, даже самим выражением лица, грешник свидетельствует о своей порочности больше, нежели сто свидетелей. которые говорили бы о его грехах и преступлениях. Здесь все было очень ясно и прозрачно. «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященников, отсек ему ухо. (Мф.26:51) Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). Этот текст очень любят христианские пацифисты. Они говорят, что этот текст, эти слова запрещают брать в руки оружие. На самом же деле это не так. Здесь говорится о том, что на того, кто первый выхватывает меч, найдется и другой меч. Именно так эти слова понимал благоверный князь Александр Невский, который перефразировал их: «кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет». Итак, происходит арест Христа Иисуса, Его пленение. Далее, Спасителя ведут на суд первосвященника Каиафы. «А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. (Мф.26:57) Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященников; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец» (Мф.26:58). Начинается допрос Хритса первосвященниками. Кстати, некоторые могут смутиться и задаться вопросом: почему о первосвященниках иногда говорится во множественном лице? В ту эпоху существовал такой статус первосвященников, как «первосвященник на покое». По закону Моисееву первосвященник должен был занимать свою должность пожизненно. Однако в первом веке н. э. она перекупалась. Был один действующий первосвященник, и мог быть первосвященник на покое. Это была ситуация, подобная сосуществованию действующего Римского Папу и Папу на пенсии. «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, (Мф.26:59) И не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля (Мф.26:60) И сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. (Мф.26:61) И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» (Мф.26:62). Каиафа пытается форсировать ситуацию и обращается непосредственно к Христу. «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф.26:63). Почему первосвященник прибегает к заклятию именем Бога? Потому что до этого Христос молчал, научая и нас в некоторых случаях молчать, когда нас обвиняют, что-то против нас говорят. Но, когда заклятие идет именем Божиим, Иисус должен был ответить. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:64). То есть отныне, с этого момента вы уже заглянули в день суда, уже оказались там, и увидели на суде Сына Человеческого, Сына Божия, который будет судить вас за это преступление. «Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! (Мф.26:65) Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:66). Это было нарушением Закона Моисеева, того порядка, регламента суда, который на тот момент существовал. Нельзя было выносить приговор в день судебного разбирательства. Считалось, что должно пройти некоторое время, чтобы эмоции судебного процесса остыли, и люди вынесли приговор более обдуманно, взвешенно. Судебный процесс над Христом происходил с многочисленными правовыми нарушениями, даже с точки зрения Пятикнижия и Мишны, того устного законодательного свода, который уже тогда являлся достаточно авторитетным. «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам» (Мф.26:67). Здесь было множество недопустимых моментов. Существовало правило, согласно которому евреев ни по какому обвинению не выдают в руки язычников. Первосвященник и члены Синедриона нарушают это правило, когда отводят Иисуса из Назарета к Понтию Пилату. «И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф.26:68) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (Мф.26:69) Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. (Мф.26:70) Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. (Мф.26:71) И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. (Мф.26:72) Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя» (Мф.26:73). Что значит «и речь твоя»? Петр говорил на галилейском диалекте арамейского, акценте той местности, из которой происходил. «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух» (Мф.26:74). Здесь мы видим как будто такую деградацию, падение Петра: сначала он просто отрекается от Иисуса, затем отрекается с клятвой, теперь он клянётся уже именем Божиим. Божится, что не знает Иисуса. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). Собственно говоря, в связи с этими событиями раскаяние переживают два человека: апостол Петр, который, услышав крик петуха, раскаялся и заплакал, и Иуда, о котором сказано, что он раскаялся, пошел и удавился. Чем же отличается раскаяние Петра от раскаяния Иуды? Предательство Петра было более серьезным, чем предательство Иуды. Иуда предал Христа один раз. Петр трижды отрекается от своего Учителя, и даже призывает имя Божие, божится, клянется именем Бога, что не знает Иисуса. Раскаяние Петра было раскаянием перед Богом, ибо Иисус Христос, его Божественный Учитель, открыл ему образ Бога, как любящего Отца, милостивого и милосердного. Раскаяние же Иуды (раскаялся, пошел и удавился) было самоедством, раскаянием перед самим собой. И от безысходности такого самоедства, мучаясь угрызениями совести, он пошел и удавился. Не случайно петух в Древней Церкви был символом призыва к покаянию. Иногда христиане делали изображения петуха в знак необходимости осознания важности покаяния. Действительно, подлинным является именно то раскаяние, которое совершается перед Богом. Сегодня мы окончили изучение двадцать шестой главы, получив из этого текста целый ряд духовных наставлений и уроков. Если будем живы и Господь позволит, то в следующий раз мы продолжим занятия по Евангелию от Матфея на портале «Экзегет». | |
|
Всего комментариев: 0 | |